40 хадисов навави содержание. «…даже если повелевать вами будет раб…»

Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим на Том свете. Вся хвала Аллаху. Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и последователям.

Хочется уделить время благословенным хадисам Пророка (мир ему и благословение). Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является даром Аллаха мусульманам и всему миру, т.к. Всевышний ниспослал его милостью для миров.

Всевышний сохранил Коран от искажений, также уберёг от исчезновения семейство Пророка (мир ему и благословение) и его Сунну. Учёные до сегодняшнего дня охраняют Сунну от искажений.

Одной из лучших книг в области науки хадисов Пророка (мир ему и благословение) является книга, написанная известным учёным Абу Закария Яхьёй ибн Шарафом, известным как имам ан-Навави.

Имам ан-Навави родился в деревне Нава, в 60 км от г. Дамаска в Сирии. Он прожил в Дамаске 28 лет и был очень набожным человеком и великим учёным, который стал милостью Всевышнего для арабов, для последователей имама аш-Шафии и для всех мусульман.Имам Мухиддин ан-Навави стал примером для всех учёных.

Наш господин Мухиддин ан-Навави является автором книги «40 хадисов ан-Навави». Он передал в ней хадисы с цепочкой передатчиков, доходящих до Пророка (мир ему и благословение).

Имам ан-Навави (да снизойдёт на него милость Аллаха) пишет в своей книге: «Нам передали (вместо «мы передаём»)». На этот момент обратили внимание ибн Салих и другие учёные. Поэтому эти хадисы желательно читать таким же образом: не «мы передали», а «нам было передано».

Нам было передано от "Али ибн Абу Талиб, от АбдуЛлах ибн Мас"уд, от Муаза ибн Джабаля, от Абу-Дарда и ибн "Умара (да будет доволен им Аллах), от ибн "Аббаса, от Анаса ибн Малика, от Абу Хурайры, от Абу Саида (да будет Аллах доволен ими всеми) по многочисленным путям(турук) и различными версиями (риваятами), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Тот, кто сохранит для моей общины 40 хадисов, касающихся религии, будет воскрешён в Судный день в числе учёных и факихов». В другой версии передаётся: «будет воскрешён факихом и учёным». В хадисе, переданном от Абу Дарда, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я буду его заступником и свидетелем в Судный День». В версии от ибн Мас"уда, человеку, сохранившему 40 хадисов, скажут: «Войди в Рай через те врата, которые ты желаешь». Согласно передаче ибн Умара: «Его запишут в числе учёных и будет воскрешён вместе с шахидами».

У исламских ученых во все века был обычай составлять сборники из сорока хадисов на ту или иную тему, согласно этому хадису о награде в Судный день для того, кто соберет сорок хадисов из Сунны.

23 страницы, мягкий переплет, размер 210 на 152 мм.

بسم الله الرحمن الرحيم

مقدمة الإمام النووي رحمه الله تعالي

الحمد لله رب العالمين قيوم السموات والأرضين مدبر الخلائق أجمعينباعث الرسل صلواته وسلامه عليهم إلى المكلفين لهدايتهم وبيان شرائع الدين بالدلائل القطعية وواضحات البراهين أحمده على جميع نعمه وأسأله المزيد من فضله وكرمه وأشهد أن لا إله إلا الله الواحد القهار الكريم الغفار وأشهد أن سيدنا محمدا عبده ورسوله وحبيبه وخليله : أفضل المخلوقين المكرَّم بالقرآن العزيز المعجزة المستمرة على تعاقب السنين وبالسنن المستنيرة للمسترشدين المخصوص بجوامع الكلم وسماحة الدين صلوات الله وسلامه عليه وعلى سائر النبيين والمرسلين وآل كل وسائر الصالحين.

Вся хвала Аллаху, Господу миров, Хранителю небес и земли, Правителю всего сотворённого, Направляющего посланников, да благословит Он их и да приветствует, к мукалляфам , чтобы вести их правильным путём и разъяснять законоположения религии с помощью неопровержимых доводов и ясных доказательств. Я воздаю Ему хвалу за все Его дары и прошу Его об их увеличении из Его богатств и милости. Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, Господствующего, Того, Кто Своим величием и могуществом укрощает творения, Скрывающего грехи Своих рабов в мирской жизни и Воздерживающегося от наказания за них в жизни будущей, и свидетельствую о том, что наш господин Мухаммад является Его рабом, Его посланником и Его любимцем, являясь также и наилучшим созданием Аллаха. Я также свидетельствую, что он возвеличен Священным Кораном, являющимся непреходящим чудом (муаджизатом), которое сохранится до скончания времён, сунной, освещающей путь для ищущих руководства и имеющей способность вкладывать большие смысла в малое количество слов, а также легкостью этой религии. Да благословит Аллах и да приветствует его самого, всех остальных пророков и посланников, семейство каждого из них и всех прочих праведников!

أما بعد : فقد روينا عن علي بن أبي طالب وعبدالله بن مسعود ومعاذ بن جبل وأبي الدرداء وابن عمر وابن عباس وأنس بن مالك وأبي هريرة وأبي سعيد الخدري رضي الله تعالى عنهم من طرق كثيرات بروايات متنوعات : أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال : [ من حفظ على أمتي أربعين حديثا من أمر دينها بعثه الله يوم القيامة في زمرةالفقهاء والعلماء ] وفي رواية : [ بعثه الله فقيها عالما ] وفي رواية أبي الدرداء : [ وكنت له يوم القيامة شافعا وشهيدا ] وفي رواية ابن مسعود : [ قيل له ادخل من أي أبواب الجنة شئت ] وفي رواية ابن عمر [ كتب في زمرة العلماء وحشر في زمرة الشهداء ] واتفق الحفاظ على أنه حديث ضعيف وإن كثرت طرقه.

Передано от Али ибн Абу Талиба, Ибн Масуда, Муаза ибн Джабаля, Абу Дардаи, ибн Умара, ибн Аббаса, Анаса ибн Малика, Абу Хурайры, Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен ими Всевышний Аллах, через множество путей передач в различных риваятах , что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто сохранит для моей уммы сорок хадисов из числа дела её религии, Аллах воскресит его в Судный день в группе факихов и ученых».

В другом риваяте сказано: «…Аллах воскресит его факихом и ученым». В риваяте Абу Дардаи, да будет доволен им Аллах, сказано: «… и я буду для него в День воскрешения заступником и свидетелем». В риваяте Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, сказано: «…ему скажут: «Войди через врата Рая, которые пожелаешь». В риваяте ибн Умара, да будет Аллах доволен ими обоими, сказано: «… он будет записан в числе ученых и воскрешен в числе шахидов ». Хафизы в области хадисов единодушны в том, что этот хадис является слабым , хотя он передан через множество путей передач.

و قد صنف العلماء رضي الله عنهم في هذا الباب ما لا يحصي من المصنفات فأول من علمته صنف فيهعبدالله ابن المبارك ثم محمد بن أسلم الطوسي العالم الرباني ثم الحسن بن سفيان النسائي وأبو بكر الآجري وأبو بكر بن إبراهيم الأصفهاني والدارقطني والحاكم وأبو نعيم وأبو عبدالرحمن السلمى وأبو سعيد المالينى وأبو عثمان الصابوني محمد بن عبد الله الأنصاري وأبو بكر البيهقي وخلائق لا يحصون من المتقدمين والمتأخرين.

Поистине ученые, да будет доволен ими Аллах, составили неисчислимое количество сочинений, в которых они приводили сорок хадисов, которые касались различных тем в религии. Первым, кто составил подобный сборник хадисов был Абдуллах ибн Аль-Мубарак, следующим стал ученый, достигший степени ар-рабаниййу , Мухаммад ибн Аслам Ат-Туси, затем Аль-Хасан ибн Суфйан Ан-Насаи, Абу Бакр Аль-Аджурри, Абу Бакр Мухаммад ибн Ибрахим Аль-Исфахани, Ад-Даракутни, Аль-Хаким, Абу Нуайм, Абу Абдур-Рахман Ас-Сулами, Абу Саид Аль-Малини, Абу Усман Ас-Сабуни, Абдуллах ибн Мухаммад Аль-Ансари, Абу Бакр Аль-Байхаки, а также большое количество ученых из числа предшественников и поздних ученых.

وقد استخرت الله تعالى في جمع أربعين حديثا اقتداء بهؤلاء الأئمة الأعلام وحفاظ الإسلام وقد اتفق العلماء على جواز العمل بالحديث الضعيف في فضائل الأعمال ومع هذا فليس اعتمادي على هذا الحديث بل على قوله صلى الله عليه وآله وسلم في الأحاديث الصحيحة [ ليبلغ الشاهد منكم الغائب] وقوله صلى الله عليه وآله وسلم [ نضّر الله امرءا سمع مقالتي فوعاها فأداها كما سمعها].

Поистине, я выполнил молитву истихар ко Всевышнему Аллаху, чтобы собрать сорок хадисов, следуя этим выдающимся ученым, имамам и хранителям веры.

Ученые Ислама единодушны в дозволенности поступать согласно слабым хадисам в праведных делах , но вместе с этим моей опорой является не этот хадис, а слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, из достоверного хадиса : «… пусть присутствующий из вас доведет до отсутствующего» , – а также его слова: «Да возрадует Аллах человека, услышавшего сказанное мною, запомнившего и передавшего людям так, как он услышал это » .

ثم من العلماء من جمع الأربعين في أصول الدين وبعضهم في الفروع وبعضهم في الجهاد وبعضهم في الزهد وبعضهم في الآداب وبعضهم في الخطب وكلها مقاصد صالحة رضي الله تعالى عن قاصديها قد رأيت جمع أربعين أهم من هذا كله وهي أربعون حديثا مشتملة على جميع ذلك وكل حديث منها قاعدة عظيمة من قواعد الدين قد وصفه العلماء بأن مدار لإسلام عليه أو هو نصف الإسلام أو ثلثه أو نحو ذلك.

Затем, некоторые из ученых собрали сорок хадисов по основам религии (усулю ад-дин), некоторые по ответвлениям религии (фуруу ад-дин), некоторые о джихаде, некоторые об аскетизме (зухде), некоторые об адабах , некоторые о проповедях. Все это является благими целями, и да будет Аллах доволен теми, кто стремился к этим целям.

Однако я посчитал, что следует собрать наиболее важных сорок хадисов, чем хадисы на вышеупомянутые темы, и охватывающих собой их все. Каждый из таких хадисов должен представлять собой одну из великих основ религии и относиться к числу тех, которые ученые называли стержнем ислама в целом, или его половиной, или его третью и т. д.

ثم ألتزم في هذه الأربعين أن تكون صحيحة ومعظمها في صحيحي البخاري ومسلم وأذكرها محذوفة الأسانيد ليسهل حفظها ويعم الإنتفاع بها إن شاء الله تعالى ثم أتبعها بباب في ضبط خفي ألفاظها.

В отношении предложенных мною сорока хадисах я придерживаюсь того, чтобы они были достоверными, большинство из них имеется в сборниках достоверных хадисов Аль-Бухари и Муслима. Я привожу эти хадисы, отбросив иснады , чтобы их легче было запомнить, и для того, чтобы они принесли пользу всем, если это будет угодно Всевышнему Аллаху.

После хадисов я привожу главу, в которой уточняю скрытые значения выражений.

وينبغي لكل راغب في الآخرة أن يعرف في هذه الأحاديث لما اشتملت عليه من المهمات واحتوت عليه من التنبيه على جميع الطاعات وذلك ظاهر لمن تدبره وعلى الله اعتمادي وإليه تفويضي واستنادي وله الحمد والنعمة وبه التوفيق و العصمة و له.

Каждому стремящемуся к следующему миру (ахирату) надлежит знать о том важном, что содержат в себя эти хадисы, и необходимо усвоить указания из них на все религиозные обязанности, поскольку всё это очевидно для размышляющих над этим.

Я полагаюсь на Аллаха, уповаю на Него и вручаю Ему себя целиком и полностью. Вся хвала и милость принадлежит Аллаху, защита и содействие исходят только от Него.

Мукалляф – это человек, обязанный выполнять предписания шариата. Также Шариат нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, является обязательным и для джинов, поэтому они тоже попадают под определение мукалляфа. Что же касается остальных посланников, то они не были отправлены к джинам. Передано от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что тот факт, что джины уверовали в Таврат, о чем сказано в Коране: «Поистине мы услышали писание (т.е. Коран), ниспосланное после Мусы» (Сура 46 «Аль-Ахкаф», аят 30), – а значит они являлись мукалляфами, но их вера в него была добровольным деянием (табарру) с их стороны (см. « Аль-Фатху аль-мубин» Аль-Хайтами).

Муаджизат – это чудо, совершаемое пророком в доказательство истинности своего утверждения о миссии.

Риваят – предание, повествование, в данном случае версия хадиса.

Т.е. выучит, доведет до людей.

Хадис — это сообщение о любом сло­ве или деле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также невысказанном им одобрении (такрир) или его качестве.

Факих — ученый в области исламского права.

Шахид — мученик за веру, отдавший жизнь на пути Ислама.

Хафиз –в хадисоведении это звание получал ученый, знающий сам текст (матн) и его цепочку передач (иснад) минимум ста тысяч хадисов.

Имеется несколько ступеней тех, кто изучает хадисы:

— талиб – тот, кто только начал изучать хадисы.

— мухаддис – тот, кто сведущ в риваятах и занимается исследованием хадисов.

— хафиз – тот, кто знает текст (матн) и его цепочку передач (иснад) минимум ста тысяч хадисов.

— худжат – тот, кто усвоил минимум триста тысяч хадисов.

— хаким – тот, кто усвоил все переданные хадисы (см. Аль-Матризи).

Слабый хадис – это хадис, который не может считаться хоро­шим, так как не удовлетворяет хотя бы одному необходимо­му условию (см. «Тайсиру аль-мусталах»).

Ученый, достигший степени «ар-рабанийу» – это ученый, твердо придерживающийся религии, которому даровано познание Аллаха, и который посредством этого познания воспитывает людей.

Истихар – это обращение со специальной мольбой к Аллаху с целью указания Им наилучшего пути в каком-либо деле.

Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, в своей книге «Аль-Азкар», разъясняя вопрос следования слабым хадисам более подробно, пишет: «Ученые из числа хадисоведов, исламских правоведов и других сказали: «Дозволено и порой желательно поступать согласно слабым хадисам в отношении праведных дел, побуждения к этому и устрашения от запретного, если они не являются вымышленными. Однако в области шариатских норм, таких как дозволенность (халяль), запретность (харам), торговля, заключение брака (никах), развод (таляк) и пр., поступают только согласно достоверным или хорошим хадисам. Исключением из этого являются случаи, когда хадис будет предостережением в таких действиях. Например, существуют слабые хадисы о порицании некоторых видов торговли и заключения брака. Желательно остерегаться от подобного рода дел, о запрете на которые существуют слабые хадисы, но это не является обязательным» (см. «Табйин аль-хакаик» Ибн Аль-Хаджи Аль-Гидатли). Т.е. составление сборников хадисов по этим темам.

Т.е. таким хадисом, на который опирается большое количество шариатских норм (ахкамов).

Иснад – это цепь передатчиков хадиса, который состоит из двух частей: иснада и матна. Матн же – это информационная часть хадиса, т.е. само высказывание.

Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим на Том свете. Вся хвала Аллаху. Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и последователям.

Хочется уделить время благословенным хадисам Пророка (мир ему и благословение). Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является даром Аллаха мусульманам и всему миру, т.к. Всевышний ниспослал его милостью для миров.

Всевышний сохранил Коран от искажений, также уберёг от исчезновения семейство Пророка (мир ему и благословение) и его Сунну. Учёные до сегодняшнего дня охраняют Сунну от искажений.

Одной из лучших книг в области науки хадисов Пророка (мир ему и благословение) является книга, написанная известным учёным Абу Закария Яхьёй ибн Шарафом, известным как имам ан-Навави.

Имам ан-Навави родился в деревне Нава, в 60 км от г. Дамаска в Сирии. Он прожил в Дамаске 28 лет и был очень набожным человеком и великим учёным, который стал милостью Всевышнего для арабов, для последователей имама аш-Шафии и для всех мусульман.Имам Мухиддин ан-Навави стал примером для всех учёных.

Наш господин Мухиддин ан-Навави является автором книги «40 хадисов ан-Навави». Он передал в ней хадисы с цепочкой передатчиков, доходящих до Пророка (мир ему и благословение).

Имам ан-Навави (да снизойдёт на него милость Аллаха) пишет в своей книге: «Нам передали (вместо «мы передаём»)». На этот момент обратили внимание ибн Салих и другие учёные. Поэтому эти хадисы желательно читать таким же образом: не «мы передали», а «нам было передано».

Нам было передано от "Али ибн Абу Талиб, от АбдуЛлах ибн Мас"уд, от Муаза ибн Джабаля, от Абу-Дарда и ибн "Умара (да будет доволен им Аллах), от ибн "Аббаса, от Анаса ибн Малика, от Абу Хурайры, от Абу Саида (да будет Аллах доволен ими всеми) по многочисленным путям(турук) и различными версиями (риваятами), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Тот, кто сохранит для моей общины 40 хадисов, касающихся религии, будет воскрешён в Судный день в числе учёных и факихов». В другой версии передаётся: «будет воскрешён факихом и учёным». В хадисе, переданном от Абу Дарда, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я буду его заступником и свидетелем в Судный День». В версии от ибн Мас"уда, человеку, сохранившему 40 хадисов, скажут: «Войди в Рай через те врата, которые ты желаешь». Согласно передаче ибн Умара: «Его запишут в числе учёных и будет воскрешён вместе с шахидами».

Отношение учёных к слабым хадисам

Учёные хадисов отмечают, что это слабый хадис (заиф), несмотря на многочисленность путей передач, однако было написано множество книг по хадисам, в которых учёные собрали 40 хадисов, чтобы достичь то, о чём говорится в вышеприведённом хадисе и получить радостную весть о заступничестве.

Поступок этих великих учёных и богобоязненных праведных предшественников объясняет нам об их отношении к слабым хадисам. Учёные единогласны в том, что этот хадис является слабым, но тем не менее учёные взяли его основой для того, чтобы составить книги, собрав в них 40 хадисов.

Имам ан-Навави пожелал собрать 40 хадисов, которые поясняют основы Ислама. Для примера, одни из учёных отмечают, что в сборнике имама ан-Навави содержатся три хадиса, которые охватывают весь Ислам:

1. Все деяния оцениваются по намерению, каждому воздастся согласно его намерению…

2. Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное…

3. Красотой человека в Исламе является то, что он оставляет (без внимания) то, что его не касается.

Учёные говорят, что они содержат в себе всю суть Ислама. Совершая поступок, следует иметь искреннее намерение достичь довольства Аллаха, стремясь исправить самого себя, а не других. Мусульманин должен ухватиться за три хадиса, если он желает достичь степени богобоязненности и искренности.

Некоторые учёные прибавляют четвёртый хадис:

4. Тот, кто введёт в религию новшество, которое не относится к религии, то это новшество отвергнуто (этот хадис не относится к дозволенным новшествам).

Имам ан-Навави собрал 40 хадисов (добавив ещё два), которые раскрывают сущность и основы Ислама. Этим хадисам мы обучаем своих детей и студентов исламских заведений, изучаем их, чтобы достичь понимания этих хадисов. Мы стремимся к тому, чтобы наши дети выучили их, прилагаем усилия, чтобы объяснить их.

Один из учёных написал книгу, добавив к 40 хадисам ещё десять, в результате получилось 50 хадисов. Он написал комментарии к этим хадисам. Немало других учёных написали свои комментарии к 40 хадисам, собранными имамом ан-Навави. Эти комментарии (шархи) различны: кто-то комментировал кратко, кто-то – обширно. Также сам имам ан-Навави составил книгу с комментариями собранных им хадисов.

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.

Важность этого хадиса

Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов.

Так, Абу Дауд сказал: «Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это ‒ дело, либо скрытой, и это ‒ намерение» .

Имамам Ахмаду и аш-Шафи"и принадлежат такие слова: «Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых частей ».

Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Так, аль-Бухари начинает им свой «Сахих», а ан-Навави ‒ целых три своих труда: «Сады праведных» (Рийаду-с-салихин), «Поминания» (Аль-азкяр) и «Сорок хадисов ан-Навави» (Аль-арба "уна хадисан ан-нававийа). Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего. О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.

Абу "Убайд сказал: «Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он».

Причина появления этого хадиса

В своём «Большом словаре » (Аль-му"джаму-ль-кябир) ат-Габарани, ссылавшийся на заслуживающих доверия людей, сообщает о том, что Ибн Мас"уд , да будет доволен им Аллах, сказал:

Был среди нас один человек, посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась выйти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, а потом мы стали называть его «переселенцем Умм Кайс» .

Ибн "Аллян, "Аль-футухат ар-раббанийа"" 1/60.

Что же касается Са"ида бин Мансура , то в своём сборнике под названием "Ас-сунан" он приводит сообщение, снабжённое иснадом, который удовлетворяет условиям обоих шейхов, и заключающее в себе слова Ибн Мас"уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Совершивший переселение в стремлении к чему-нибудь (мирcкому) получит за это такую же награду, как и тот человек, который переселился, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и которого стали называть «переселенцем Умм Кайс». [Ибн "Аллян, "Аль-футухат ар-раббанийа", 1/60].

Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет

1. Намерение как необходимое условие

По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджжа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет.

Что касается действий, служащих только средством осуществления поклонения, например, частичного (вуду) или полного (гусль) омовения, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым условием их совершенства и получения за них награды» , ‒ тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Намерение является также и необходимым условием их действительности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения» .

2. Время и место намерения

Приступая к осуществлению того или иного вида поклонения, человек уже должен иметь определённое намерение, примером чего может служить произнесение слов «Аллах велик» перед началом молитвы (такбирату-ль-ихрам) или вхождение в состояние ихрама во время хаджжа, что же касается поста, то достаточно вознамериться совершить его заранее в связи с тем, что уследить за появлением зари трудно.

Местом намерения является сердце.

Обязательным условием, имеющим отношение к намерению, является определение желаемого и отделение его от всего прочего, а поэтому одного только общего намерения совершить молитву окажется недостаточно и надо будет определить, какую именно молитву человек желает совершить ‒ полуденную, послеполуденную и т.д.

3. Обязательность переселения (хиджра)

Имеется в виду переселение из такого места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии, туда, где это будет возможно, и это установление будет действовать всегда и безо всяких ограничений. Что же касается слов пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: "Нет необходимости в переселении после победы" , ‒ то здесь имеется в виду, что необходимость в переселении из Мекки после того, как она была завоёвана мусульманами, отпала в связи с тем, что этот город стал территорией распространения ислама.

Кроме того, словом «хиджра » обозначается то, что было запрещено Аллахом, поскольку пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

«…а мухаджиром является (лишь) оставивший (хаджара) то, что запретил Аллах».

Так, например, мусульманину запрещается покидать своего брата более чем на три дня, а женщине запрещается оставлять ложе своего мужа, но иногда мусульманину действительно следует покинуть своего брата в исламе, совершающего прегрешения, а свою жену, которая проявляет непокорность, ему позволительно покинуть на определённое время в качестве наказания.

4. Данный хадис служит указанием на то, что если кто-нибудь вознамерится совершить праведное дело, но осуществлению этого помешает нечто непреодолимое наподобие болезни, смерти или чего-нибудь ещё, то человек всё равно получит за это награду.

Аль-Байдави сказал: «Дела, совершаемые без соответствующего намерения, будут недействительными, поскольку намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря. Намерение по отношению к действию подобно духу в теле, и точно так же как тело не может существовать без духа, дух не может найти своё проявление в этом мире без связи с телом ».

5. Этот хадис направляет нас к искренности в делах и поклонении, чтобы благодаря этому мы получили награду в мире вечном, а в мире этом - содействие и успех.

6. Любое полезное и благое дело становится поклонением благодаря доброму намерению, искренности и стремлению снискать благоволение Аллаха.

الحديث الثالث

عَنْ أَبِيْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ عَبْدِ اللهِ بْنِ عُمَرَ بْن الخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ: سَمِعْتُ النبي صلى الله عليه وسلم يَقُوْلُ: » بُنِيَ الإِسْلامُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَأَنَّ مُحَمَّدَاً رَسُوْلُ اللهِ، وَإِقَامِ الصَّلاةِ، وَإِيْتَاءِ الزَّكَاةِ، وَحَجِّ البِيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ «

Третий хадис. Столпы Ислама и его великие основы.

Сообщается что Абу Абдуррахман Абдуллах ибн Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам возведен на пяти столпах :

— свидетельстве, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха,

совершении намаза,

— выплате закята,

— совершении хаджа ,

— соблюдении поста в месяце Рамадан» .

Абуль-Аббас Аль-Куртуби , да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Это означает, что эти 5 столпов являются основой исламской веры, на которых она строится и посредством которых она держится. Выделение именно этих постулатов без упоминания джихада, который помогает Религии и подавляет упорство неверных, связано с тем, что они являются постоянной обязанностью, а джихад относится к коллективной обязанности и в некоторых случаях отпадает».

В некоторых передачах (риваят) в этом хадисе хадж перечисляется до поста и это является ошибочным предположением (вахм(, и Аллах знает лучше, так как Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, когда услышал того, кто повторяет передачу (риваят) хадиса, перечисляя хадж до поста, запретил ему говорить так и удержал его от этого, перечислив пост до хаджа и сказав: «Так я слышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха».

В передаче (риваят) Ибн Умара сказано: «Ислам возведён на том, чтобы ты поклонялся Аллаху и не верил ни во что, кроме Него, в совершении намаза…» . В другой передаче (риваят) сказано: «Поистине, некий мужчина спросил Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «Ты не отправляешься в военный поход?». На что он ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха), говорил: «Поистине, Ислам возведен на пяти » .

В некоторых цепочках передачи хадиса сказано «на пяти» (على خمسة), при этом слово пять использовано в женском роде с буквой «ха» (ة) на конце, в некоторых без неё, но оба варианта правильны.

Этот хадис является великой основой в познании Религии и на него она опирается, так как он объединяет её столпы .

Абдуллах ибн Умар (погиб в 74 г. по хиджре / 693 г.) — Абдуллах ибн Умар ибн Аль-Хаттаб ибн Науфаль Аль-Адави — сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один из шести сподвижников, передавших наибольшее количество хадисов (1630), 170 из которых относятся к категории «муттафакун илейхи» (достоверность которых подтвердили имам Бухари и Муслим). Отличался набожностью, знаниями и храбростью. Участвовал во многих сражениях как при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так и после его смерти. Умер в 73 г. по хиджре в Мекке, будучи последним сподвижником, умершим в ней. Существует версия, что он был ранен отравленным наконечником по приказу наместника Омеядов Хаджаджа ибн Юсуфа.

Некоторые ученые утверждали, что тот, кто преднамеренно оставил что-либо из пяти столпов Ислама, становится неверным (кафир). Это передается от Саида ибн Джубайра, Нафиа, Аль-Хакама, также это является одним из мнений (риваят) имама Ахмада, которое предпочли некоторые ученые его мазхаба. Также этого мнения придерживался Ибн Хабиб, который был маликитом (см. «Джамиу аль-улюм ва аль-хикам» Ибн Раджаб Аль-Ханбали).

Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, комментируя этот хадис, пишет: «Так пришло в этой передаче (риваят), упомянув хадж до поста. Это лишь порядок перечисления, но не порядок утверждения в Шариате, так как соблюдение поста в месяце Рамадан было вменено в обязанность до хаджа. В другой передаче (риваят) пост перечисляется до хаджа». Так, соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Шабан во 2 году хиджры, а совершение хаджа в 6 или по другой версии в 9 году.

Тот, кто соблюдает все эти столпы в совершенстве, является мусульманином, обладающим совершенной Верой; тот, кто не соблюдает ни один из этих столпов, является неверным (кафир); отрицающий хотя бы один из этих столпов по единодушному мнению ученых не является мусульманином; признающий все столпы, но не соблюдающий хотя бы один из них, за исключением шахады, является нечестивцем (фасик); тот, кто выполняет все деяния и признает языком все по причине угодливости, является лицемером (мунафик) (См. «Аль-Вафи фи шарх аль-арбаин ан-нававия»).

Аль-Куртуби Абуль-Аббас (578-656 г. по хиджре) – крупный исламский правовед (факих) и специалист в области хадисов (мухаддис), похоронен в Александрии.

Фард аль-кифая — коллективная обязанность, предполагающая необходимость её выполнения лишь одной группой лиц, а не всеми.

Т. е. джихад не перечислен среди столпов Ислама.

Эти слова вовсе не означают, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, не участвовал в джихаде. Начиная с битвы у рва, он участвовал во всех военных походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, также он участвовал в войнах и после его смерти. Особенно он внес ощутимый вклад в войну с вероотступниками в период правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

Целью различных видов поклонения в Исламе являются не внешние действия и не их внешний облик, а смысл этих видов поклонения в сочетании с их совершением. К примеру молитва, не удерживающая человека от совершения мерзких и порицаемых поступков, не приносит пользы, также бесполезен и пост, если соблюдающий его не оставит ложь. Также не будут приняты ни хадж, ни закят, если они совершаются напоказ и из желания прославиться. Однако это не означает, что вышеупомянутые виды поклонения нужно оставить, если они не принесут своих плодов. Целью этих слов является побуждение человека к искренности и достижению цели поклонения. В целом этот хадис поясняет нам, что Ислам – это убеждение и деяния, а деяние без Веры (Иман) не приносит пользы, также как нет совершенства Веры (Иман) без совершения деяний (См. «Аль-Вафи фи шарх аль-арбаин ан-нававия»).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook