Нравственный облик мусульманина. Соблюдение адаба - высшая нравственность мусульманина

Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств, именно об этом забывают псевдомусульмане, ослеплённые обрядностью и не желающие задуматься о смысле, который несёт Коран - Исламе, как обществе праведного общежития построенного усилиями самих людей живущих в ладу с Богом. В то же время есть и настоящие мусульмане, которые смогли понять, о чём говорит Мухаммад в суре "Корова" 2 аяты 142-151. Речь идёт о нравственности людей, претендующих называться мусульманами. Именно из таких людей должна состоять мусульманская община, к сожалению, в настоящее время община состоит практически из псевдомусульман. А это и есть источник всех поражений и бед псевдомусульманской общины.

Судите сами, что здесь можно не понять:

2:142 . Глупцы из числа людей станут говорить: "Что заставило последователей ислама отвернуться от киблы, [(араб. - «направление») - в Исламе направление молитвы. Во время молитвы мусульмане должны обратиться лицом к Каабе в Мекке.] к которой они обращались [прежде]"? Скажи: "Аллаху принадлежат и восток и запад. Он ведёт, кого пожелает, к прямому пути".

2:143 . И также [подобно тому, как Мы изменили направление киблы] Мы сделали вас (о, верующие) общиной средней [самой справедливой и самой лучшей], чтобы вы (в День Суда) были свидетелями относительно людей [свидетелями против прежних общин, что их посланники довели до них послания их Господа] и чтобы (последний) Посланник был свидетелем относительно вас (что он довёл до вас ясное послание от Аллаха). И сделали Мы киблу, на которой был ты [Посланник] (прежде) [направление в сторону Иерусалима], только для того, чтобы (потом) Нам узнать [испытать и показать], кто последует за Посланником [подчинится ему и примет вместе с ним новое направление в молитве] от обращающихся вспять [чтобы отличить от тех, кто снова стал неверующим из-за сомнений]. И это - конечно же, трудно [тяжело согласиться с изменением молитвенного направления], за исключением тех, кого наставил Аллах (на верный путь) [которым дал знание и оказал содействие]: и Аллах ведь (вовсе) не таков, чтобы губить вашу веру [Аллах не сделает тщетными те молитвы, которые совершались в направлении Иерусалима]! Поистине, Аллах к людям сострадателен (и) милосерден!

2:144 . Мы видели, как ты [ о Мухаммад,] обращался к небу [в поисках киблы], и Мы обращаем тебя к кибле, которая тебя обрадует. Так поверни же своё лицо к Запретной мечети. И где бы вы ни были, поворачивайтесь лицами к ней. Воистину, те, которым дано Писание, непременно знают, что изменение киблы - истина от Господа. И Аллах ведает о том, что они творят.

2:145 . И какое бы знамение ты ни сотворил для тех, кому было даровано Писание прежде, они всё равно не станут обращаться к твоей кибле, а ты не станешь обращаться к их кибле. Одни не станут [лицом] к кибле других. А если будешь следовать их прихотям, после того как к тебе явилось [истинное] знание, то, воистину, ты станешь нечестивцем.

2:146 . Те, кому Мы даровали Писание, знают Мухаммада, как знают своих сыновей. Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает её.

2:147 . Истина - от Господа твоего, так не будь же в числе сомневающихся.

2:148 . Для каждой общины есть своя кибла. Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях. И где бы вы ни были, Аллах всех вас соберёт [в Судный день]. Воистину, властен Аллах над всем сущим.

2:149 . И где бы ты ни оказался, обращай лицо в сторону Запретной мечети. Вот она, истина от Господа твоего, и Аллах ведает о том, что вы вершите.

2:150 . И где бы ты ни оказался, обращай лицо к Запретной мечети, и где бы вы ни оказались, обращайте лица к ней, чтобы у людей, если только они не нечестивцы, не было довода против вас. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я завершил Мою милость к вам, - быть может, вы пойдёте прямым путём.

2:151 . А ещё я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас [от скверны], обучает Писанию и мудрости, а также тому, чего вы до этого не знали.

Самой высшей нравственностью, самым прекрасным и бесценным деянием, которое можно совершить, является соблюдение адабов в религиозной жизни, выполнение повелений Господа миров и совершение поступков в соответствии с нравами пророков. Всевышний Аллах научил нас адабам через повеления Благородного Корана и сунны Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Слава Аллаху!

Один мудрец говорил:

«Это часть адабов, которые ты обязан соблюдать:

Всегда будь доволен своими друзьями и врагами, никогда не унижайся перед ними и не бойся их! Будь серьезным, но не будь высокомерным! Во всем придерживайся «золотой середины»! При ходьбе не смотри по сторонам! Увидев группу людей, не останавливайся рядом с ними! Сиди прямо! Не смыкай пальцы рук, не играй перстнем! Не ковыряй в зубах и в носу! Не отгоняй мух с лица! Не потягивайся и не зевай! Сиди спокойно! Говори внятно! Прислушивайся к хорошим словам говорящих с тобой людей. При этом не показывай свое волнение и не показывай свое безразличие! Не проси говорящего повторить слова! Не обращай внимания на шутки! Пусть это будет мальчик или девочка, никому не говори о том, что тебе понравился ребенок! Не носи украшений, подобно женщинам, но и не будь небрежным, подобно невольникам!

Во всем соблюдай порядок! Не применяй слишком много сурьмы и не натирай много масла! Не настаивай на желании рассказывать легенды. Не только чужим, даже своей супруге и детям не рассказывай о своем состоянии! Так как если они узнают о твоей бедности, ты упадешь в их глазах. Узнают о том, что ты обладаешь значительным состоянием, они будут требовать и требовать. Люби их и не поступай с ними жестоко! Будь добрым с ними, но и не показывай им свою слабость!

Если обвиняешь кого-то, не торопись и обдумай свои доводы! Не жестикулируй часто! Не становись на колени! Говори только тогда, когда у тебя пройдет состояние гнева!

Если ты будешь вынужден дружить с правителем, не приближайся к нему слишком близко и никогда не будь уверен, что он не станет твоим врагом. Относись к нему мягко и хорошо, как относишься к детям! Говори ему то, что тебе хотелось бы услышать! Если он прислушивается к твоему мнению, ни в коем случае не становись между ним и его семьей, детьми и близкими людьми!

Избегай друзей, которые приходят к тебе тогда, когда тебе хорошо, так как такие люди считаются врагами!

Не ставь богатство выше своего достоинства!

Не плюйся на глазах у людей, так как в обществе осуждают такие поступки!

Не рассказывай своему товарищу о своих проблемах, ибо стоит ему заметить твое падение, как он тут же станет тебе врагом.

Не шути с умными людьми, так как они могут возненавидеть тебя. Не шути с глупцами, так как они могут нагрубить. Шутки обесценивают человека, унижают его, лишают чувства стыда, приводят к печали и изгоняют любовь. Убивают сердце. Удаляют человека от Господа, открывают путь к осуждению, стирают с памяти хорошие воспоминания, умножают грехи и являются причиной критики и насмешек над недостатками и ошибками».

Мы просим Аллаха наставить нас на истинный путь и просим, чтобы Он поместил нас среди тех, кого Он наставил на истинный путь. Мы просим Его даровать здоровье и поместить среди тех, кому Он даровал здоровье. Мы просим Его взять нас под Свое покровительство, как Он взял других. Мы просим Его сделать благословенным то, что Он нам дал, и удалить от нас неприятности, которые Он предписал Своей волей. Кроме Аллаха нет ни кого, кто бы мог удалить от нас то, что Он предписал. Его враги не возвысятся, как не унизятся те, кого Он избрал Себе в друзья.

Все восхваления присущи только Самому Аллаху. Да окажет Аллах Свою милость Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), нашему Пророку (ﷺ), который не умел ни читать, ни писать!

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Определение ахляка
Ахляк в Исламе
Роль веры и поклонения в нравственном совершен-
ствовании человека
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)-
пример высокой нравственности
Труд и ахляк
Может ли измениться ахляк
Нравственность Имама Абу Ханифы.

Определение ахляка

Ахляк – это привычки человека, которые проявляются в наших действиях и отношениях с окружающими. Выделяют два вида привычек: полезные и вредные.
Для того чтобы обрести довольство Всевышнего, необходимо избавляться от вредных привычек и шаг за шагом приучать себя к великой нравственности Ислама, совершая благие, праведные поступки.
Ахляк в Исламе

Одна из целей Ислама – воспитать высоконравственных людей. Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)говорил: «я ниспослан к вам для совершенствования нравов».445
«Самый любимый мной и самый приближенный ко мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью».446
Когда у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), спросили, какие рабы любимы Аллахом, он ответил: «Те, которые обладают высокой нравственностью». Этот человек еще раз спросил: «О, Посланник Аллаха! А какой верующий (му’мин) самый умный? Пророк ответил: «Самый умный тот, кто много размышляет о смерти и готовится к ней».447
Как совершение ибады, так и соблюдение законов нравственности является повелением Аллаха.

Роль веры и ибады в нравственном

совершенствовании человека

Мусульманин знает, что Аллаху ведомы все его деяния и что есть ангелы, которые их записывают. Он также верит, что в Судный День его деяния предстанут перед ним, за добрые он получит вознаграждение, а за плохие будет наказан, если Аллах не простит его.
Сказал Аллах Всевышний в Свяшенном Коране:

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْراً يَرَهُ وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرّاً يرَهُ

Значение: «Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его (в свитке своих деяний, и Аллах воздаст ему за него). Кто совершил зла на вес пылинки, (тот также) увидит его, (и ему воздастся за него)».448
Зная это мусульманин старается не совершать греховного и побуждает к добру. Человек же неверующий или тот чья вера слаба, не чувствует ответственности, перед Творцом, и совершет разного рода неблаговидные, греховные поступки.
Ибада усиливает веру: пятикратный намаз приучает нас постоянно помнить о Великом Создателе мироздания — Аллахе, пост увеличивает в душах милосердие, уберегает руки от харама, а язык от лжи, закят спасает от скупости и укрепляет чувство взаимопомощи. Все это приносит пользу обществу.

Пророк Мухаммад

(саллаллаху алейхи ва саллям) —

пример высокой нравственности

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) – это человек, обладавший по Воле Всевышного Аллаха в высшей степени достойным нравом и лучшими человеческими качествами. Когда у госпожи Айши (радыйаллаху анху) ей Аллах) спросили о Пророке Мухаммаде (саллаллаху алейхи ва саллям), она ответила: «Его нрав – это Коран».449
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сам жил по законам нравственности и учил этому своих сподвижников. В Священном Коране говорится:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ

حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ

وَذَكَرَ اللهَ كَثِيراً

«Для вас в Посланнике Аллаха – образцовый пример для тех, кто надеется на милость Аллаха и на блага Судного дня и поминает Аллаха часто».450
В этом аяте Всевышний Аллах повелевает, чтобы жизнь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) стала для нас примером жизни по канонам Ислама.

Труд и ахляк

Ислам предписывает мусульманам трудиться, чтобы зарабатывать себе на жизнь и ни от кого не зависеть. Труд и заработки людей бывают разные. Мы должны обращать особое внимание на то что бы зарабатывать разрешенным путем и не смешивать наш ризык с запрещенным.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обрадовал благой вестью тех, кто честно трудился: «Те, которые торговали законно, в Судный День будут вместе с Пророками».452
«Богатство не вредит тем, кто боится Аллаха».453
«Берите то, что разрешено, и оставьте то, что запрещено».454
«Отдайте заработанное работнику до того, как высохнет его пот».455
«Тому, кто берет в долг с намерением возвратить его вовремя, поможет Всевышний Аллах».457
«С тремя не будет говорить Аллах в Судный День, и не посмотрит на них, и не оправдает их, и для них — мучительные наказания». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил это трижды. На это Абу Зарр воскликнул: «Будь прокляты имена их! Пусть не достигнут они чаяний своих! Кто же они, о, Посланник Аллаха?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Те, кому гордыня не позволяет приподнимать полы одеяния, те, кто упрекает другого в оказанной ему помощи, те, кто ложными клятвами обеспечивает сбыт товара».458
«Разрешенное разъяснено и запрещенное разъяснено. Однако, есть между ними сомнительное, которое большинство людей не могут различить. Кто устранится от сомнительного, тот спасет свою честь и свою веру. А кто войдет в сомнения, тот войдет в запрещенное, подобно тому, как пастух приведет свое стадо в непроверенную местность, где стадо может оказаться в опасности».459
Правдивость – один из принципов исламской нравственности. Мусульманину следует избегать лжи, зависти, ихтикяра (скупки продуктов питания и продажа их только после повышения цен). «Ложная клятва может ускорить сбыт товара, но лишает торговлю благословения».460
Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного – выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов. Если работник выполняет свою работу небрежно (мотивируя тем, что его никто из людей не видит), тем самым он отдаляется от истины и присваивает заработок незаконно; такое отношение запрещено нашей религией.
Таким образом наша религия предписывает человеку трудиться, зарабатывая честным, дозволенным путем, помня о том, что мы пришли в этот мир для того что бы сдать экзамен, а затем предстать пред своим Господом.

МОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ АХЛЯК

На этот свет ребенок рождается чистым и безгрешным. Если родители дадут ему хорошее воспитание, то он вырастет высоконравственным человеком. При отсутствии подобного воспитания трудно ожидать от человека нравственности и доброты.
Стремясь избавиться от болезни, мы лечим различными лекарствами свое тело. Так же мы очищаем от дурных черт нашу душу, совершенствуя и облагораживая ее.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Совершенствуйте ваш нрав». Эти слова Пророка, доказывают тот факт, что свойства личности поддаются изменению.
Общение с безнравственными людьми со временем приводит к тому, что человек перенимает их пороки и недостатки. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Дружба с праведником или грешником сравнима с дружбой с торговцем мускуса или кузнецом. У первого ты можешь купить мускус или почувствовать его аромат. У второго ты можешь прожечь свою одежду искрами или почувствовать его неприятный запах».461
Наша обязанность – водить дружбу с хорошими людьми и избегать плохих, а если и сближаться с плохим человеком, то лишь с целью помочь ему стать лучше.

Самый лучший пример того, как нужно проявлять деликатность, – это Пророк (мир ему и благословение), а также его сподвижники, табиины и т. д. – лучшие представители этой уммы. Рассказывается, что однажды Хасан и Хусейн (да будет доволен ими Аллах), внуки Пророка (мир ему и благословение), увидели человека, который не очень тщательно совершал омовение. Из-за своей благовоспитанности они не могли ему сказать: «Ты ужасно совершаешь омовение, ты неправильно совершаешь омовение». Они решили сделать это очень красиво. Внуки Пророка (мир ему и благословение) подошли к этому человеку, а он был в возрасте, и сказали ему: вот мы спорим, кто из нас лучше совершает омовение. Хасан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я говорю, что я совершаю омовение так, как его совершал Пророк (мир ему и благословение), а он говорит, что он совершает так, как совершал Пророк (мир ему и благословение). Мы хотим, чтобы ты посмотрел, как мы совершаем омовение, и сказал, кто из нас лучше его совершает». И Хасан (да будет доволен им Аллах) совершил омовение – он сделал это красиво, так как видел, как это делал сам Пророк (мир ему и благословение); затем Хусейн (да будет доволен им Аллах) приступил к омовению и сделал его не хуже брата. Завершив омовение, они спросили: «Теперь скажи, кто из нас лучше совершил омовение?» Этот старец был очень удивлён и сказал: «Клянусь Аллахом, я не умею совершать омовение так, как вы». Таким образом, этот человек понял, что он делал омовение не так, как его нужно делать, и исправился.

Во времена Пророка (мир ему и благословение), арабы были дремучим, диким народом. Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, какой-то бедуин забежал в мечеть, подошёл к углу мечети и начал мочиться. Возмущённые асхабы Пророка (мир ему и благословение) встали, чтобы остановить этого человека, наказать его, но Пророк (мир ему и благословение) запретил это делать и сказал: пускай закончит. Когда этот человек закончил, его привели к Пророку (мир ему и благословение), и Пророк (мир ему и благословение) объяснил ему, что такое мечеть и что здесь этого делать не подобает. И так красиво всё это объяснил, что этот человек, будучи поражён поведением Пророка (мир ему и благословение) и его словами, принял Ислам.

Когда ещё не был предписан азан, Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) и ещё один сподвижник Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) увидели во сне азан, услышали, как он звучит. Они пришли к Пророку (мир ему и благословение) и рассказали ему сон. Пророк (мир ему и благословение) сказал им: «Воистину это правдивый сон». И сказал Зайду ибн Сабиту: «У Биляла более протяжный голос, скажи, чтобы Билял читал азан». Пророк (мир ему и благословение) сказал так, потому что не хотел его обидеть. Ведь может быть, что Зайд ибн Сабит сам хотел призывать к намазу. И Пророк (мир ему и благословение), сказав, что этот сон – истина, заметил, что у Биляла голос протяжней и громче, поэтому «поручи ему читать азан».

Лучшие представители нашей уммы, имамы, муджтахиды, такие как имам Абу Ханифа, тоже очень искусно умели подобрать время, место и подходящий случай для произнесения самого нужного слова, чтобы коренным образом поменять человека. Прямо по соседству с Абу Ханифой жил молодой человек, который употреблял алкоголь; он часто пил всю ночь, распевал песни и шумел, даже когда Абу Ханифа вставал на утренний намаз. Его поведение доставляло имаму неудобство, раздражало, но тем не менее Абу Ханифа ждал подходящего момента, подходящего случая, чтобы нанести «удар» в хорошем смысле этого слова. Однажды Абу Ханифа встал на утренний намаз и не услышал никаких звуков от соседа – не было слышно пьяного пения. Абу Ханифа стал интересоваться, что с этим человеком, и ему сказали, что его задержали. Вы знаете, что во времена Халифата за пьянство наказывали. Абу Ханифа тут же поторопился в то место, где его задержали, нашёл тех людей и попросил его освободить. А надо заметить, что, когда этот юноша напивался и пел, то, как бы причитая и скорбя, говорил: «Они такому парню дали пропасть, они меня погубили! » Так часто бывает: когда видишь пьяного человека, он винит в своём состоянии кого угодно, но только не себя. И вот Абу Ханифа пошёл за этим человеком, попросил его освободить, вывел оттуда, посадил на своё животное позади себя; и пока они добирались до дома, Абу Ханифа ни единого слова не проронил. Только когда они добрались до дома, Абу Ханифа ему сказал: «А теперь мы дали тебе пропасть, а сейчас мы тебя погубили?» И этот юноша, будучи пристыжённым этими словами, увидев всю заботу Абу Ханифы, заботу своего соседа, осознав, насколько он о нём заботится и не хочет дать ему пропасть, опустил голову и сказал: «Валлахи, я больше никогда не буду употреблять алкоголь, я больше никогда к этому греху не вернусь». Именно этого слова, этого момента Абу Ханифа дожидался.

Не секрет, что у многих из нас есть родственники, которые «употребляют». Причём часто бывает, что в душе своей это очень благородные люди, очень добрые, у них есть прекрасные черты характера, которые себя почти не проявляют и как будто ждут своего момента. Поэтому нам нужно вооружиться этим принципом, найти подходящий момент, подходящий случай и сказать очень тёплые, не грубые слова – подходящие слова, и этого будет достаточно. Можно в неподходящий момент говорить целый час, и это не принесёт пользу, но можно сказать в один момент два-три слова, и этого будет достаточно.

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл один из мекканцев-мушриков. Это было время, когда сподвижников становилось больше, и многобожники не знали, как остановить Пророка (мир ему и благословение); они применяли разные способы унижения, издевались и насмехались, но в один момент решили действовать другим методом: попробовать что-то предложить Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), чтобы он отказался от призыва к Всевышнему. И мекканец Абульвалид, уважаемый человек среди мекканцев, отправился к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «О Мухаммад, я хочу тебе кое-что предложить. Выслушаешь ли ты меня? » Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошо, Абульвалид, я тебя слушаю ». И тогда Абульвалид стал ему предлагать: «Если ты своим призывом преследуешь цель обрести богатство, мы тебе дадим богатство – соберём тебе имущество и ты будешь самым богатым; если ты хочешь власти, мы тебе дадим власть – поставим тебя предводителем среди нас, и без тебя ни одно решение не будет принято, ты будешь править нами; если ты болен, если тебя навещают какие-то видения и ты от этого страдаешь, мы найдём для тебя самого лучшего лекаря, который тебя вылечит ». Посланник (мир ему и благословение), слыша эти унизительные слова, не прервал его, не сказал: «Что ты говоришь?! Что ты болтаешь?! Что ты несёшь?! Что за разговор?! » Он внимательно выслушал Абульвалида, а потом ещё и спросил, всё ли тот сказал. Затем Пророк (мир ему и благословение) обратился к нему: «А теперь послушай меня, что я скажу », – и начал читать суру «аль-Фуссила». Содержание этой суры повергло Абульвалида в страх: не выдержав этого чтения, он приложил свою ладонь ко рту Пророка (мир ему и благословение) и попросил его остановиться – настолько эти слова его напугали и поразили своей необыкновенностью. Абульвалид был арабом, он прекрасно знал, что такие слоги никогда не применялись у арабов, это было нечто невиданное.

Эта история ещё раз демонстрирует, насколько Пророк (мир ему и благословение) умел вести диалоги. Он выслушал пришедшего, не прервал его, и даже когда тот предлагал ему нечто унизительное, Пророк (мир ему и благословение) выслушал его и даже спросил, есть ли ему что добавить, и только потом начал говорить.

Известна и другая история, произошедшая с нашим Пророком (мир ему и благословение). Когда скончались супруга Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), дядя Абуталиб, когда он потерял своих очень близких людей и поддержку в их лице, когда гонения на Пророка (мир ему и благословение) усилились, он в надежде, что его призыв услышат и примут другие люди, отправился в Таиф. Однако в Таифе он получил ещё больший отпор: местные жители велели закидывать Пророка (мир ему и благословение) камнями, а вольноотпущенник Зайд защищал его своим телом и сам получил рассечение на голове от камня, ноги Пророка (мир ему и благословение) были окровавлены. И вот в таком угнетённом состоянии, чувствуя печаль и обиду, они спрятались за одной стеною и укрылись в тени одного виноградника. Этот виноградник, в тени которого они сели, принадлежал двум арабам. У этих арабов был слуга-христианин. Хозяева виноградника, увидев Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижника, пожалели их и отправили слугу, которого звали Аддас, чтобы он отнёс Пророку (мир ему и благословение) гроздь винограда. Аддас взял виноград, отнёс Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), положил перед ним и дал понять, чтобы он отведал этого винограда. Пророк (мир ему и благословение), взяв гроздь, сказал: «Бисмилляхи ррахмани рахим», – и поднёс ко рту. Аддас, будучи религиозным верующим человеком, удивился и сказал: «Такие вещи арабы не говорят». Он уже давно жил среди арабов и знал, что они говорят, а что не говорят. И сказал: «Я не слышал, чтобы арабы такое говорили». Пророк (мир ему и благословение) спросил его: «Как тебя зовут? » Тот ответил: «Аддас ». «Откуда ты? » Задал новый вопрос Посланник Аллаха (мир ему и благословение) «Из Нинава », – отозвался слуга. А это была та местность, где жил Пророк Юнус (мир ему). И Пророк (мир ему и благословение) говорит ему: «Ты из города праведника, из города Пророка Юнуса ибн Мата (мир ему) ». Аддас удивился и спросил: «Откуда ты знаешь? Кто тебе сказал, что он был пророком? » Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) ответил: «Аддас. Юнуса ибн Мата - это мой брат. Он был пророком, и я пророк ». Аддас бросился к Пророку (мир ему и благословение) и стал целовать его голову, руки и даже ноги.

Обратите внимание, как Пророк (мир ему и благословение) построил свою речь. Первое, с чего он начал, это с имени Аллаха. Он сказал «Бисмиля». Во всех своих делах, и особенно в делах призыва ко Всевышнему Аллаху, человеку нужно начинать с именем Аллаха, ибо в этом успех. Далее Пророк (мир ему и благословение) спросил самое важное: «Как тебя зовут?» А ведь можно было не спрашивать об имени, ведь вроде бы какое это имеет значение, но Пророк (мир ему и благословение) знал, что это очень мощное орудие воздействия. Обратитесь к любому человеку по имени, и вы заметите, как это меняет его отношение.

Спросив у человека имя, Пророк (мир ему и благословение) тут же это имя использовал в беседе. Ведь он спросил об этом не просто так. «Откуда ты?» – спросил он далее. А когда Аддас ответил, что из Нинава, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты из города Пророка Юнуса (мир ему)», и ещё имя его отца назвал: «Юнуса ибн Матта». А когда слуга спросил, откуда он знает, что Юнус (мир ему) был пророком, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не сказал: «Я пророк и он пророк», а использовал более тёплые слова: «Он мой брат, и он был пророком, и я пророк».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в общении с людьми, если сидели три человека, запрещал, чтобы двое вели какой-то диалог, а третий их слушал, запрещал, чтобы третьему человеку не было никакого внимания от тех двоих, потому что это некрасиво; если же людей собралось более трёх, то уже можно двоим вести отдельный диалог.

Ещё очень важное правило, чтобы люди, сидя втроём, непременно говорили на том языке, который они все понимают. Был такой случай. Двое мусульман, разговаривая между собой на арабском языке, когда входила англичанка, переходили на английский язык. Это произошло один раз, дважды и повторялось каждый раз, когда она входила. Её это поражало, и она спросила: «Почему, когда я вхожу, вы говорите на том языке, который я понимаю?» Они ответили: «Ислам запрещает нам не бережное отношение к людям. Это этикет. Эта женщина была поражена, чему их учит их Пророк (мир ему и благословение), и спустя некоторое время приняла Ислам. Она сказала: «Ваш Пророк (мир ему и благословение) был очень цивилизованным человеком, если это так».

Всё-таки, говоря о языке, о чистоте языка, об умении общаться, хочется привести ещё один случай, который для нас послужит примером, чтобы мы очищали свои языки, изменили нашу речь, стали говорить приятно, чтобы наши слова было приятно слышать. Чтобы всё начало меняться в лучшую сторону, нужно начинать с самых простых и важных вещей. Один из табиинов как-то шёл по улице вместе со своим сыном. Видимо, возле них остановилась какая-то собака, потому что сын этого табиина сказал: «Проходи, пёс сын пса». Табиин поругал своего сына и сказал ему, чтобы он не говорил таких слов. «Почему? – спрашивает сын. – Это же собака и сын собаки, разве это не так?» Табиин сказал: «Ты это сказал не по факту, не для того, чтобы отметить этот факт; ты это сказал для унижения, чтобы унизить это животное».

Поэтому, давайте начнём с чистоты наших языков, нашей речи – будем её очищать.

Мухаммад Нурмагомедов

Новости из мусульманских республик

15.05.2014

В Закабанной мечети — медресе имени тысячелетия принятия Ислама вновь вышла книга «Нравственные обязанности в Исламе» на русском и татарском языках.
В книге говориться о духовно-нравственных ценностях что на сегодняшний день к сожалению утрачено ввиду 70летнего атеизма и пропаганды Вахабизма. Мусульмане татары не все знают обязанности перед Аллахом, перед сунной пророка Мухаммада с.г.в. перед родителями, родными и близкими. В книге чётко описываются взаимоотношения между мужем и женой, родителей с детьми и даже уважительное отношение к соседям не зависимо от религиозной и национальной принадлежности. Любви к родине и почитанию и уважительное отношение к старшим. С 1990г. С момента открытия мечети — медресе имамы мечети занимаются пропагандой религиозно-культурных ценностей среди населения. Так при мечети — медресе действуют курсы как дневные так и воскресные для взрослых и детей. Для неимущих с 2007г. работает социальная столовая. С 2008г. действует круглогодичный духовно-оздоровительный лагерь «Изге — Юл», ныне переименованный в «Туры юл» («Прямой путь») дети учат Коран, занимаются спортом и воспитываются в соответствии достапочтимой сунне пророка Мухаммада с.г.в. в духе патриотизма любви к Родине и отчизне.
Стоит заметить что ни органы власти ни духовного управления ни оказывают финансовую помощь Мечети — медресе. При мечети нет благотворительного фонда, активная деятельность ведется за счет пожертвования самого прихода.

Желающих оказать помощь просим обращаться по тел. : 2 37-12-83, 2 78-00-30, 89276719699, Хади Такташа 26

Расчетный счет № 40703810000020004299,
кор.счет № 30101810000000000805,
ИНН 1655031361, БИК 049205805, КПП 165501001
в «АК БАРС» банке г.Казани

Понравилось? Лайкни нас на Facebook