Как причисляют к святым в православии и католицизме. Новые католические святые – кто они? Все святые католической церкви

Почитание и призывание святых

Православные и католики считают, что Священное Писание решительно запрещает оказывать кому-либо божеское поклонение и служение , кроме единого истинного Бога (Втор. ; Ис. ; Мф. ;  ; 1Тим. ), но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение (doulexa) верным слугам Бога, и притом так, чтобы вся честь относилась к Единому Богу (Мф. ), как «дивному во святых своих» (Пс. ).

Происхождения почитания святых

Возникнув в христианской церкви на первых же порах её существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования святых выразилась в установлении в память мучеников и других святых особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и литургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана ; Постановления апостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV века везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским . Вместе с тем развивается и определяется самое вероучение о почитании святых (Ефрем Сирин , Василий Великий , Григорий Нисский , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст). Способствовало этому появление разных еретических учений. Были, например, еретики, которые не только чествовали Богоматерь подобающим ей почитанием, как святейшей всех святых, но и воздавали ей божеские почести, поклонялись и служили ей наравне с Богом. Это подвигло святого Епифания как на обличение заблуждающихся, так и на выяснение истинного церковного учения о почитании святых. В начале V века появились еретики которые стали упрекать церковь в том, что будто бы ею допускается божеское чествование святых с таким же поклонением им и служением, и этим восстанавливается древнеязыческое идолопоклонство и ниспровергается вера в истинного Бога, которому одному нужно поклоняться и служить. Во главе этого рода лжеучителей, состоявших по преимуществу из евномиан и манихеев, стал испанец Вигилянций . Против него выступили блаженные Иероним и Августин . Вера в обязательность и спасительность достодолжного чествования святых неизменно сохранялась в церкви и в последующие века; подтверждением чему служат свидетельства как отдельных пастырей церкви (Сальвиан , Кирилл Александрийский , Григорий Великий , Иоанн Дамаскин), так и целых соборов - поместного Карфагенского (419 год) и в особенности Второго Никейского . Противниками этого учения в Средние века являются альбигойцы , павликиане , богомилы , вальденсы и сторонники учения Виклифа , в Новейшие время - вообще протестанты .

Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах , не как богов каких, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. ) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который «един (есть)» в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» (1Тим. )

Начало молитвенного призывания святых видно ещё в церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших» (1Пар. ). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: «много может усиленная молитва праведного» (Иак. ). Апостол Пётр обещал верующим и после своей смерти не прерывать попечения о них (2Петр. ). Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Откр. ;  , . На основании Свящ. Писания и вместе свящ. предания, церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Это учение и верование церкви содержится во всех древнейших литургиях, например апостола Иакова и иерусалимской церкви, появившиеся в IV в. и вошедшие в церковно-богослужебную жизнь чины литургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, что призывание святых в это время было явлением всеобщим. Почитание святых не прекратилось и в период иконоборчества . Иконоборческий собор (754 год): «кто не исповедует, что все святые…. досточтимы пред очами Божиими…. и не просит молитв у них, как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о Мире, - анафема » . Несмотря на то, что, вскоре его постановления были отвергнуты на Седьмом Вселенском соборе , сама практика почитания святых осуждению не подвергалась.

Учение о почитании и призывании святых сохраняется и в учении древневосточных церквей (Ассирийской церкви Востока , эфиопской , коптской , армянской и других). Противниками этого учения были различные протестантские течения. Лютер отверг почитание и призывание святых главным образом на том основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святые своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. Святые, по мнению Лютера - это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.

Античное многобожие и почитание святых

Сохранение античных традиций у последователей христианской религии находит своё выражение в сочетании предыдущих представлений с христианскими символами в искусстве, в литературе, в философии, в бытовой сфере и в самой религии. Внешняя схожесть античного политеизма и культа христианских святых вызывает критику со стороны атеизма . Ф. Энгельс заметил, что христианство «могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых…» «Греческие жития мучеников-философов и политических деятелей, пострадавших за свои убеждения послужили образцом для мифических житий вымышленных святых.»:

Впрочем подобные взгляды имеют ответ Церкви, так Сергей Булгаков объясняет :

Святые в православии

  • «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. )
  • «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его» (Пс. )
  • «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. )
  • «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. )
  • «но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин. )
  • «наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. )

Святость - это состояние переживаемое верующим по слову Апостола Иакова «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. ). Но также сказано «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. ). Таким образом с одной стороны единственным сердцеведцем знающим угодников своих является сам Господь. Но Он Сам прославляет святых своих чудесами : даром языков (в первые века), пророчествований , исцелений, чудотворений при жизни, нетленными мощами , исцелений по молитвам святому. Чудеса не являются обязательным условием почитания, по слову Апостола Павла о высшем даре: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. ) -, но являются как бы указанием самого Господа на почитание его верного служителя. Например, как описано сразу после прославлении Святителя Московского Ионы об исцелении одной женщины :

Приведённая во храм, она усердно молилась пред чудотворными иконами, Владимирской и Великогорецкой, но не получила желаемого; припадала потом ко гробу чудотворца Петра и много скорбела, что труд её был напрасен; тогда послышался ей таинственный голос: «Иди ко гробу Ионы, чудотворца». «Не знаю, Господи, где он» - смиренно отвечала слепая, и, когда привели её к честной раке, стала осязать её руками с тёплою молитвой о прозрении, но как только приникла к мощам, чтобы приложиться, почувствовала как бы тёплое дуновение из уст святительских, прямо в очи свои, и в ту же минуту прозрела.

Православные церкви признают святыми, как правило, только православных или христиан-кафоликов, не еретиков, живших до разделения церквей. Впрочем, существуют исключения, например, арианка Святая Алла , Исаак Сирин , а в 1981 году собор РПЦЗ причислил к лику святых всех слуг царской семьи, погибших вместе с ними в Ипатьевском доме, в том числе католиков и протестантов. [ ]

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви:

См. также: Лик святости

Святые в католичестве

Святые, то есть спасённые для вечной жизни с Богом христиане, являются для живущих христиан примером христианской жизни, а также молитвенниками и заступниками перед Всевышним. Древний Апостольский Символ веры говорит об «общении святых», которое понимается в Католической церкви как общение духовных благ, а также как общение земной и небесной Церкви.

Иногда выделяют также святых-непорочных, святых-состоявших в браке и раскаявшихся грешников.

Отрицание почитания святых

Другие религии

Индуизм

В индуизме существует давняя и богатая традиция почитания святых. Это могут быть учителя-гуру , аскеты, преуспевшие на пути духовного самосовершенствования, основатели направлений индуизма, такие как Шри Шанкара-чарья, Рамануджа и т. д. Духовные люди (садху) знают признаки, по которым того или иного человека можно назвать святым. Они выражают ему почтение, а обычные люди следуют их примеру, а потом молва о святом человеке разносится из уст в уста.

Буддизм

Афроамериканские народные культы

Популярные в странах Латинской Америки синкретические религии , распространённые прежде всего среди чернокожего населения - такие как

Священнослужители позаботились обо всех - среди библейских персонажей можно найти покровителей для представителей разных профессий. Например, только у библиотекарей только три святых покровителя (Екатерина Александрийская, Джером (он же Иероним) и Святой Лаврентий). Кроме того, один святой может являться покровителем сразу нескольких профессий. Например, Екатерина Александрийская, почитаемая как великая мученица, по мнению церкви, помогает всем женщинам, архивариусам, адвокатам, точильщикам ножей. Неважно, кем вы работаете, каково ваше семейное положение и возраст - обязательно найдется святой, к которому можно обратиться с просьбами о помощи. Уточняю, что речь идет о католических святых .


В качестве дополнительного бонуса приведем несколько церковных праздников - все желающие могут взять их «под карандаш» и праздновать каждый год.

Успокоитель Святой Корнелий.

В 251 году Корнелия затащили на папский престол чуть ли не силой. Будучи Римским пресвитером, он прекрасно понимал, назначение на пост было равнозначно смертельному приговору. Церковь как раз находилась на стадии раскола, в Риме активизировались гонения на христиан. Папой Корнелиус пробыл целых два года - после его шея встретилась с тонким острием топора.

На иконах святой изображается с боевым рогом. Считается, что обращение к нему помогает избавиться от судорог, болей в ушах, эпилепсии.

Святой Валентин

Святой Валентин был священником и врачом, который помогал мученикам в тюрьме (которые позже его избили и обезглавили). В дополнение к этому, покровитель любви и счастливого брака, Валентин является также покровителем пчеловодов. Обращение к нему повышает шансы избавления от эпилепсии и чумы. Он часто изображается с птицами и розами.

Святой Адриан Никомидийский

Свою профессиональную карьеру Адриан начал в одном из элитных подразделений римской армии, возглавляемой на тот момент императором Максимином. Придя посмотреть на гонения христиан, он решил присоединиться к молодому и столь ненавистному властями молодому движению. Прежде, чем христианский «новобранец» успел пройти обряд крещения, он был арестован и казнен: его четвертовали, а затем сожгли. Верной жене Адриана Никомидийского удалось лишь сохранить безжизненную руку любимого из костра.

Адриан является покровителем «оружейных» профессий.

Святой Маруф и Персия

Епископ Маруф, благодаря своим благим деяниям и способности исцелять людей от тяжелых недугов, стал влиятельной особой при дворе персидского правителя Издегерда. Излечив царя от тяжелой головной болезни, а его сына от бесноватости, Маруф активизировал развитие христианства на землях огнепоклонников. Против епископа несколько раз совершались заговоры и покушения со стороны магов, но все они были неудачными. Также ему удалось собрать останки святых мучеников, пострадавших при Сапоре и захоронить их в новом храме города Тагрит (где позже умер и сам Маруф).

Святая Клотильда

Клотильда родилась в царской семье - она была дочерью короля Бургундии. После безвременной кончины отца, будучи подростком, принцесса стала женой короля Хлодвига. На протяжении всей жизни Клотильду сопровождали интриги: началось все с загадочной смерти отца и закончилось убийством двух внуков. Одним из главных достижений в жизни святой мученицы стало обращение короля Хлодвига в христианскую веру. Вместе с тем, матери так и не удалось примерить двух своих сыновей, каждый из которых претендовал на управление страной и царский престол. Чтобы оградить себя от разрушительных действий родных детей и не наблюдать за тем, как они пытаются уничтожить друг друга ради власти, Клотильда переехала в Тур (Франция), где и провела остаток своей жизни. Все свое свободное время королева уделяла заботе о больных и бедных.

Умерла и похоронена Клотильда в аббатстве Сент-Женевьев в Париже, где и сейчас хранятся ее мощи.

Святой Элигий

Элигий был талантливым кузнецом. Изначально он поступил учеником к мастеру монетного двора в Лимож (Франция), позже сам стал мастером монетного двора при короле Хлотаре II в Париже. Мастер жил благочестивой жизнью, постоянно давал милостыню нищим. В 641 году он стал епископом Фландрии. Элигий имел склонность к проектированию, став епископом, он построил базилику Святого Павла.

Элигий считается покровителем всех профессий, связанных с металлами, а также лошадьми и машинами. Ходят слухи, что епископ якобы отрезал ногу строптивой лошади, чтобы подковать копыто, и после чудесным образом возвращал ее обратно. Сегодня лошади не используются для перевозки людей и грузов, поэтому Элигий автоматически стал покровителем автотранспорта и, вместе с тем, автозаправочных станций.

Святой Эгидий

Эгидий - покровитель грудного вскармливания, всех нищих и калек. В будущем отшельник, он родился в богатой семье. Став взрослым, Эгидий раздал все свое состояние беднякам и удалился жить в пещеру в горах на юге Франции. Вход в пещеру был закрыт колючим кустарником, выбираться и попадать в убежище было тяжело. Чтобы мученик не умер с голода, Бог подарил ему олениху: Эгидий питался ее молоком. Отправившись на охоту, царские охотники заметили олениху и погнались за ней. Испуганное животное бежало в безопасное укрытие - в пещеру. Выстрелив в оленя, охотники промахнулись и ранили Эгидия. Отшельника вылечили, в качестве извинения царь велел возвести неподалеку от пещеры монастырь, в который впоследствии переехал чудотворец и его ученики (калеки и нищие). Также считалось, что обращение к Эгидию помогает излечить чуму.

Святой Юбер

Судьба Юбера с рождения была предначертана: родители, представители королевской династии Каролингов, видели своего сына высокопоставленным духовным лицом, облаченным в кардинальскую мантию. Однако юноша отличался буйным нравом и характером. Самым невинным из его увлечений была страсть к охоте, которая всегда сопровождалась пышными пирами, обильным количеством выпивки. В очередной раз отправившись на охоту, Юбер погнался за прекрасным оленем. Погоня продолжалась не одни день. Наконец, охотнику удалось остаться один на один с потенциальной добычей в непроходимой чаще. Но тут произошло чудо: во лбу оленя засиял крест, его лик воссиял, а солнечный свет вокруг сменился на мрак. Осознав, что это знамение, парень опустил лук и отпустил оленя. В тот же миг мрачная чаща превратилась в райский сад. После случая в лесу принц Юбер оставил прежний образ жизни, стал монахом и после - аббатом. Во время своих проповедей бывший охотник призывал людей ценить природу и не наносить ей вреда.

Святой Юбер - покровитель всех охотников и рыболовов, охотничьих собак (в особенности, ищеек). Молитвенные обращения к нему помогают избавиться от бешенства, полученного вследствие укуса собаки. Часто святой изображается в окружении нескольких охотничьих псов и с головой оленя.

Жанна де Шанталь

Родившись в состоятельной бургундской семье, Жанна в возрасте 18 месяц осталась без матери. В 20 лет девушка вышла замуж за барона де Шанталь и родила ему шестерых детей (выжили только четверо). В 28 лет Жанна овдовела - муж погиб в ходе несчастного случая на охоте. Молодая мать вынуждена была жить в одном доме с невыносимым отцом мужа. Все свое свободное время женщина проводила за молитвами. Позже она встречается с человеком, являвшимся ей во сне. Это был Франциск Сальский. Жанна стала последовательницей святого, в 1604 вместе со своим наставником она открыла Орден Посещения Богоматери. Позже орден, возглавляемый Жанной де Шанталь, откроет 69 монастырей для недостаточно молодых и здоровых женщин, которым отказали во вступлении в другие монастыри.

Святой Иосиф из Купертино (Летучий святой)

Иосиф начал видеть странные видения в возрасте восьми лет. По мере взросления мальчика, частота их частота постепенно увеличивалась. Вместе с тем, юноша имел неспособность к обучению - он не был в состоянии выучить и запомнить весь объем информации, необходимой для сдачи экзамена в духовной школе. Будучи с детства набожным, он не в первого раза, но стал монахом, где вел очень строгий образ жизни. Иосиф делал свою пищу максимально отвратительной на вкус, посыпая ее горьким порошком - он считал, что поглощение еды не должно приносить удовольствие. Он постоянно истязал себя страшными муками, стены его келья были забрызганы кровью. Чтобы в моменты духовного экстаза Иосиф не нанес вреда и не доставлял беспокойства другим монахам, его поселили в отдельной келье. Но самой невероятной в помешанном на вере монахе была его способность к левитации. Начиная молиться, мученик впадал в состояние эйфории, в котором мог летать по воздуху.

Святой Иосиф является покровителем всех студентов, а также летчиков. Из-за своего необычного таланта к полетам, его прозвали «летучий святой».


Сравнение православных и католических святых

До отпадения католичества от православия, святые Вселенской Церкви были общими. Теперь различия в критериях святости между православием и католичеством не столько велики, сколько противоположны. То, что в православии считается заблуждением, духовной прелестью или проявлением гордости в католичестве принимается за святость. В православии, например, считается, что очистить от грехов, помиловать и спасти человека может только Бог. Человек должен стараться, прилагать усилия, надеяться, но не может быть уверенным в том, что он уже спасен. «Держи ум свой во аде, но не отчаявайся», - было сказано Богом прп. Силуану Афонскому. А в католичестве существует понятие «сверхдолжных заслуг». То есть, приняв целибат или постриг, или немного духовно потрудившись, человек якобы обретает перед Богом не только необходимые для спасения заслуги, но и «заслуги сверхдолжные», которые, кстати сказать, Римский папа может использовать по своему усмотрению…


Одной из отличительных черт католического мировоззрения является чувственность образов. Это выражается и в иконописи, и в отношении к понятию святости.
Лики на православных иконах - двумерные. Такое изображение горнего мира особым образом подчеркивает его духовность, возвышенность и непостижимость для земных очей. Иконы католиков трехмерные, они изображают святых натуралистично, также они широко используют создание статуй святых для украшения храмов.
Разгорячение нервов и тела, подмена духовности душевностью у католиков возводится в высшую степень приближения к Богу.
Например, почитаемая католическая святая Тереза Авильская во время службы падала в судорогах в храме, а один из самых известных католических святых Франциск Ассизский, живший в XIII веке имел стигматы на руках, ногах и в правом боку, подобные ранам от гвоздей и копья.
Личность Франциска Ассизского весьма показательна. Духовный Франциска портрет хорошо раскрывается в следующих событиях его жизни. Однажды Франциск долго молился «о двух милостях»: Первая - чтобы он мог пережить все те страдания, которые перенес Спаситель, а вторая - чтобы ему почувствовать ту неограниченную любовь, которою горел Сын Божий. Из этой молитвы видно, что католический святой претендует на некое равенство со Спасителем… В православие такое поведение немыслимо. «Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию», - считает свт. Иоанн Златоуст.
«Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище - Господь», - преподобный Исаак Сирин.
«С большим тщанием надо... смирять себя для очищения души и не допускать в нее то, что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец и Сын и Святой Дух. Смирение - путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему. Смирение приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься достойным сосудом во славу Господа твоего», - преподобный Ефрем Сирин.
«Если все свойства Божественного естества превышают меру человеческого естества, то проще всего для нас уподобиться Божеству в возможном и сообразном с нашей природой. Что же это такое? Смиренномудрие», - преподобный Исидор Пелусиот.
Франциска Ассизского совершенно не беспокоило чувство собственной греховности. Более того, во время такой молитвы Франциск «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса». А «шестокрылый серафим», поразил его «огненными стрелами» в руки, ноги и правый бок. Так у Франциска Ассизского образовались стигматы… С точки зрения психиатрии - стигматы имеют признаки кровоточивости неврогенного происхождения. Их разделяют на невропатическую, или истерическую, и имитационную, или синдром Мюнхгаузена. История религии сохранила ряд свидетельств о кровотечениях у людей с истероидными изменениями личности. В молитвенном экстазе они могли плакать кровавыми слезами, у них выделялась кровь из тех мест на руках и ногах, где были раны у Христа. Это как раз и происходит от неправильной молитвы, от разгорячения нервов и тела. Бывало, что во время проповеди Франциска Ассизского люди впадали в состояние истерии или лишались чувств. Последователь Франциска брат Иоанн из Верны разжег в себе «любовь к сладчайшему Иисусу в таком рвении и такой сладости, что уже не могла душа его выносить такой сладости, но громко возглашала, и, как бы опьяненный духом, он не переставал говорить про себя: "Сие есть тело мое" - потому что при этих словах ему казалось, он видит благословенного Христа с Девой Марией». Прийдя в храм «в том рвении духа, и с той тревогой, и с теми речами, не думая, что кто-нибудь слышит его... не мог он сдержаться от переполнявшей его божественной милости и возглашал громким голосом, и так долго пробыл в этом состоянии». Продолжая оставапться в этом состоянии он стал служить мессу, дойдя до того, что «едва мог вынести столько сладости и нежности», а потом «еще более вознесся в сладости созерцания» и, упал навзничь, лишившись чувств. Его «тело его похолодело, как тело мертвеца, и пальцы рук закоченели так сильно, что почти совсем не могли распрямляться или двигаться». Люди же, наблюдавшие за этим, «плакали из благоговения»...
Другой ученик Франциска Ассизского - брат Массео - пытался вымолить у Бога добродетель смирения. «В духовном рвении шел он, роняя слезы, вздохи и слова, и в пламенной жажде своей испрашивая у Бога этой божественной добродетели; а так как Бог охотно внимает молитвам смиренных и сокрушенных сердцем, то до брата Массео в таком его состоянии дошел голос с неба...». После беседы со Христом брат Массео получил желанную добродетель, и с тех пор когда Массео молился, То «производил однообразный ликующий звук, вроде глухого воркования голубя - у! у! у! - и стоял так в созерцании с весельем в лице и радостью в сердце».
Что же говорят о молитве православные подвижники? Например, преподобный Макарий, живший в конце IV — начале V столетия, учил: «Истинное основание молитвы: быть внимательным к своим помыслам и отдаваться молитве в великом спокойствии, великом умиротворении, не смущая других... Для молитвы не надобно ни жестов, ни возгласов, ни молчания, ни коленопреклонения... Довольно стонов и рыданий: все, что мы взыскуем в молитве, - это приход Бога». А какова молитва, такова и духовная жизнь. В житиях святых мы видим примеры ангелоподобной добродетели смирения:
«Грешником я засыпаю, грешником и пробуждаюсь», - говорил преподобный Сисой Фивейский.
«Когда я был юн, - говорил преподобный Матой, - я думал сам с собою: может быть и делаю что-нибудь доброе; а теперь, когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела».
Чем ближе человек к Богу, тем больше сознает себя грешником.
Пророк Исайя, увидев Бога назвал себя окаянным и нечистым (Ис. 6; 5).
Преподобный Памва в самый час смерти своей говорил: «Никогда не раскаивался я в словах, которые когда-либо говорил до сего часа; а теперь отхожу к Богу так, как бы еще не начинал служить Ему».
Перед кончиной преподобного Сисоя лицо его сияло, как солнце, и он говорил отцам: "Вот пришел Авва Антоний, вот пришел лик Пророков..." И лицо его заблистало еще светлее. "Вот вижу лик Апостолов", - сказал он, и свет лица его удвоился. Он стал с кем-то разговаривать. Тогда старцы спросили его: «С кем ты, отец, беседуешь?» - «Вот - отвечал он, - пришли Ангелы взять меня, а я прошу чтобы на несколько времени оставили меня для покаяния». Старцы сказали: «Да ты, отец, не имеешь нужду в покаянии». «Нет, - отвечал им смиренный Авва: - я еще и не начинал покаяния». Вдруг лицо его заблистало подобно солнцу. Все пришли в ужас, а он говорит им: «Смотрите, вот Господь... Он говорит: "Несите ко Мне избранный сосуд пустыни!» И святой старец предал дух свой Богу, и просияло лицо его, как молния, а храмина исполнилась благоухания...
Преподобный Нил говорил: «Блажен из людей тот, кто почитает себя хуже всех».
Один брат спросил преподобного Пимена: «Как могу я думать о себе, что я хуже убийцы?» Старец отвечал: «Скажи себе: он однажды сделал сей грех, а я убиваю каждый день (словом осуждения)».
Преподобный Ксанфий говорил: «Разбойник был на кресте и одним словом оправдался; Иуда был в числе Апостолов и в одну ночь погубил весь труд свой, и с небес сошел в ад. Посему никто не хвались успехом в добрых делах, потому что все, кто на себя надеялся, пали».
Преподобный Антоний говорил: «Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию потому, что понадеялись на свои дела».
Преподобный Ор говорил: «Если придет к тебе помысел высокоумия и гордости, то испытывай свою совесть: все ли исполнил ты заповеди? Любишь ли врагов своих? Болезнуешь ли об их несчастиях и почитаешь ли себя рабом непотребным, грешнейшим из всех? Тогда не будешь гордо думать о себе, будто все исполнил. Притом знай, что помысел гордости все добро обращает в ничто».
И эти примеры можно продолжать бесконечно…
Даже сама процедура причисления к лику святых в католичестве серьезно отличается от православной традиции. В католичестве существует понятие беатификации, то есть причислении к лику блаженных, что служит предварительным необходимым этапом для последующей канонизации. Этот предварительный этап канонизации ввел Папа Римский Урбан VIII в 1642 году.
В настоящее время у католиков акт канонизации осуществляет Римский Папа. Сам процесс канонизации включает в себя два этапа: беатификацию, то есть причисление к лику блаженных; и, собственно, причисление к лику святых.
Торжественный акт канонизации происходит через объявление Римским папой, новопровозглашенного святого. После чего становится ясно, что новопрославленный святой «ныне царствует с Иисусом Христом в небесной славе».
Только с этого момента начинается официальное почитание святого всей Католической церковью. Его имя вносят в литургические календари, тексты миссала и бревиария. Отныне в честь этого святого можно называть храмы, почитать его мощи и сакральные изображения.
В католических литаниях принято обращаться ко Христу, с возгласом: «Спаси нас!» или «Помилуй нас!», а в литаниях, обращённых к Богородице и святым: «Молись о нас!».
Догмат о папской непогрешимости давно уже является и «камнем преткновения», и «притчей во языцех» современного католичества… Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что благодаря этому догмату римская церковь впала «в гибельную тьму ереси». Ему вторит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительным главою церкви, да еще - непогрешимою... Отсюда - ложные догматы, отсюда - двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда - различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда - индульгенции, отсюда искажение догматов; отсюда фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом... и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией». Он считал, что «католики заблуждаются и гордостью обложены как ожерельем», что они «о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа»…
Таким образом, становится понятным, что отношение к святости в Православной Церкви не имеет ничего общего с понятием святости у католиков. Эти понятия также противоположны как добродетель смирения и грех гордости. Святитель Марк Ефесский взывает: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики... Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу - Христа».

Использованы материалы: сайта священника Вячеслава Романова; «СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ», Курс лекций, Москва, 1998; Диакон Алексий Бекорюков «Франциск Ассизский и католическая святость» и др.

«Видное место в католической практике занимает почитание святых, т.е. лиц, наделённых Богом за свою веру способностью творить чудеса и выступать в качестве помощников.

Это представление сложилось в ранней Церкви на основе поклонения останкам мучеников, пострадавших во время гонений на христиан. В IV-V веках сложилось мнение, что жизнь, полная самоотречения, равна по святости мученичеству.

Таких святых стали называть исповедниками.

В Католической церкви сложилась двухступенчатая процедура приобщения к лику святых.

Первая ступень - беатификация , т.е. признание блаженным, утверждаемое специальной папской конгрегацией, вторая - канонизация , т.е. признание святым, утверждаемое папой. С почитанием святых связана практика паломничества в Палестину, к святым местам, и почитание мощей, занимающие в католицизме важное место.

В Раннем средневековье широкое распространение культа святых привело к соединению его с народными, часто дохристианскими верованиями. Это породило поклонение святым как покровителям ремёсел и других видов человеческой деятельности, защитникам и помощникам в обыденных делах. Св. Иосифа считали своим патроном плотники, св. Екатерину - колесные мастера, св. Губерта - охотники, св. Элигия - ювелиры, св. Варвару - пожарные, св. Цецилию - музыканты. Особо почитались святые целители. Среди них главенствующее положение занимали св. Антоний - защитник от гангрены (которая имела народное название «антонов огонь») и св. Себастьян - защитник от чумы.

Многие святые почитались как покровители стран и народов: например, св. Франциск Ассизский - Италии, св. Георгий - Англии, св. Людовик IX - Франции, св. Вацлав - Чехии, св. Антоний Падуанский - Португалии.

Патронат, как правило, определялся важнейшими эпизодами деяний святого и на практике не ограничивался одной сферой. Колесные мастера потому почитали св. Екатерину, что она претерпела казнь через колесование, но её образованность и споры с языческими философами сделали её покровительницей учащихся, адвокатов и философов. Наконец, всеобщее почитание она приобрела как защитница девочек.

В настоящее время Католическая церковь чтит память около 3000 святых, но только праздники в честь 58 из них имеют общецерковное значение.

Монашество пришло с Востока на Запад в IV веке, но истинным отцом-основателем западного монашества по праву считается святой Бенедикт Нурсийский (ок. 480-543). Монастырь в Монте Кассино (Италия), основанный им, стал образцом для создаваемых по всей Западной Европе монашеских объединений, а составленные св. Бенедиктом «Правила» требовали от братьев совместного проживания, послушания, воздержания и обязательного труда. Достойно внимания то обстоятельство, что через несколько десятилетий после основания ордена, монастырская практика уравняла в правах физический и умственный труд.

В середине V века также возникает и стремление слить миссию духовенства и идею монашества, это нашло отражение в создании объединений августинских уставных (или регулярных) каноников, которые, будучи священниками, жили в монашеских объединениях. Поскольку начало такой практике положил св. Августин - а он, будучи епископом Гиппона, собрал в своем доме местное духовенство (здесь следует напомнить, что безбрачие тогда для священников не было обязательным) и образовал тем самым некое подобие монастыря - такой тип монашества получил название августинского».

Черняк И.Х, Католицизм / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 233-234.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook