Молитва по соглашению три озера. Храм на трех озерах Храм в три озера икона тихвинская

В январе месяце настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера иерей Георгий Кондратьев отметил свой день рождения.

Отец Георгий родился в Ульяновске. Мечтал быть столяром или плотником. Он успешно учился в профессиональном училище, и за хорошую учебу его наградили путешествием на теплоходе, во время которого он и познакомился с Галией, своей будущей супругой.

Молодые друг другу понравились, стали дружить. Матушка Галина рассказывала, как однажды катались они с Юрием на велосипедах, и зашел разговор о крещении:

Юра, а ты крещен?

Да, в крещении я - Георгий.

А почему у тебя крестика нет?

Не знаю!

Батюшка вспоминает о тех временах: «О Божьем не думал тогда. Цели были только земные: быть столяром, создать семью, получить квартиру».

После окончания учебы Юрий и Галия поженились. Родилась у них первая дочь. По желанию Галии дочь крестить не стали, и назвали мусульманским именем - Юлия (ударение на последнем слоге).

«Шло время, но семейного счастья все не было, - вспоминает матушка Галина, - отношения наши зашли в тупик. Юрий обратился за отеческим советом к отцу Валентину (Головину). Батюшка сказал, что жена должна идти за мужем, как нитка за иголкой, и что нужно нам венчаться и жить по-Божьи, если мы хотим сохранить семью».

Долго размышляла над этими словами Галия. По совету отца Валентина молодые приехали в Болгар в гости к батюшке Владимиру (Головину), который открыл Юре волю Божью: жить им в Трех Озерах, быть ему священником.

«Когда я узнал, что мое призвание - священство, я проявил трусость и малодушие. Это откровение было как снег на голову, - рассказывает батюшка Георгий. - Как я решился на переезд? Я сказал себе, что теперь я знаю правду Божью. Рано или поздно, через болезни или другие скорби, - все равно я к этому приду. Мне умереть предстоит и пред Богом отвечать».

Молодые супруги окрестили дочку в Ульяновске. В ноябре 1996 года, перед Рождественским постом, Галия тоже решилась принять крещение и стала Галиной.

«Как я решилась на это? - улыбается матушка Галина, - тогда мы уже переехали в Болгар. Нас окружали только верующие церковные люди. Я видела, что они очень добрые и честные, думала, что если Юрий за ними пойдёт, то станет лучше! Мы сразу повенчались. Стали ближе друг другу, я это почувствовала. Все стали делать вместе: поститься, молиться, посещать храм. Георгий там служил дьяконом. И все то время мы находились рядом с чудотворным Тихвинским образом Богородицы».

В 1998 году, в феврале, Георгия рукоположили во иерея.

Батюшка рассказывает: «Какие были мысли? Теперь я - лицо Церкви, поэтому должен вести себя по-Божьи! Появилась ответственность перед собой, перед людьми. Серьезнее стал относиться к молитвенному правилу. Нужно было решаться на переезд в село Три Озера, восстанавливать заброшенный храм. Если бы я знал тогда, с какими трудностями столкнусь здесь, то, наверное, переезд бы отложил! Но мысль, что за Богом идти - это хорошо, мне помогли решиться».

В 1998 году семья Кондратьевых переехала в село Три Озера. Матушка Галина вспоминает:

«Своего жилья не имели, снимали. Было очень тяжело, в том числе и в материальном плане. Храмов поблизости не было, и мы по благословению батюшки Владимира ездили в соседние села, совершали молебны, Крещение, Соборование. Несли людям проповедь о Христе. Наш храм Рождества Пресвятой Богородицы был, как говорят, в мерзости запустения: ни крыши, ни окон, ни газа, ни электричества. Внутри - огромные кучи мусора. В 1998 году, на Троицкую родительскую субботу, мы первый раз совершили панихиду. Затянули окна целлофаном, поставили один столик. Из прихожан - только бабушки. Они приносили из дома старые иконы, которые сумели сохранить в безбожные годы. В июле на свое место вернулась икона Богородицы «Тихвинская». Батюшка ласково зовет ее Хозяюшкой. 21 сентября, в день Рождества Божией Матери, мы совершили первую Божественную литургию. Позже в храме сделали печки, и мы смогли служить на Рождество Христово».

Восстановление храма с Божьей помощью продолжалось. Матушка Галина с бабульками ездили по селам и собирали пожертвования. Реакция людей была разная: и радость, и насмешки, и осуждение, но матушка и пожилые прихожанки терпеливо все это переносили. В 2000 году нашлись средства для того, чтобы поменять кровлю на храме. Это была великая радость для верующих. Свежо еще в памяти пасхальное богослужение, которое прошло после проливного дождя. Тогда все насквозь промокло - и облачения, и книги.

В 2003 году, в первое воскресенье нового месяца, началось чтение акафиста Богородице перед иконой, именуемой «Тихвинская». Сегодня этот акафист читают каждое воскресенье. Молитва была услышана: в том же году Бог послал человека - Андрея Владимировича Гурьянова, загоревшегося желанием восстановить храм. Благодаря его стараниям в 2004 году были установлены позолоченные главный купол и крест. Нашлись и другие неравнодушные люди, пожелавшие помочь. За несколько лет была проделана огромная работа: проведено газовое отопление, открыт главный придел в честь Рождества Христова с богатым пятиярусным иконостасом и балконом для певчих, которые красиво украсили киотами. Сегодня в левом приделе проводятся занятия с детьми воскресной школы. Недавно был сделан ремонт в церковной лавке, а сейчас завершаются строительные работы в помещении, предназначенном для индивидуального помазания болящих. При храме работает большая трапезная, а сам храм обнесен красивой оградой. Сегодня нашу церковь посещают группы паломников из Ульяновска, Самары, Бузулука, Москвы, Димитровграда и Казани. Верующие читают дома акафисты, а затем рассказывают, как им помог Господь и святые Его.

- Отец Георгий, что Вы считаете самым главным в своем служении?

Главная цель - это искренность. Быть свидетелем, делиться с людьми радостью жизни с Богом.

- Батюшка Георгий, где Вы находите силы, когда подступает уныние?

В искренней молитве к Богу. Я говорю себе: мне это не под силу - для Бога же все возможно. Когда искренне помолюсь, то становится легче на душе.

- Ваша первая встреча с Богом. Какая она?

В детстве бабушка водила меня в церковь, и я удивлялся атмосфере в храме. Чувствовал, что это - не от мира сего. В пятом или шестом классе - не помню, что меня сподвигло на это - я начал молиться. Учился я слабо, боялся контрольных работ. Однажды перед тем, как заглянуть в тетрадь, которую дежурный раздал после проверки, я под партой перекрестил ее: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Открываю, а там - четверка! Вот радости-то было! Я и с друзьями поделился этим секретом! Но во взрослой жизни такого молитвенного настроя не было.

- Вы находитесь в сане 17 лет. Какие выводы за это время для себя сделали?

Кому много дано, с того много и спросится.

- Кто и что Вам помогает в деле спасения душ человеческих?

Я считаю себя очень счастливым человеком. В процессе своего формирования, как священника, мужа или отца, я ничем не обделен. Господь мне дал духовника, он раскрыл мои крылья и указал, куда лететь. Все это по Промыслу Божьему: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод».

- Какие слова из Священного Писания Вам были особенно близки 17 лет назад? И какие близки сейчас?

- «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». А теперь близки слова из Откровения «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Преподобный Серафим Саровский - Ваш небесный покровитель, поскольку Вы родились с ним в один день. Вы замечали какие-нибудь события, связанные с ним?

Однажды я неожиданно оказался в группе паломников, ехавших в Дивеево. Когда я возвратился домой, то супруга сообщила, что меня будут рукополагать в дьякона. В этом я вижу ходатайство батюшки Серафима. До рукоположения, когда я жил и учился в Ульяновске, мне подарили акафист преподобному Серафиму Саровскому на старославянском языке, и я его читал. Но тогда я в этом не видел руки Божьей. Я это понял только спустя много лет.

Матушка Галина родилась 1 августа - в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Так что этого святого особо почитают в семье Кондратьевых. Матушка вспоминает:

«Когда я была некрещеной, у меня как-то ночью разболелся зуб. Вижу во сне старичка седого, он мне ласково говорит: «Когда же ты, доченька, окрестишься?». А я только потом, когда посетила Дивеево, узнала на иконе этого старичка. Это был батюшка Серафим!»

Есть еще один интересный факт. Читаем в житии святого Серафима: «Когда Прохор проходил столярное послушание, то отличался большим усердием, искусством и успехами, так что в расписании он один из всех назван Прохором-столяром». Видим, что неслучайно и отец Георгий хорошо освоил столярное дело!

- Семья у Вас многодетная: три дочери и сын. Что для Вас значит семья?

Это мои самые близкие люди. Они все обо мне знают - все отрицательное и положительное. Это помогает мне быть искренним с Богом и людьми. В семье учишься жить по-Божьи. Дети - это наше зеркало! Это наша радость! В общем, и супруга, и дети держат меня в физическом и духовном тонусе!

В Вашем храме находится чудотворная мироточивая икона Богоматери «Тихвинская». Быть под Ее покровом - что для Вас это значит?

То же, что значит для путника крыша в проливной дождь. То же, что значит для путника тень в пустыне. То же, что значат родители для ребенка.

- Батюшка, а у Вас есть любимый праздник?

Да! Это 9 июля - день памяти иконы Божией Матери «Тихвинская». Это наша Хозяюшка, слишком много с Ней связано.

- Какие задачи сегодня стоят перед церковью?

Для нас важно, прежде всего, духовное возрастание прихожан. В этом деле могут помочь катехизаторские курсы. Большое внимание надо уделять детям, особенно нашим «тихвинятам», чтоб они знали Бога и Матерь Божью. Есть и другие важные вещи: совершение молебна с чтением канона за болящих и чтение Неусыпаемой Псалтири.

- Отец Георгий, спасибо огромное за Ваши труды!

Вы, на Бога полагаясь,
И творя добро вокруг,
С днями вовсе не считаясь,
Не жалея Ваших рук,
Господу всегда во славу
Свет несете и тепло,
Чтобы Божий враг лукавый,
Не увел нас далеко.
Пусть же в этот День рожденья
Вас Господь благословит,
Даст Вам мудрости, терпенья,
К Вам всегда благоволит!
Будьте Вы сильны, здоровы,
И за истину держась,
Сбросить нам греха оковы
Помогайте, помолясь!

Три Озера своего рода чемпион Спасского района, а то и всего Татарстана, село Три Озера - самое старое. Пожалуй, сюда можно добавить ещё несколько эпитетов - самое красивое, оригинальное, необычное.
Первое упоминание о нем относится к 922 году. Раскинулось село на берегу трёх живописных, питающихся из родников, существующих ещё со времен ледников. Озёр: Чистого, Безымянного и Атаманского. Весьма древнего происхождения.
Жители очень гордятся своими озерами. Водоёмы и впрямь уникальны и необыкновенно хороши. Особенно летом, когда берега утопают в зелени, а вода соперничает синевой с небесами.

Когда-то озёра соединялись друг с другом красивыми ажурными мостиками - их строили ещё помещики Молостовы. Но со временим мосты разрушились, их завалили песком, возвели дамбу.
До Волги от Трёх Озер - несколько километров, но местным рыбакам Волга ни к чему. Им и здесь хорошо. И зимой и летом рыбаки сидят на озерах с удочками.


Храм « Рождества Пресвятой Богородицы»
На берегу Чистого озера стоит храм, похожий на величественный замок. Это одна из старейших и красивых церквей Спасского района, которая построена в 1771 году на средство помещика Льва Ивановича Молостова.
Спустя сто лет храм перестроил другой Молостов - Михаил Модестович. Первое богослужение состоялось в 1778 году, службу здесь велась без перерыва вплоть до 1930 года. А потом пришли иные времена…
Вряд ли Молостовы могли предложить, что в храме, в святом месте, разместится склад для зерна. Ещё в 1997 году здесь была мельница, стояли жернова…

Храм является памятником архитектуры, выполненным на высоком художественном уровне. Христа - Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с пределами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Отдельно стоящая колокольня имеет строгие классические формы. Сейчас в Спасском районе на селе 6 действующих храмов.
В церковной ограде хоронили членов семей местных помещиков Молотовых. Сейчас могилы заброшены. Правда, у местного батюшки Георгия есть задумка очистить и облагородить прилегающую к церкви территорию, чтобы люди сполна могли насладиться величием и красотой храма.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ТРИ ОЗЕРА
Главной достопримечательностью села во все времена были озёра. Их исторические названия зафиксированы в «Списке населённых мест Казанской губернии» за 1859 год - Атаманское, Чистое и Курышевское. В советские времена озёра стали именоваться Атаманское, Чистое и Безымянное - сначала в просторечии, а затем и в официальных документах.
В 1978 году все три озера были объявлены памятниками природы Республики Татарстан и внесены в кадастр особо охраняемых природных территорий.
В материалах состоявшейся в 2009 году в Камском Устье всероссийской спелеологической конференции отмечено, что три глубоких озера, описанные в 10 веке арабским путешественником Ахмедом ибн-Фадланом, имеют карстовое происхождение.
Это означает, что котловина озера образуется в результате размывания горных пород одновременно поверхностными и подземными водами. Участники конференции подчеркнули также, что это первое письменное упоминание карстовых явлений на территории России.
Однако в некоторых источниках встречается ошибочная версия искусственного происхождения этих озёр. Она могла возникнуть потому, что помещики Молоствовы не раз расширяли границы озёр, используя для этого ручной труд своих крестьян, и в некоторых архивных документах остались сведения, что озёра копаные. Но питаются они за счёт атмосферных осадков, грунтовых и подземных вод


Атманское (Атаманское) озеро расположено в северо-западной части села. До революции самая крайняя улица здесь в народе называлась Атманки (современная Садовая), от которой стали именовать и озеро. Предположительно, слово «атманки» в народных говорах означало расположенную на отшибе улочку. Слово «атаман» к происхождению названия отношения не имеет. По официальным данным, площадь водного зеркала Атманского озера - 14 га, объём - 113 тыс. куб.м, длина - 500 м, максимальная ширина - 380 м, средняя глубина - 0,8 м, максимальная глубина - 1,8 м. Форма овальная, вода жёлтого цвета, без запаха, очень мутная, маломинерализованная.

Чистое озеро находится в центре, у Христо-Рождественской церкви. Название изначально дано в связи с более прозрачной, чистой по сравнению с другими озёрами, водой. Объясняется это тем, что талые воды с полей всегда поступали сюда из Атманского озера уже несколько отстоявшимися.
Кроме того, Чистое озеро - самое глубокое, не заиленное, и в нём наиболее активно происходит процесс пополнения его подземными водами. По официальным данным, площадь водного зеркала Чистого озера - 13 га, объём - 220 тыс. куб.м, длина - 640 м, ширина - 380 м, средняя глубина - 2,0 м.

Курышевское (Безымянное) озеро расположено в южной части села. Словом «курыш» (с ударением на «ы») в старину в России называли индюков, которых, возможно, разводили местные крестьяне, в связи с чем улочка здесь могла получить в народе название Курыши, а озеро рядом с ними - Курышевское.
Старожилы помнят и название Курмыш по отношению к этой части села, означавшее ряд изб, одну сторону улицы, так что и это слово могло дать озеру название. Безымянным оно стало в советские времена, когда в народной памяти стёрлись многие дореволюционные названия.
По официальным данным, площадь водного зеркала Курышевского озера - 10,4 га, объём - 135 тыс. куб.м, длина - 480 м, максимальная ширина - 410 м, средняя глубина - 1,3 м, максимальная глубина - 1,9 м. Вода слабоминерализованная, очень мягкая, слабомутная, жёлтого цвета, без запаха, гидрокарбонатно-сульфатно-кальциевого типа.

Рыбалка. В озёрах во все времена водилась рыба, и сегодня любимое занятие сельчан - посидеть с удочкой на берегу. Караси здесь клюют и в будни, и в праздники.

Из истории села
Первое упоминание о трёх озёрах, существовавших в государстве Волжская Булгария, содержится в летописи Ахмеда ибн-Фадлана, который 12 мая 922 года прибыл в наши края с пятитысячным посольством из Багдада. На берегах озёр располагалась тогда летняя ставка булгарского царя Алмуша. «Когда мы прибыли к царю, - пишет Ахмед ибн-Фадлан, - мы нашли его остановившимся у воды, называемой Хеллече, а это три озера, из которых два больших и одно поменьше. Однако, из всех их нет ни одного, в котором дно было бы достижимо». Алмуш созвал в ставку у трёх озёр предводителей и представителей булгарских племён, которые выслушали письмо багдадского халифа и согласились принять ислам в качестве официальной религии Волжской Булгарии. В одном из последних переводов этой арабской рукописи место у трёх озёр названо также Халджа. Посольство находилось здесь до конца июня, и Ахмед ибн-Фадлан описал немало чудес, которые он наблюдал в этих местах.

После нашествия монголов город Болгар в 1240-х годах играл роль первой столицы Золотой Орды, где располагалась ставка хана Батыя, так что удобно расположенные озёра могли служить пристанищем войскам грозного завоевателя, а в дальнейшем - местом отдыха для проходящих караванов и путников. В 1431 году, после похода князя Фёдора Пёстрого, Болгар был окончательно разрушен. В последующие столетия, согласно преданию, на берегах трёх озёр жили «татары, цыгане и другие бродячие народы», в том числе мусульманские паломники, посещавшие развалины священного для них города.

В 1691 году московскому дворянину Ивану Ивановичу Молоствову по грамоте Петра I были отписаны «в Казанском уезде в Закамской черте» от деревни Полянки на Утке до реки Бездны «дикие поля, порозжие земли, сенные покосы и леса». В ввозной грамоте упоминается и «урочище Три Озера», то есть, участок с озёрами, резко отличающийся от окружающей его местности. Со времён Волжской Булгарии здесь не было постоянного селения. В 1692 году сюда были переведены первые поселенцы - крепостные крестьяне Молоствовых из Нижегородского и Свияжского уездов, и село Три Озера полностью или частично принадлежало Молоствовым на протяжении последующих 226 лет - вплоть до 1918 года.

От Ивана Ивановича Молоствова село Три Озера унаследовал его родной племянник Иван Дмитриевич. В селе до 1716 года построили деревянную церковь во имя Рождества Христова, и в документах с тех пор упоминается его второе название - Рождественское. Затем селом владел сын Ивана Дмитриевича - Лев Иванович Молоствов. На его средства здесь возведена каменная Христо-Рождественская церковь (первое богослужение состоялось в 1778 году). Согласно межевой книге 1789 года, владельцами села Три Озера значился сын Льва Ивановича - секунд-майор Порфирий Львович Молоствов, а также титулярная советница Мария Осиповна Неелова и поручица Катерина Михайловна Суровцева. Но уже через несколько лет все владения были выкуплены Молоствовыми.


До реформы 1861 года жители Трёх Озёр относились к категории помещичьих крестьян, которые занимались земледелием, разведением скота, мукомольным промыслом. После реформы село было поделено на три крестьянских общества, в 1859 году здесь проживало 2183 человека. Наибольшее развитие получили сапожное ремесло, шорный, бондарный и кузнечный промыслы. К 1911 году в селе насчитывалось семь кузниц, кустари занимались производством плугов. Проживало три умельца, занимавшихся изготовлением кирпича, один овчинник, три домохозяина изготавливали хомуты, четверо - шили кожаную обувь (мужские сапоги, башмаки и ботинки для женщин). Трёхозёрские кустари занимались также валяльным и красильно-набивным промыслами. Основным же занятием населения оставалось земледелие.

Христо-Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с приделами во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом - колокольня строгих классических форм. Это один из старейших и красивейших храмов Спасского района, он построен в 1775 году на средства помещика Льва Ивановича Молоствова, владевшего в ту пору селом Три Озера. Два придела пристроены позже о освящены в 1777 году. Имеется отдельно стоящая колокольня, построенная в первой половине XVIII в., на средства помещиков Молоствовых. Первое богослужение в церкви состоялось в 1778 году и совершалось беспрерывно до 1932 года. Последний настоятель храма иерей Феоктист Беликов. В 1930-е годы он был репрессирован. Богослужения прекратились, а здание храма стало использоваться местными властями в качестве мельницы и зернохранилища. В июне 1999 г. богослужения возобновились. Начались восстановительные работы на средства, пожертвованные простым народом.



Старинное и красивое село Спасского района Три Озера не зря так называют. Оно раскинулось на берегу трех озер, похожих на голубые глаза в обрамлении густых ресниц зелени. Ох, и красотища здесь летом! Зимой, понятное дело, пейзаж построже, побелее. Но тоже впечатляет. Особенно когда идешь по узенькой тропинке прямо по озеру, по Атаманскому, чтобы сократить путь, к церкви.

Христо-Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с приделами во имя Святых Мучеников Благоверных князей Георгия и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом - колокольня строгих классических форм. Это один из старейших и красивейших храмов Спасского района, он построен в 1771 году на средства помещика Льва Ивановича Молоствова, владевшего в ту пору селом Три Озера. Первое богослужение в церкви состоялось в 1778 году, службы здесь велись без перерыва вплоть до 1930 года. А потом пришли иные времена...

Церковь расположена почти у самой воды. Когда-то к озеру можно было спуститься по изящной ажурной лестнице, от нее остался лишь небольшой фрагмент. Местный батюшка Георгий Кондратьев мечтает очистить и облагородить прилегающую к церкви территорию, чтобы люди сполна могли насладиться величием и красотой храма. Но на все нужны деньги, а их в приходе отца Георгия, так же, как и прихожан, пока не так уж много.

Отец Георгий серьезно обосновался в Трех Озерах, построил дом, здесь у него родился второй ребенок. Интересна история матушки Галины, супруги отца Георгия, церковной псаломщицы. По национальности она татарка, и звали ее в миру Гулия. Жила Гулия в Болгаре, дружила с Георгием. Вскоре поняла, что не просто влюблена в этого серьезного молодого человека, но готова ради него поменять веру и помогать ему во всем. Так Гулия стала христианкой Галиной и обвенчалась с Георгием в церкви.

Отец Георгий - молодой батюшка, ему едва за 30. Вместе с женой и маленькой дочкой он поселился в селе Три Озера. Отец Владимир из Свято-Аврааменской церкви, что в Болгаре, выпускник Московской духовной семинарии, направил своего ученика возрождать церковь в Три Озера.
- С детства я воспитывался на религиозных православных традициях, - рассказывает отец Георгий: мечтал иметь собственный приход и служить Богу верой и правдой. Когда я впервые вошел в храм в селе Три Озера (местные жители неоднократно обращались в райцентр с просьбой восстановить храм и прислать батюшку), то был просто ошарашен. С одной стороны, - красотой и величием храма, с другой - царившим в нем запустением. Подумал, какие большие труды придется приложить, чтобы восстановить хотя бы часть храма и начать в нем богослужения. Но трудности меня не испугали, я был к ним готов. Мы начали с субботника, который провели силами прихожан. Первое богослужение в церкви провели в 1998 году. Сначала служили лишь по большим праздникам. Теперь гораздо чаще.

По материалам газеты "Республика Татарстан" - взято с сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.



Архитектурное описание. В композиции храма превалирует большой четверик под куполом, над которым возвышается главка на глухом барабане. Полукупольный объем трапезной широко охватывает помещение притворов и приделов боковых престолов. Отдельно стоящая колокольня выполнена в формах классицизма. Общий стиль - барокко. Церковь построена на средства помещика Льва Ивановича Молоствова(по клировым ведомостям - прихожан), а перестроена в 1874-1876 гг. на деньги помещика Михаила Модестовича Молоствова и приходские пожертвования.

Из книги Липаков Е.В., Афонина Е.В., Долгов Е.Б., Середа Г.И., Якимов И.В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998.

Так называют Тихвинскую икону Божией Матери из села Три озера в Татарстане. Недавно этот чтимый образ был привезен на Православную выставку в Самару.

С этой иконой я познакомился еще два года назад. На первой в Самаре Православной выставке. Тогда священник Александр из Татарстана прямо перед стендом «Благовеста» помазывал елеем всех желающих приложиться к Тихвинскому образу Божией Матери. А мы все, сотрудники «Благовеста», подолгу смотрели на эту икону. Ведь она была прямо напротив нас! И вот что интересно: через день-два я ловил себя на том, что мне так хочется не отрываясь смотреть и смотреть на это дивное изображение! А когда выставка закончилась, еще долго не забывался милующий взгляд Ее очей…

Полгода назад из Татарстана пришло электронное письмо, в котором родственники протоиерея Стефана Акашева просили помочь в поисках родни. Я ответил отказом. Ничего мне не известно о предках этого легендарного священника. И вот на недавней Православной выставке в середине декабря ко мне подошла молодая женщина и назвалась… родственницей отца Стефана. Оказалось, писала мне как раз она - Светлана Александровна Шевченко, и писала по просьбе ее матери, Татьяны Николаевны Кавиной, которая приходится отцу Стефану двоюродной внучкой. Но самое большое удивление ждало меня впереди. Оказалось, мать и дочь приехали на выставку в Самару с тем самым чудотворным образом Тихвинской Божией Матери - Чадоподательницы, как ее еще называют.

О протоиерее Стефане Акашеве когда-нибудь напишут остросюжетный роман. Коллективизация застала 30-летнего священника в оренбургском селе Верхняя Платовка. Все его достояние - храм, маленькая дочка да жена-красавица. Вот ее-то, матушкина красота, и стала причиной несчастий пастыря. Председатель колхоза вызвал священника к себе в кабинет и потребовал… отдать ему на поругание жену. Уж больно она приглянулась новому «хозяину жизни». В противном случае грозил настрочить донос, и тогда главу семьи заберут «куда следует». Священник Стефан, конечно же, отказался. И вскоре председатель осуществил угрозу. Отца Стефана увезли в оренбургскую тюрьму, а потом отправили на долгие годы в Котлас. А из родного села приходили недобрые вести. Председатель угрозами и насилием добился-таки своего. Жена священника жила у него, и уже ждала ребенка. Сколько слез пролил на молитве батюшка, знает только Господь и высокое северное небо. Но услышал его молитву Всевышний. Не долгим было торжество осквернителя семейного очага. И вскоре его самого определили в тот же самый барак, что и отца Стефана. И тоже по чьему-то доносу. Бывший председатель со слезами раскаивался в совершенном грехе, просил прощения у отца Стефана. И умер на его руках. Им же был отпет и закопан в мерзлую землю.

А вскоре наступил конец ссылки. Вернулся в родное село отец Стефан. Но домой даже не зашел. Там уже рос чужой ребенок. Предательства жены простить он не смог. Стал жить отдельно, принял тайный монашеский постриг с именем Серафим. Но в нужде он свою бывшую семью не оставлял: через прихожан передавал им корзины с продуктами и деньги.

Потом отец Стефан был переведен в Самарскую епархию. Служил в селе Заплавном, и там открылся у него редкий дар исцеления духовно болящих. Со всего Союза потянулись к нему в храм страждущие. Он ставил одержимых под колокол и велел звонить над ними до трехсот раз. А бесноватые в это время читали «Богородицу». Сотни людей исцелились по его молитве…

Умер он в 1975 году, был похоронен на сельском кладбище в Заплавном. Там и должен был мирно покоиться его прах до всеобщего Воскресения. Но в 1992 году имя отца Стефана неожиданно попало на страницы газет, в хронику происшествий. Еще бы! Ведь однажды утром жители Заплавного обнаружили его могилу раскопанной, кости пастыря разбросанными в безпорядке. И, главное, нигде не смогли найти ни его священнического креста, ни головы. Следы «жигулей» уводили в сторону Оренбурга. Следствие не установило виновных в вандализме. И потому осталась единственная версия - это сделали сатанисты. Видно, так досадил дьяволу при жизни этот сельский батюшка, что и спустя 17 лет после его смерти не забыл враг той «язвы», которую нанес ему отец Стефан в этом храме.

Моя родная бабушка и Степан Акашев были двоюродными братом и сестрой, - рассказывает Татьяна Николаевна Кавина. - Точно это мне не известно, возможно, они были родными братом и сестрой. Мама этого хорошо не помнила, а бабушка рано умерла. Моя мама была самой маленькой в семье. Когда мама уехала в Казахстан, все родственные связи оборвались. Фамилия у моей бабушки была Акашева. Мы долго искали какие-то сведения о дедушке-священнике, и все не могли найти. Тогда мы с дочкой стали об этом молиться. Я просила Богородицу помочь в поиске данных о дедушке Стефане. И вот ко мне приходит знакомая женщина, дает книжку «Подвижники Самарской земли». Когда я открыла книгу, сразу увидела знакомую фотографию. Этот снимок двоюродного дедушки я видела в альбоме моей мамы. Целая глава в той книге была посвящена моему родственнику. Я попросила женщину продать мне книгу. Но она книгу мне подарила. В 2003 году съездили мы с дочерью в село Заплавное. Видимо, дедушка нас там ждал! Приняли нас замечательно. Потом я разговаривала с протоиереем Николаем Манихиным в Тольятти. Он хорошо знал нашего дедушку. С тех пор мы молимся об отце Стефане, заказываем в храме о его упокоении.

Какие-то семейные предания об отце Стефане сохранились у вас в роду? - спрашиваю Татьяну Николаевну.

Мама рассказывала, что он был очень добрый. Приходил к нам в дом и весь словно светился добром. Но с ребятами был строг иногда. Это когда они что-то неправильно делали, шалили. Маминому отцу он говорит: Иван, твой Михаил то-то не так сделал… Когда украшали храм перед приездом Архиерея, мамины сестры-братья колокол поднимали. И в этот момент мой дедушка видел Ангелов! Он рассказал об этом отцу Стефану, и тот подтвердил: да, Ангелы помогают поднимать на храм колокола… Дедушка мой был звонарем. Все в семье помогали храму, чем могли. Вся семья мамина была при церкви. Мама рассказывала: когда отец Стефан читал в храме проповеди, люди плакали. И на исповедь к нему стояли большие очереди, он подолгу исповедовал. И многие плакали. А мама моя девочкой все спрашивала: чего они плачут? А ей говорили те, кто постарше: это грехи их плачут, так их пробирает священник Стефан! Весь храм на коленях стоял, когда он проповеди читал. Потом ему надолго запретили служить. Для него это была острейшая боль…

На этом семейные предания о священнике Стефане Акашеве не заканчиваются. Когда Светлана Шевченко рожала второго ребенка, ей сделали кесарево сечение. И… ее сердце остановилось. Врачи констатировали клиническую смерть. Когда ее душа на мгновенье отделилась от тела, Светлана вдруг увидела там , в мировой безпредельности, встречавших ее блаженную Ксению Петербургскую (ей она молилась о благополучных родах) и прадедушку отца Стефана. Вскоре ее сердце вновь забилось.

Желание послужить Богу в этой семье было особое, крепкое. Хотелось даже для этого уехать из города. Татьяна Кавина поехала в Ключевскую пустынь, к отцу Илариону, просить благословение на монастырь. Он ответил ей так: весь род у тебя при храме был - все твои деды-прадеды храмовые люди, и ты при храме будь!

Протоиерей Стефан Акашев.

Тогда еще не знала Татьяна Николаевна, что не только отец Стефан, но и его отец (ее прадед Михаил) были священниками!

Работала она в церковных лавках в Тольятти, была «при храме». Но все же хотелось ей другого служения. Тогда ее дочь поехала в Болгары, к священнику Владимиру Головину, спросила его, где им лучше спасаться? А была мысль уехать на родину предков, в Верхнюю Платовку, и там работать при храме. Но батюшка сказал: «Воля Божия вам ехать в Татарию, в село Три озера».

Это известие пришлось по сердцу Светлане Александровне. А ее маму скорее ошеломило. Стала она сугубо молиться об открытии воли Божией. И вдруг увидела сон: будто всю ночь простояла она в пустом белом храме без алтаря, без свечей - стояла на коленях и молилась Тихвинской иконе Божией Матери, которая висела перед ней в воздухе. И еще краешком глаза увидела она в храме три кучки мусора в уголке. С этим проснулась. И сразу подумала: наверное, это какое-то искушения. Что это за храм без свечей, без алтаря? Без икон по стенам… И вот приехали они «на разведку» в село Три озера Спасского района Татарии. Познакомились с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы священником Георгием Кондратьевым, и он повел их в центральный придел старинной церкви.

Тут я вскрикнула от изумления и говорю ему: «Да я здесь всю ночь стояла на коленях!» Это был тот самый храм. Побелено все, и пол цементный, и нет еще икон на стенах, и алтарь иконостасом не отделен. А в стороне те самые - три кучки мусора. Поняла я, это Сама Богородица показала мне место, где надо послужить, - рассказывает Татьяна Ковина. «Видимо, Богородица благословляет вас на служение Себе», - сказал нам и священник.

- …Это чудотворный образ! От него столько помощи людям.., - рассказывают, дополняя друг друга, мать и дочь, Татьяна и Светлана. Перед революцией икона долго плакала, так им бабушки рассказали. Потом эта икона пропала на время, но одна женщина ее сохранила. А спустя годы привезла этот образ в Болгары, в Свято-Авраамиевский храм, к отцу Владимиру. Потом эту икону вернули в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Три Озера. «Наша икона чудотворная, ее называют Чадоподательницей. Многие помолятся перед этим образом и вскоре рожают детей. Иногда икона благоухает и мироточит. Мы сами были не раз этому свидетелями», - говорят мать и дочь.

Пока мы разговаривали, к Тихвинской иконе выстроилась уже немалая очередь. Пора браться вновь за работу! Светлана быстро записывает имена тех, кто заказывает обедни в их храме, молебны перед иконой. Татьяна протирает тряпочкой киот с чудотворным образом, отвечает на вопросы. Приятно и весело на них смотреть. Вот оно, то самое высокое служение, которого так трепетно искали их сердца! Думаю, их дедушка-прадедушка отец Стефан смотрит на них с Неба с радостью и любовью. А к отцу Александру, который уже с другой иконой, целителя Пантелеимона, приехал к нам на эту выставку, в присутствии сотрудницы «Благовеста» подошла женщина со спящим в коляске грудным ребенком. «Вот, благодаря молитвам перед привезенной вами в позапрошлом году «Тихвинской» - ребенок у нас родился. Лизонькой назвали…»

Чадоподательница!.. - только и сказал счастливой матери отец Александр.

В январе месяце настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера иерей Георгий Кондратьев отметил свой день рождения.

Отец Георгий родился в Ульяновске. Мечтал быть столяром или плотником. Он успешно учился в профессиональном училище, и за хорошую учебу его наградили путешествием на теплоходе, во время которого он и познакомился с Галией, своей будущей супругой.

Молодые друг другу понравились, стали дружить. Матушка Галина рассказывала, как однажды катались они с Юрием на велосипедах, и зашел разговор о крещении:

Юра, а ты крещен?

Да, в крещении я - Георгий.

А почему у тебя крестика нет?

Не знаю!

Батюшка вспоминает о тех временах: «О Божьем не думал тогда. Цели были только земные: быть столяром, создать семью, получить квартиру».

После окончания учебы Юрий и Галия поженились. Родилась у них первая дочь. По желанию Галии дочь крестить не стали, и назвали мусульманским именем - Юлия (ударение на последнем слоге).

«Шло время, но семейного счастья все не было, - вспоминает матушка Галина, - отношения наши зашли в тупик. Юрий обратился за отеческим советом к отцу Валентину (Головину). Батюшка сказал, что жена должна идти за мужем, как нитка за иголкой, и что нужно нам венчаться и жить по-Божьи, если мы хотим сохранить семью».

Долго размышляла над этими словами Галия. По совету отца Валентина молодые приехали в Болгар в гости к батюшке Владимиру (Головину), который открыл Юре волю Божью: жить им в Трех Озерах, быть ему священником.

«Когда я узнал, что мое призвание - священство, я проявил трусость и малодушие. Это откровение было как снег на голову, - рассказывает батюшка Георгий. - Как я решился на переезд? Я сказал себе, что теперь я знаю правду Божью. Рано или поздно, через болезни или другие скорби, - все равно я к этому приду. Мне умереть предстоит и пред Богом отвечать».

Молодые супруги окрестили дочку в Ульяновске. В ноябре 1996 года, перед Рождественским постом, Галия тоже решилась принять крещение и стала Галиной.

«Как я решилась на это? - улыбается матушка Галина, - тогда мы уже переехали в Болгар. Нас окружали только верующие церковные люди. Я видела, что они очень добрые и честные, думала, что если Юрий за ними пойдёт, то станет лучше! Мы сразу повенчались. Стали ближе друг другу, я это почувствовала. Все стали делать вместе: поститься, молиться, посещать храм. Георгий там служил дьяконом. И все то время мы находились рядом с чудотворным Тихвинским образом Богородицы».

В 1998 году, в феврале, Георгия рукоположили во иерея.

Батюшка рассказывает: «Какие были мысли? Теперь я - лицо Церкви, поэтому должен вести себя по-Божьи! Появилась ответственность перед собой, перед людьми. Серьезнее стал относиться к молитвенному правилу. Нужно было решаться на переезд в село Три Озера, восстанавливать заброшенный храм. Если бы я знал тогда, с какими трудностями столкнусь здесь, то, наверное, переезд бы отложил! Но мысль, что за Богом идти - это хорошо, мне помогли решиться».

В 1998 году семья Кондратьевых переехала в село Три Озера. Матушка Галина вспоминает:

«Своего жилья не имели, снимали. Было очень тяжело, в том числе и в материальном плане. Храмов поблизости не было, и мы по благословению батюшки Владимира ездили в соседние села, совершали молебны, Крещение, Соборование. Несли людям проповедь о Христе. Наш храм Рождества Пресвятой Богородицы был, как говорят, в мерзости запустения: ни крыши, ни окон, ни газа, ни электричества. Внутри - огромные кучи мусора. В 1998 году, на Троицкую родительскую субботу, мы первый раз совершили панихиду. Затянули окна целлофаном, поставили один столик. Из прихожан - только бабушки. Они приносили из дома старые иконы, которые сумели сохранить в безбожные годы. В июле на свое место вернулась икона Богородицы «Тихвинская». Батюшка ласково зовет ее Хозяюшкой. 21 сентября, в день Рождества Божией Матери, мы совершили первую Божественную литургию. Позже в храме сделали печки, и мы смогли служить на Рождество Христово».

Восстановление храма с Божьей помощью продолжалось. Матушка Галина с бабульками ездили по селам и собирали пожертвования. Реакция людей была разная: и радость, и насмешки, и осуждение, но матушка и пожилые прихожанки терпеливо все это переносили. В 2000 году нашлись средства для того, чтобы поменять кровлю на храме. Это была великая радость для верующих. Свежо еще в памяти пасхальное богослужение, которое прошло после проливного дождя. Тогда все насквозь промокло - и облачения, и книги.

В 2003 году, в первое воскресенье нового месяца, началось чтение акафиста Богородице перед иконой, именуемой «Тихвинская». Сегодня этот акафист читают каждое воскресенье. Молитва была услышана: в том же году Бог послал человека - Андрея Владимировича Гурьянова, загоревшегося желанием восстановить храм. Благодаря его стараниям в 2004 году были установлены позолоченные главный купол и крест. Нашлись и другие неравнодушные люди, пожелавшие помочь. За несколько лет была проделана огромная работа: проведено газовое отопление, открыт главный придел в честь Рождества Христова с богатым пятиярусным иконостасом и балконом для певчих, которые красиво украсили киотами. Сегодня в левом приделе проводятся занятия с детьми воскресной школы. Недавно был сделан ремонт в церковной лавке, а сейчас завершаются строительные работы в помещении, предназначенном для индивидуального помазания болящих. При храме работает большая трапезная, а сам храм обнесен красивой оградой. Сегодня нашу церковь посещают группы паломников из Ульяновска, Самары, Бузулука, Москвы, Димитровграда и Казани. Верующие читают дома акафисты, а затем рассказывают, как им помог Господь и святые Его.

- Отец Георгий, что Вы считаете самым главным в своем служении?

Главная цель - это искренность. Быть свидетелем, делиться с людьми радостью жизни с Богом.

- Батюшка Георгий, где Вы находите силы, когда подступает уныние?

В искренней молитве к Богу. Я говорю себе: мне это не под силу - для Бога же все возможно. Когда искренне помолюсь, то становится легче на душе.

- Ваша первая встреча с Богом. Какая она?

В детстве бабушка водила меня в церковь, и я удивлялся атмосфере в храме. Чувствовал, что это - не от мира сего. В пятом или шестом классе - не помню, что меня сподвигло на это - я начал молиться. Учился я слабо, боялся контрольных работ. Однажды перед тем, как заглянуть в тетрадь, которую дежурный раздал после проверки, я под партой перекрестил ее: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Открываю, а там - четверка! Вот радости-то было! Я и с друзьями поделился этим секретом! Но во взрослой жизни такого молитвенного настроя не было.

- Вы находитесь в сане 17 лет. Какие выводы за это время для себя сделали?

Кому много дано, с того много и спросится.

- Кто и что Вам помогает в деле спасения душ человеческих?

Я считаю себя очень счастливым человеком. В процессе своего формирования, как священника, мужа или отца, я ничем не обделен. Господь мне дал духовника, он раскрыл мои крылья и указал, куда лететь. Все это по Промыслу Божьему: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод».

- Какие слова из Священного Писания Вам были особенно близки 17 лет назад? И какие близки сейчас?

- «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». А теперь близки слова из Откровения «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Преподобный Серафим Саровский - Ваш небесный покровитель, поскольку Вы родились с ним в один день. Вы замечали какие-нибудь события, связанные с ним?

Однажды я неожиданно оказался в группе паломников, ехавших в Дивеево. Когда я возвратился домой, то супруга сообщила, что меня будут рукополагать в дьякона. В этом я вижу ходатайство батюшки Серафима. До рукоположения, когда я жил и учился в Ульяновске, мне подарили акафист преподобному Серафиму Саровскому на старославянском языке, и я его читал. Но тогда я в этом не видел руки Божьей. Я это понял только спустя много лет.

Матушка Галина родилась 1 августа - в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Так что этого святого особо почитают в семье Кондратьевых. Матушка вспоминает:

«Когда я была некрещеной, у меня как-то ночью разболелся зуб. Вижу во сне старичка седого, он мне ласково говорит: «Когда же ты, доченька, окрестишься?». А я только потом, когда посетила Дивеево, узнала на иконе этого старичка. Это был батюшка Серафим!»

Есть еще один интересный факт. Читаем в житии святого Серафима: «Когда Прохор проходил столярное послушание, то отличался большим усердием, искусством и успехами, так что в расписании он один из всех назван Прохором-столяром». Видим, что неслучайно и отец Георгий хорошо освоил столярное дело!

- Семья у Вас многодетная: три дочери и сын. Что для Вас значит семья?

Это мои самые близкие люди. Они все обо мне знают - все отрицательное и положительное. Это помогает мне быть искренним с Богом и людьми. В семье учишься жить по-Божьи. Дети - это наше зеркало! Это наша радость! В общем, и супруга, и дети держат меня в физическом и духовном тонусе!

В Вашем храме находится чудотворная мироточивая икона Богоматери «Тихвинская». Быть под Ее покровом - что для Вас это значит?

То же, что значит для путника крыша в проливной дождь. То же, что значит для путника тень в пустыне. То же, что значат родители для ребенка.

- Батюшка, а у Вас есть любимый праздник?

Да! Это 9 июля - день памяти иконы Божией Матери «Тихвинская». Это наша Хозяюшка, слишком много с Ней связано.

- Какие задачи сегодня стоят перед церковью?

Для нас важно, прежде всего, духовное возрастание прихожан. В этом деле могут помочь катехизаторские курсы. Большое внимание надо уделять детям, особенно нашим «тихвинятам», чтоб они знали Бога и Матерь Божью. Есть и другие важные вещи: совершение молебна с чтением канона за болящих и чтение Неусыпаемой Псалтири.

- Отец Георгий, спасибо огромное за Ваши труды!

Вы, на Бога полагаясь,
И творя добро вокруг,
С днями вовсе не считаясь,
Не жалея Ваших рук,
Господу всегда во славу
Свет несете и тепло,
Чтобы Божий враг лукавый,
Не увел нас далеко.
Пусть же в этот День рожденья
Вас Господь благословит,
Даст Вам мудрости, терпенья,
К Вам всегда благоволит!
Будьте Вы сильны, здоровы,
И за истину держась,
Сбросить нам греха оковы
Помогайте, помолясь!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook