Мышление рационалиста и иррационалиста. Современный рационализм В чем близость позиции аристократизма и иррационализма
Практически вся докантовская философия Нового времени строилась на постулате «прозрачности», или абсолютной постижимое™, бытия для человека (тезис рационализма). В философии Канта была провозглашена принципиальная непознаваемость внешнего мира, т.е. «вещи-в-себе», но зато был сорван «покров тайны» с человеческого мышления (трансцендентальной диалектики). У Гегеля, где Бытие оказалось тождественным Мышлению, опять восстанавливалась «ясность» и «прозрачность» бытия.
В современной философии, во многом опирающейся на Канта, исходным тезисом часто опять становится идея о принципиальной «непрозрачности», «непроницаемости» бытия (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, позитивизм (эмпириокритицизм) и др.). Бытие оказывается непознаваемой и недостижимой «вещью-в-себе», и потому философия обращается к единственно доступному для нее миру явлений человеческого сознания (феноменам и ноуменам) и к человеческим переживаниям. Но и они часто объявляются недоступными рациональному познанию и постижимыми только интуитивно.
Интересно отметить, что как рационалистическое, так и иррационалистическое настроения в философии поддерживались самим ходом развития естественных наук.
Рационализм. Так, в XIX в. открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека повлияли на становление сциентистских настроений в европейской культуре и способствовали выработке современной естественнонаучной методологии, которая стала восприниматься как единственно научная. Это способствовало дальнейшему развитию рационализма в XIX в. и непосредственно повлияло на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, а в начале XX в. - на появление и развитие общей теории систем и структурализма, а также на развитие неомарксизма (в том числе марксизма-ленинизма).
Но уже в конце XIX - начале XX вв. абсолютизация этих позитивистско-сциентистских умонастроений привела в неокантианстве к резкому противопоставлению «наук о природе» и «наук о духе» (культуре) и их методологий (рационалистической и иррационалистической соответственно).
Иррационализм. Хотя на протяжении XX в. в области естественных наук доминирующим оставался принцип рационализма, в области философии все сильнее проявлялась тенденция к иррационализму. Ее развитие было связано с целым рядом фактов. Среди важнейших можно назвать следующие.
Во-первых, математизация и дифференциация наук способствовала тому, что каждая «узкая» научная дисциплина становилась все более «закрытой» и непонятной для всех, кто не специализируется в данной области (в частности, для фило- софов-гуманитариев), приобретая в их глазах характер чуть ли ни «эзотерического» знания. Следствием этого стало, с одной стороны, принципиальное размежевание методологии естественных и «чисто» гуманитарных наук (впервые теоретически осмысленное в неокантианстве), а с другой стороны, усиление тенденции иррационализма в философии. Крушение прежней механистической картины мира, относящейся к макромиру (которая уже поэтому была более «ясной» и «прозрачной» для человека), также способствовало развитию данной тенденции, достигшей своего максимума в конце XX в. в таких течениях, как постструктурализм и постмодернизм.
Во-вторых, использование научных открытий в военных целях , экологический кризис, ставший результатом интенсивного промышленного развития и т.д., сначала подорвали сциентистские настроения в западной культуре, а затем вызвали их крушение, что способствовало подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике и к феноменам сознания и нашло свое отражение в философии жизни (Дильтей, Бергсон, Шпенглер и др.), феноменологии (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр и др.), психоаналитической философии (Фрейд, Юм, Фром и др.), экзистенциализме (Бердяев, Шестов, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.), а в конце XX в. - в постструктурализме и постмодернизме, а кроме того, росту интереса к тем течениям восточной (индийской и китайской) философии, в центре которых находятся феномены человеческого сознания (и в первую очередь, буддизму и веданте).
Говоря о влиянии естественных и гуманитарных наук на современную философию, можно выделить ряд наиболее существенных открытий (табл. 3).
Влияние достижений наук в XIX-XX вв. на философию
Таблица 3
|
Влияние на науку и культуру |
|
Открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека (железная дорога, пароход, автомобиль, аэроплан, телефон, радио, фотография, кино, граммофон и т.д.) |
XIX-XX вв. Повлияли на становление сциентистских настроений в европейской культуре; способствовали выработке современной естественнонаучной методологии и отношения к ней как единственно научной |
Непосредственно повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма, марксизма и естественнонаучного материализма (в частности, «вульгарного», или физиологического) Рубеж XIX-XX вв. Привели в неокантианстве к резкому противопоставлению «наук о природе» и «паук о духе» (культуре) и их методологии XIX-XX вв. Способствовали развитию рационализма XX в Способствовали появлению и развитию общей теории систем и структурализма способствовали развитию неомарксизма |
Общий процесс дифференциации наук |
Способствовал развитию отдельных наук и усилению непонимания «узкими специалистами» в различных науках друг друга |
XIX-XX вв. Способствовал развитию иррационализма |
XIX в. - Биология: Создание и широкое распространение эволюционной теории Дарвина, основанной на принципе естественного отбора; открытие Менделем законов наследственности |
Конец XIX-XX вв. Способствовало утверждению идеи эволюции в науках и в культуре в целом; способствовало утверждению идеи о единстве всей живой природы. |
Конец XIX-XX вв. Повлияло на создание течения социалдарви- низма и геополитику. Повлияло на концепцию творческой эволюции Бергсона (философия жизни), на эволюционизм Т. де Шардена, на становление идей русского космизма |
Событие в других науках и культуре |
Влияние на науку и культуру |
Влияние на развитие и философии |
XIX в. - Химия Открытие Менделеевым Периодической системы элементов |
Способствовало подтверждению идеи единства всей природы |
Подтверждало законы диалектики и способствовало утверждению естественнонаучного материализма и марксизма |
XIX в. - Физика Открытие закона сохранения энергии (джоуль); открытие электромагнитных полей (электромагнитная теория Максвелла); возникновение и развитие термодинамики |
Конец XIX-XX ев. Способствовало общему кризису в физике на рубеже XIX-XX вв.; дало новое подтверждение принципа историзма; привело к возникновению понятия «стрелы времени»; привело к возникновению концепции «тепловой смерти Вселенной» |
Конец XIX-XX вв. Способствовало «феноменологическому» повороту в философии и дифференциации понятий «вещество» и «материя»; повлияло на развитие концепции эволюции Вселенной, на становление теории «Большого взрыва» |
XIX в. - Математика Создание неэвклидовой геометрии |
Повлияло на создание теории относительности, согласно которой пространство имеет неэвклидову структуру; способствовало появлению интуиционистской математики и неклассических логик |
Повлияло на развитие феноменологии и логического позитивизма |
XIX в. - Языкознание Открытие связи языка с национальной ментальностью и картиной мира (учение В. Гумбольдта о языке как выражение духа народа); открытие общей закономерности развития групп языков из общих корней, существования «языковых семей» (создание первых реконструкций индоевропейского праязыка) |
XIX-XX вв. Повлияло на увеличение общего интереса к языку и знакам в целом; способствовало возникновению семиотики (науки о знаках); подтверждало общий принцип историзма; способствовало дальнейшему развитию языкознания и семиотики |
Повлияло на развитие общего интереса к языковой проблематике; оказало влияние на учение Хайдеггера, герменевтику Гадамсра, на лингвистическую философию, на постструктурализм и постмодернизм; повлияло на возникновение и развитие структурализма |
Событие в других науках и культуре |
Влияние на науку и культуру |
Влияние на развитие и философии |
Рубеж XIX-XX вв. Физика Общий кризис в физике; открытие радиоактивности; открытие электрона и сложной структуры атома; создание частной и общей теории относительности; зарождение квантовой механики; открытие радио |
Способствовал крушению старой механистической (ныотоно-картези- ансткой) картины мира и возникновению новой физики и астрономии; создание радиосвязи, широкое использование в практической жизни электричества |
Конец XIX-XX вв. Способствовал «феноменологическому» повороту в философии: повлиял на становление эмпириокритицизма (второй стадии позитивизма), прагматизма, феноменологии; способствовал развитию неомарксизма (марксизма-ленинизма) |
Математика и логика Кризис в математике (обнаружение парадоксов в основании математики); обнаружение логических парадоксов; создание Васильевым учения о «воображаемых логиках»; антип- сихологизм Фреге и разработка им основ логической семантики |
Способствовал разработке проблем основания математики, появлению новых направлений в математике; способствовал появлению неклассических логик; стимулировал интерес к языковой и логической проблематике в целом; способствовал появлению и развитию информатики |
Повлиял на становление неопозитивизма (логического позитивизма) и феноменологии Гуссерля |
Психология и психиатрия Исследования в области подсознания; разработка Фрейдом метода психоанализа |
Способствовали утверждению сексуальной проблематики как научной (с начала XX в.), широкому распространению психоанализа как метода лечения, «сексуальной революции» в обществе (в 1960-е гг.); способствовал росту общего интереса к проблемам бессознательного в культуре и искусстве (дадаизм», «сюреа- лизм» и т.д.) |
Вызвали рождение психоаналитической философии (фрейдизм, неофрейдизм, юнги- анство); оказала влияние на развитие экзистенциализма, постмодернизма, постструктурализма |
Событие в других науках и культуре |
Влияние на науку и культуру |
Влияние на развитие и философии |
Лингвистика Концепция де Соссюра |
Повлияла на развитие теоретического языкознания, семиотики и логики (логической семантики) |
Стала непосредственной предпосылкой структурализма; повлияла на неопозитивизм и постпозитивизм (лингвистическую и аналитическую философию) |
XX в. - общие события Первая половина XX в. Использование научных открытий в военных целях (отравляющие вещества, аэропланы и т.д. - в Первой мировой войне). Вторая половина XX в. Использование научных открытий в военных целях (управляемые ракеты, атомная бомба и т.п. - во Второй мировой войне); экологический кризис, ставший результатом безудержного промышленного развития и т.д. |
Подорвало сциентистские настроения в культуре, что способствовало усилению интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике и к феноменам сознания Вызвало крушение сциентистских настроений в культуре, что способствовало подъему новой волны мистицизма и религиозности, связанной с обращением к различным нетрадиционным для западной культуры религиям, в частности восточным |
Способствовало развитию иррационализма, в частности философии жизни Бергсона и Шпенглера, экзистенциализма Хайдеггера и Ясперса Способствовало дальнейшему развитию иррационализма, в частности:
|
XX в. - в науке в целом Усиление процесса интеграции наук |
Повлияло на превращение принципа дополнительности в общеметодологический принцип |
Вторая половина XX в. Повлияло на возникновение синергетики и разработку методологии междисциплинарных исследований |
Событие в других науках и культуре |
Влияние на науку и культуру |
Влияние на развитие и философии |
XX в. - Физика и астрономия Возникла новая картина мира (борове ко-эй н штей н овс кая); открытие ядерной энергии; принцип дополнительности, принцип неопределенности, антропный принцип; открытие «доплеровского эффекта» и явления «разбегания галактик», создание космогонической концепции «Большого взрыва» возникновение ракетостроения |
Произошло овладение ядерной энергией, используемой как в военных, так и в мирных целях Подтверждение концепции историзма в развитии природы; поиски следов внеземных цивилизаций в космосе с помощью радиотелескопов |
Способствовало выделению трех структурных уровней бытия (микромир - макромир - мегамир); оказало влияние на развитие общей теории систем; способствовало усилению интереса к субъекту и его сознанию и к проблеме места человека во Вселенной; разработка философской космогонии; повлияло на развитие «космического мышления» и на развитие космизма |
XX в. - Химия Создание принципиально новых материалов, применяемых во всех сферах жизни; создание ракетного топлива |
значительное повышение урожайности сельскохозяйственной продукции; повлияло на возникновение космонавтики |
Способствовало постановке проблемы и месте человека во Вселенной и на развитие русского космизма |
XX в. - Биология Возникновение генетики, открытие ДНК и РНК, разработка теории мутаций |
Подтверждение представлений о родстве всего живого на Земле; возможность клонирования; дополнило дарвиновскую теорию эволюции |
Вызвало изменения в теологических концепциях происхождения человека |
Событие в других науках и культуре |
Влияние на науку и культуру |
Влияние на развитие и философии |
XX в. - Языкознание Гипотеза лингвистической относительности Сепир-Уорфа (связь языка с национальной ментальностью и картиной мира); развитие сравнительно исторического языкознания (компаративистики) |
Подтверждало концепцию историзма, влияло на исследование проблемы искусственного интеллекта |
Повлияла на развитие языковой проблематики в философии (па феноменологию, герменевтику, психоаналитическую философию, постструктурализм и постмодернизм) |
XX в. - Культурология Концепция Шпенглера о развитии культур. «Игровая теория происхождения культуры» Хейзинги |
Способствовала появлению и развитию культурологии как самостоятельной дисциплины; повлияла на преодоление европоцентризма, характерного для европейской культуры, способствовала росту интереса к другим культурам Повлияла на развитие культурологии, искусствоведения и языкознания |
Повлияла на преодоление европоцентризма, характерного для европейской философии, способствовала росту интереса к восточной философии Вторая половина XX в. Повлияла на становление игровой теории языка Витгенштейна и лингвистической философии в целом |
XX в. - Информатика Создание компьютеров |
Значительные изменения в условиях умственного труда; революционные преобразования в способах связи, хранения,обработки и передачи информации |
Поставило в философии проблему искусственного интеллекта; связи души и интеллекта |
Вопросы для самоконтроля
- 1. Какими характерными особенностями обладает философия XIX- XX вв.?
- 2. В чем выражается практицизм современной философии?
- 3. Какие виды времени выделяются в современной философии?
- 4. Какое место занимает идея эволюции в современной философии?
- 5. Почему в современной философии утвердилась идея относительности знания?
- 6. Как соотносятся современная философия и естествознание?
- 7. Что такое иррационализм и какое место он занимает в современной философии?
- Железные дороги, пароходы, телефон, радио и т.д.
- Отравляющие вещества, аэропланы и т.д. - в Первой мировой войне, управляемые ракеты, ядерная бомба и т.п. - во Второй мировой войне.
«Можно отметить следующие основные особенности, отличающие мышление рационалиста:
Рационалист считает, что человеческое познание основывается на опыте и разуме. Он стремится решать проблемы, обращаясь к фактам и логике, а не к страстям, эмоциям, инстинкту и т. п.
Рационалист придаёт большую ценность научному знанию. Он допускает, что мир (Вселенная, жизнь, общество, человеческая психика) исчерпывающего рационального объяснения не получит, наверное, никогда. Но независимо от того, как устроен мир - рационально или иррационально, - изучать и, тем более, изменять его в целях улучшения жизни людей следует, руководствуясь методами науки (а не призывами и пророчествами, лишёнными научного обоснования).
Рационалист отказывается считать без всякой проверки истинными сведения, полученные неизвестными или необъяснимыми путями. Он полагает, что способы получения и обоснования любых знаний должны быть доступны разумному логическому объяснению.
Рационалист считает возможным критическое обсуждение любого вопроса, расположен выслушивать критику и под влиянием её готов пересматривать свои представления. Он признает, что всякий человек как разумное существо, способное выдвигать одни идеи и подвергать сомнению другие, имеет право быть выслушанным. Это предполагает не только терпимость, но и существование общего «языка разума», на котором все люди могут сотрудничать. Обращение к единому для всех «языку разума» создает единство человечества».
Кармин А.С., Культурология, СПб, «Лань», 2006 г., с. 243.
«Иррационализм - это антирационалистическая позиция. Мышлению иррационалиста свойственны следующие черты:
Иррационалист убеждён, что в мире действуют недоступные человеческому разумению, непонятные, но могущественные силы, определяющие судьбы людей и вообще всё происходящее. Приобщение к ним если и возможно, то только немногим избранным, наделённым особыми, быть может, даже сверхчеловеческими качествами.
Иррационалист полагает, что разум не является высшей познавательной способностью человека. Он утверждает, что у людей есть более мощные познавательные способности, с помощью которых открывается то, до чего разум не в силах добраться. Шедевры человеческого творчества обязаны своим рождением не столько разуму творца, сколько загадочному, необъяснимому дару (мистическому озарению, взаимодействию с высшими силами или «космическими полями», экстрасенсорным способностям и т. п.).
Иррационалист скептически, а подчас даже с пренебрежением относится к науке, её достижениям и возможностям. Его интерес в гораздо большей мере привлекают мифологические элементы культуры. Он недоволен тем, что наука либо неспособна исследовать, либо игнорирует «тайны», слухи о которых имеют хождение в массовом сознании («снежный человек», «летающие тарелочки»), а также разного рода оккультные явления (магия, колдовство, парапсихологические феномены и т. д.).
Иррационалист считает, что всё действительно важное и значительное в человеческой жизни - выше разума. По его мнению, красота, совесть, любовь, смерть в принципе не поддаются логическому анализу и разумному пониманию и объяснению. Он думает, что человеческая природа такова, что эмоции и таинственные импульсы в ней берут верх над разумом, а потому поведение людей в значительной части иррационально, алогично, непредсказуемо».
Кармин А.С., Культурология, СПб, «Лань», 2006 г., с. 243-244.
Рационали́зм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.
Сократ (ок. 470-399 до н. э.) прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.
Задача философа - очистить иррациональную душу от связывающих ее пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.
Рационализм и эмпиризм -Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой . В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым. Как признавал сам Лейбниц в книге «Монадология», «в своих действиях мы все на три четверти эмпирики» Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита в XVII в. Спинозой . Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «бог существует только в философском смысле» . Его идеалом философа были Декарт , Эвклид и Томас Гоббс , а также еврейский теолог Маймонид . Даже выдающиеся мыслители считали «геометрический метод» Спинозы трудным для понимания . Гете признавался, что «по большей части не мог понять, о чем Спиноза вообще пишет» . Его Этика содержит неясные места и математические структуры из эвклидовой геометрии . Но его философия столетиями привлекала такие умы, как Альберта Эйнштейна
Кант -также начинал как традиционный рационалист, изучая труды Лейбница и Вольфа, но после знакомства с работами Юма начал развивать собственную философию, в которой попытался соединить рационализм и эмпиризм. Она получила название трансцендентальный идеализм. Споря с рационалистами, Кант заявлял, что чистый разум получает стимул к действию только тогда, когда доходит до предела своего понимания и пытается постичь то, что недоступно органам чувств, например, Бог, свобода воли или бессмертие души. Такие, недоступные для понимания через опыт предметы он называл «вещь в себе» и считал, что они для разума по определению непостижимы. Эмпиристов же Кант критиковал за то, что они пренебрегают ролью разума в осознании полученного опыта. Поэтому Кант считал, что для познания необходимы как опыт, так и разум.
Иррационали́зм - направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.
Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.
Иррационализм - характеристика мировоззрений, которые каким-либо образом обосновывают несостоятельность научного мышления в познании основополагающих взаимосвязей и закономерностей реальности. Сторонники иррационализма считают высшими такие познавательные функции, как интуиция, переживание, созерцание и т. п.
невозможность познания действительности научными методами; реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) неподвластны законам и закономерностя; ориентир на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.
Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе (большей частью неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия.
иррационализм убедил исследователей в необходимости тщательно анализировать такие виды и формы познания как исследование креативности и процесса творчества.
мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления . В философском смысле, иррационализм существует как реакция на ситуации общественного кризиса ещё со времён появления рационалистических и просвещенческих систем.
Ф. Г. Якоби , Г. В. Й. Шеллинг . С.Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше . философия жизни, неогегельянства, экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого национал-социализма. Необходимо мыслить дислогично, соответственно, иррационально, чтоб познать иррациональное. Логика - рациональный способ познания категорий бытие и небытие, можно мыслить(на сколько это возможно), что иррациональный способ познания кроется в дислогикичных методах.
Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет прежде всего в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.
Субрациональные области в иррационализме
воля (у Шопенгауэра и Ницше)
душа (у Л. Клагеса)
инстинкт (у З. Фрейда)
жизнь (у В. Дильтея и А. Бергсона)
Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
идея божества (во всех формах религиозной философии таких как, например, неотомизм)
понятия единого , первопричины , которые не поддаются рациональному постижению, характерные для самых различных философий от Плотина до М. Хайдеггера.
экзистенция (у С. Кьеркегора и К. Ясперса)
Арациональные воззрения в иррационализме-формы познания являются чем-то иным, нежели разум и рассудок, никак не соотносятся с последними и не могут быть сведены к ним.
объявляет недоступные объективному рациональному анализу области истинно творческим началом (например, жизнь, инстинкт, воля, душа) и противопоставляет их механицизму мёртвой природы или абстрактного духа
Бытие-
Элейская школа:Парменид -бытие-то, что существует, небытие-то, чего не существует;бытие вечно, неизменно, неделимо, неподвижно,познается разумом;Зенон Элейский -бесконечная делимость;демакрид-все состоит из атомов, атомы неделимы, бытие едино,тк состоит из атомов, множественно,тк соединение атомов производит различные вещества, бытие существует-атомы,небытие-пустота в которой движутся атомы;Платон -бытие неделимо, едино; бытие-мир идей;небытие-мир вещей;только разум может ухватить суть вещей и увидеть в переменах что-то неизменное;чувственно воспринимаемое бытие обманчиво, постоянное бытие в мышлении;
Средневековье -бытие-Бог,любовь к Богу,усе остальное тварное, не имеет самостоятельности,иерархия вещей-материальный мир;
Новое время -три модели бытия:Декарт -дуализм(мышление и протяжение)Спиноза (одна субстанция включает протяженность и мышление)Лейбниц (Множество)основа всех моделей связана с Богом
18век- проблема бытия лишается важности;1бытие-природа,основа-материя;материя постоянно движется,детерминизм-причинно следственные связи;природа развивается по объективным законам,человек повлиять не может;2бытие-человек;социальное бытие;мнение правит миром,разум-основа развития общества+идея самостоятельности человека;
19век -иррационализм
20век -проблема бытия-нефилософская,бессмысленна(позитивизм),предельно субъективный подход к проблеме бытия;Гуссер- феноменология, подменное бытие,чистые интуитивно ясные компоненты опыта;экзистенциализм -бытие не познается а переживается;
18.материя -вещество,атрибуты(свойства)-несотворима, вечна, является причиной самой себя;античность -аознается на базе обыденного опыта,ограничена кругом наблюдений,основа-вода,огонь,воздух;Демакрид-абстрактная нмодель материи;новоевропейская -в-во обладающее атрибутом массы,главное-опыты,основа-механика;н20 век -обобщенный взгляд,материальность-свойство человека и общества;Ленинская концепция -материя-объективная реальность,которая дана нам в ощущениях(противопоставление материи и сознания)
19.проблема сознания -
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
два уровня своего решения : заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем; - ставит цель объяснить, как сознание возможно
Античность - сознание-всеобщая связь между человеком и миром. Форму этой связи они попытались передать с помощью метафоры вощеной дощечки, на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Печать на воске - метафора для описания сознания. Ее использовали Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке» разума. Античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект. Другая же сторона - умение человека сосредоточиться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир - не была проработана. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике мировоззрения и мироощущения античного мира. Греки - прирожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения существует до того, как он увиден, и продолжает существовать в таком же виде и после акта его восприятья. Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент встречи объект оставляет след на «дощечка» разума. У античного грека не было навыка сосредоточиваться на своем внутреннем мире.
Христианство- обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир;Начиная с Бл. Августина сознание рассматривается как такое состояние, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь в Боге
Новое время - решающее влияние оказало мировоззрение антропоцентризма; Человек освободился от власти и опеки Божественного, перестав признавать свою принадлежность двумя мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только их природы, согласившись впоследствии с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны; сознание работает в режиме воображения, то не предметы запечатлеваются в нем, а оно само творит и конституирует мир явлений; сточки зрения И. Канта, в нашем сознании наличествуют непосредственно данные знания о чем-то как о целом, и мы обнаруживаем их, как только начинаем сознавать себя;). Начиная познание, мы обнаруживаем, что в нашем сознании уже есть знание о том, что мир пространственен и временен, что в нем действуют причинно-следственные связи и т.д. Когда человек осознает себя как Я, у него уже есть способности к логическому мышлению, языку, умение воспринимать мир пространственно и временно и т.д. Сознание начинает рассматриваться в качестве условия возможность познать внешний мир, творить мир явлений, т.е. такой предметный мир, который зависит от структур сознания. В этой связи Лейбниц называл человека «маленьким богом», а кант - верховным законодателем природы.
Современняя философия - человек не просто живет отпущенный ему век, но в связи с другими людьми творит, формирует условия своего существования, творит свое сознание.
8. Рационализм и иррационализм.
РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный). 1 Учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаке достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума: либо понятий, врожденных уму (теория врожденных идей, Декарта), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него будто не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле рационализм противоположен эмпиризму Рационализм возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. Его представители в 17 в.-~ Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в.- Кант. Фихте. Шеллинг, Гегель. Ограниченность рационализма,- в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости. Рационализм абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. была преодолена только марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика). Рационализм имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии рационализм на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, например, волю к разуму (Спиноза); в этике - рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике - рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях рационализм означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле рационализм противостоит иррационализму. 2. В богословии рационализм - направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат irrationalis - неразумный) - это философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле Иррационалистические учения, как правило, возникают в переломные эпохи развития общества и выдвигаются обычно не в форме логически стройных систем, а в виде разрозненных идей, настроений, сформулированных в афоризмах Так, оживление иррационализма наступило в конце 19-начале 20 в, в период превращения капитализма в империализм, когда рухнули буржуазные либерально-реформистские идеалы, надежды на «улучшение» капитализма путем его рационализирования» и использования в этих целях естественнонаучных и технических знаний В этот период появляется ряд иррационалистических учений, и прежде всего «философия жизни» Позднее, в 30-е гг 20 в. выдвигается др разновидность иррационализма - экзистенциализм. Иррационалистические мотивы четко проявились и во фрейдизме В целом иррационализм как антинаучное направление явился питательной почвой для реакционных фашистских теорий, отвергавших научную мысль в угоду прорицаниям вождя, «фюрера», голоса «крови и расы» В этике иррационализм - методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для множества буржуазных теорий морали. в настоящее время объединяет ряд школ (экзистенциализм, неопротестантизм, «гуманистическая» этика, самореализации этика и др) в особое направление иррационализма в э, существующее наряду с этическим формализмом и натурализмом. Для иррационализма характерно утверждение, что всякая моральная ситуация и положение каждого индивида своеобразны На основе этого делается вывод, что невозможно сформулировать общие принципы морали, тем более обосновать их с помощью рационального мышления и науки, которые якобы неприменимы к области морали т.к. улавливают в многообразном лишь абстрактно общее Практикуемая в обществе мораль, имеющая целесообразный характер, служащая к-л практическим нуждам, объявляется иррацио-налистами «неподлииной» «Подлинная» же нравственность, как и бытие человека в целом, с их точки зрения, не поддается никаким определениям и обобщениям, находится вне законов природы и общества, в ней человек утверждает себя как абсолютно свободное существо в противовес царству объективной зависимости Эта мораль объявляется «творческой», основанной на личном замысле (или на личном истолковании неопределимой воли бога), и считается делом исключительно индивидуальной ответственности каждого таким образом, иррационализм приходит к крайне релятивистскому и волюнтаристскому пониманию морали, к отрицанию объективного значения выбора человеком нравственной позиции. Хотя отдельные течения иррационализма критикуют апологетизм, догматизм и утилитаризм буржуазной морали, они вместе с тем - хотят этого или не хотят их представители - способствуют дезориентации личности в условиях борьбы двух мировоззрений
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ – т.е. не постигаемый разумом, мышлением, невыразимый в логических понятиях термин иррациональный употребляется для характеристики философских направлений, отрицающих роль разума в познании
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - философия существования - иррационалистчческое направление в совр. буржуазной философии, возникшее (после 1 мировой войны - в Германии, в период 2-й мировой войны - во Франции, после 2-й мировой войны - в др. странах, в т. ч. и в США) как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции. Идейные истоки Экзистенционализм- философия жизни, феноменология Гуссерля. религиозно-мистическое учение Кьерке-гора. Различают Экзистенционализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю, С. Бовуар). В экзистенционализме нашел отражение кризис буржуазного либерализма с его поверхностно-оптимистическим миропониманием, с верой в прогрессивное развитие буржуазного общества, который не выдержал испытания бурными событиями 20 в. Экзистенционализм возник как мировоззрение пессимистическое, ставившее перед собой вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессистские иллюзии, перед лицом исторических катастроф? Экзистенционализм - это реакция на рационализм эпохи Просвещения и нем. классической философии, а также на кантианско-позитивистскую философию, получившую большое распространение в конце 19-начале 20 в. По мнению экзистенциалистов, осн. черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в т. ч. и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования и практического манипулирования, в силу чего такой подход носит «неличный», «безликий» характер. Экзистенционализм, напротив, должен выступить как противоположность вне личной, «объективной» научной философии. Экзистенционализм, таким образом, противопоставляет философию и науку. Предметом философии, говорит, напр., Хайдеггер, должно стать «бытие», в то время как предмет науки-«сущее». Под «сущим» подразумевается все, относящееся к эмпирическому миру, от которого необходимо отличать само бытие. Последнее постигается не опосредствованно (через рассудочное мышление), а лишь непосредственно, открываясь человеку как его собственное бытие, его личное существование, т. е. как экзистенция. В экзистенции как раз и заключена нерасчлененная целостность субъекта и объекта, недоступная ни рассудочно-научному, ни спекулятивному мышлению. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т. е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. Согласно экзистенционализму, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами». Чувство вины за все совершающееся вокруг него - это чувство свободного человека (Бердяев). В экзистенциалистской концепции свободы выразился протест против конформизма и приспособленчества, характерного для буржуазного обывателя, который чувствует себя винтиком огромной бюрократической машины, не способным ч.-л. изменить в ходе событий. Отсюда постоянное подчеркивание экзистенционализмом человеческой ответственности за все, что происходит в истории. Однако экзистенциалистское понятие свободы остается субъективистским; оно трактуется в чисто этическом, а не в социальном плане. Отвергая рациональное познание как не соответствующее тому предмету, с к-рым имеет дело философия, Э. выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности, опираясь гл. обр. на Гуссерля (Хайдеггер, Марсель, Сартр), Дильтея (Хайдеггер, Ясперс), отчасти на интуитивизм Бергсона. Мн. экзистенциалисты (Хайдеггер в поздний период своей деятельности. Марсель, Камю и др.) считают, что философия по своему методу познания стоит гораздо ближе к искусству, чем к науке. Не случайно Э. оказывает такое большое влияние на искусство и литературу Запада, а через них и на умонастроения значительной части буржуазной интеллигенции. Социально-политическая позиция у различных представителей Э. неодинакова.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. existentia - существование) - одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, экзистенция представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Экзистенция - это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно теории экзистенциалистов (Сартр), нечто определенное, заранее данное, а, напротив, «открытая возможность». Одно из важнейших определений экзистенции - ее необъекти-вируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т. д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его как практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, таким образом, не подвластно ему,- его экзистенция. Учение об экзистенции направлено как против рационалистического понимания человека, усматривающего сущность последнего в разуме, так и против марксистского его понимания как совокупности общественных отношений.
Рационализм ‒ обозначение философских течений, которые, признают разум основой познания и поведения людей.
Поскольку интеллектуальный критерий истины принимается многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии. Кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, когда разумность считается единственным существенным критерием.
Рационализм берет начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении.
Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм XVII ‒ XVIII вв. (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка ‒ бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.
Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума». Иными словами, разум способен постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.
Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.
Иррационализм – обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия.
Представители иррационализма выдвигают на первый план:
волю (волюнтаризм );
непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм );
мистическое «озарение»;
воображение;
инстинкт;
«бессознательное» и т.п.
Иррационализм свойственен таким философским течениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. Они объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). Как утверждают сторонники иррационализма, эти сферы реальности невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. С одной стороны, рассудок осознает и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Сторонники иррационализма ориентируются на внерациональные формы человеческого познания.
Одним из предшественников иррационализма в философии был Фридрих Шеллинг. Ключевым элементом иррационализм становится в философиях Сëрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше.
Сторонники иррационализма считают, что рационализм и иррационализм являются дополнительными сторонами реальности в духе принципа дополнительности Нильса Бора. Предполагается, что отношение дополнительности между рационализмом и иррационализмом распространяется на все явления действительности, например: разум ‒ чувства, логика ‒ интуиция, наука ‒ искусство, тело ‒ душа, и т.п.