О братстве в исламе. Про отношению мусульман друг к другу Хадис о заботе братьев по вере

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Просим помощи и прощения только у Аллаха. Просим у него уберечь нас от грязных помыслов и греховных действий. Кого Аллах наставил на истинный путь, того никто с него не собьет, кого он заблудил, никто не наставит на правильную дорогу.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и нет достойного поклонения никому кроме него, он один и нет у него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) раб его и посланник.

-О, верующие! Бойтесь Аллаха должным образом, и умирайте, не иначе как будучи мусульманами.(Семейство Имрана-102.)

-О люди! Бойтесь Вашего господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин женщин, произошедших из них обоих. Бойтесь Аллаха именем, которого вы просите, друг друга и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину Аллах наблюдает за вами.(Женщины-1)

-О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха.(Союзники-70-71.)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Действительно самые хорошие слова, слова Аллаха и самый хороший путь, путь Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), и самое плохое что есть это нововведения и каждое нововведение-это бидаа, а каждое бидаа – заблуждение, а каждое заблуждение ведет в ад.. (Передал Муслим, 3242).

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными.

О, люди! Бойтесь Аллаха должным образом, и слушайте хутбу молча и не разговаривайте друг с другом. Прошу вас не увлекаться мобильными телефонами, отключайте их и не снимайте на камеру.

О, мусульмане! Бойтесь Аллаха, изучайте свою религию, будьте в числе понимающих её. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Аллах Свят ОН и Велик кому желает добра делает его понимающим религию.

Помните Ислам религия, основанная на знании, и является источником добра и справедливости во всех отношениях.

Ислам пришел всему человечеству только в качестве Милости от Аллаха, Творца небес и земли, которого ни кто не может отрицать, со всеми правилами от Него.

Аллах Свят ОН и Велик отправил Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха). с верой чистой без ширка и прощающей, всеобъемлющим шариатом, который обеспечивает всему человечеству спокойную радостную жизнь, по которому каждый человек обретает наивысшую степень нрава, покоя.

О, Рабы Аллаха! бойтесь Аллаха должным образом, знайте, что этот мир обитель проходящая, а последняя обитель постоянное место пребывания. Совершайте благие дела пока не поздно, пока не потеряли возможность их совершать, анализируйте свои дела, что заработали, что потеряли, удерживайте себя от погружения в прихоти, преуспел тот, кто посвящает себя и свои поступки тому, что будет после смерти, ради мирских соблазнов не совершает тяжких преступлений против себя и человечества.

Неспособный, слабый тот, кто подчинил себя своим прихотям и надеется на Аллаха, кто исправил свои тайные дела, Аллах исправит его открытые явные дела, кто исправил своё отношение с Аллахом, Аллах исправит его дела с людьми и убережет его от их зла.

О, мусульмане! Аллах знает о ваших тайных делах, если у вас там беспорядок вам не помогут ваши открытые прекрасные деяния. Каким бы ты не был благочестивым снаружи, читающим намаз, соблюдающим пост и так далее, если внутри скрываешь зло, твое благочестие тебе не поможет.

О, Мусульмане! сегодняшнюю хутбу я хотел бы иншааллах посвятить теме братства в исламе,т.к. это тема является важной и актуальной как никогда на сегодняшний период, период разобщенности и смуты среди мусульман, когда мусульмане разделились на разрозненные мелкие группы, занимаются выискиванием друг у друга недостатков, и обмениваются взаимными обвинениями. Называют себя разными называниями, ханафит, шафиит, шиит, ваххабит, суфист, мурджит, пораженцы и так далее, отличают себя от других различными признаками, одни палец поднимают при встрече друг с другом, другие издеваются над теми, кто соблюдает сунну, другие не соблюдающих сунны выводят из ислама, Одни сбривают бороды что бы не быть похожим на соблюдающих сунну пророка, а другие людей без бороды считают не мусульманами а некоторые одевают разные формы одежды что бы его джамат отличался от других. какие-то приписывают себя различным джамаатам и тарикатам и так далее. При этом никто не хочет понять, что другой так же его брат по вере, а не враг, ведь каждый из них должен искать истину в Коране, сунне пророка и в поступках сподвижников и праведных предков которые подчинились пророку наилучшим образом и не должен считать, что истина заключена в словах его устаза, амира или шейха, а также не делить людей на белых и черных.

Поистине, одним из наиболее важных качеств искреннего мусульманина является то, что он испытывает по отношению к своим братьям и друзьям чувство любви, не связанной ни с какими корыстными материальными интересами, не преследующей никаких целей, признательности или взаимной помощи в будущем. Это искренняя, братская любовь. Это объясняется тем, что связь, соединяющая мусульманина с его братом независимо от его национальности, цвета кожи и языка, является связью веры, так как Аллах Всевышний сказал: Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы.(Худжурат 10)
Братство по вере надежнее, чем другие приятельские отношения, потому что братство по вере связывает души и сердца и является высшим связующим звеном.

Мы видим из аятов и хадисов согласию и братству, воздается множество похвал, особенно если людей связывает друг с другом благочестие, религия и любовь к Аллаху. Аллах указывая на великое благодеяние, оказанное нам верующим, сказал: Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями.(Аль имран 103).

Здесь имеется ввиду, что это согласия и братство стало возможным благодаря Аллаху. Для того, чтобы удержать людей от разобщенности Аллах порицает ее, говоря: Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь.(Аль имран 103)

А одним из качеств благодаря которому мы можем достичь братства является благой нрав. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). сказал: «Поистине, больше всех из вас Аллах любит наиболее благонравных и проявляющих смирение, которые любят сами (т.е. братьев) и пользуются любовью других, а самыми ненавистными из вас для Аллаха являются те, которые распространяют сплетни, разлучая друг с другом братьев (по вере).» (Ат-Тирмизи)

От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Самые любимые люди для Аллаха - это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим - эта радость, которую ты приносишь мусульманину или помогаешь ему в беде или выплачиваешь за него долг или утоляешь его голод. И поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чём он нуждается любимее для меня, чем совершить иттикаф в мечети в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах прикроет его наготу (т. е. скроет его недостатки и грехи), и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И того, кто вышел помогать своему брату мусульманину в его нужде пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот день, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мёд» . Ибн Абу д-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. “Сахих аль-Джами” 176.

Как мы видим из этого хадиса, братство является очень важным и поощряемым качеством и положение любящих друг друга в Аллахе велико, и Господь миров окажет им высокую честь в тот день когда люди предстанут перед Ним униженными.

Когда в день воскресения люди будут собраны, именно на них Он обратит Свое внимание и скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим).

Истинный мусульманин, уяснивший (т.е. осмысливший, который понял) установления своей религии, знает что ислам, призвавший к любви, поддержанию связей и сочувствию, запрещает людям ненавидеть, порывать связи и прекращать общаться друг с другом. Вступившие в конфликт между собой мусульмане в соответствии с установлениями ислама, обязаны как можно скоро быстрее делать шаги к примирению, о чем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). говорит так: «Не дозволено мусульманину, прерывать отношения со своим братом (в Исламе) более чем на три дня! И тот, кто прервал отношения со своим братом свыше трёх дней и умер, войдёт в Огонь!» » Абу Дауд 4914, Ахмад 2/392.

И чем больше будет срок прекращения отношений и расставания, тем больше будет тяжесть греха и тем более серьезными последствиями это грозит для тех двоих.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», - и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина! » Муслим 2564.

Как видите этот хадис очень актуален на сегодняшний день, ведь есть множество мусульман которые презирают брата только из-за того что их взгляды на какие либо вопросы и детали ислама не совпадают с их мнением или мнением их сообщества, уже готовы обесчестить и нарушить права своего брата.

Поистине мусульманин, вдумывающийся в суть этих наставлений пророка может таить в себе злобу лишь в том случае, если сердце его поражено болезнью, сам он отличается чёрствостью, грубостью, бездушностью и ему изначально присущи какие то искривления. Эти наставления и угрозы адресованы в адрес черствых и грубых людей, которые отклоняются от нравственных принципов ислама и отгораживаются от приветливости и снисходительности религии, упорно отказываясь от восстановления отношений. И таких людей в мире вечном ждет нечто ужасное, они будут лишены милости и прощения Аллаха и двери рая для них окажутся закрытыми.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются грехи каждому рабу, ничему не поклоняющемуся наряду с Аллахом, за исключением такого человека, которого ненависть разделила с его братом. И тогда будет сказано: «Подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом! »» Муслим 2565.

Взаимная ненависть приводит к тому, что дела людей становятся тщетными, лишает их награды и уничтожает благие деяния. Для мусульманина, порвавшего отношения со своим братом, примирение будет лучше подаяния и поста, ведь если подобная отчужденность и взаимная ненависть сохранятся, это приведет к уничтожению того благого, что он обрел благодаря совершению дел поклонения.

Для того чтобы соответствовать братству в религии, мусульманин должен стремиться к закреплению определенных свойствам черт характера которые похвальны Аллахом.

Мусульманин встречает своих братьев с радостным лицом. Объясняется это тем, что приветливое и ясное лицо является зеркалом чистого сердца.
Он искренне относится к ним, он проявляет искренность в отношении к Аллаху, к его книге, к Его посланнику, к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще. Мусульманин искренне относится к своим братьям и никогда не обманывает их.

Он склонен к доброте и верности. Согласно установлениям шариата, любовь, искренность, доброта и верность обязательно должны находит свое проявление в оказании человеком помощи своему брату в любых обстоятельствах. При этом ему следует оказывать брату помощь и в тех случаях когда он прав, становясь на его сторону, поддерживая и защищая его. В случаи же когда он не прав помощь должна выражаться в том, что бы дать ему добрый совет и удержать его от ложного и совершения несправедливости.
Он проявляет доброту по отношению к своим братьям. Истинный мусульманин мягок в общении со своими братьями, добр к ним и любит их также,как они любят его или больше их.

1. Он не злословит о них. Истинный и искренний мусульманин воздерживается от того, чтобы порочить своих братьев и друзей, не злословит о них.

О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный.(Комнаты 12.)

2. Он избегает споров с ними, воздерживается от обидных шуток и не нарушает своих обещаний. Одним из присущих мусульманину свойств является то, что он не досаждает, не тревожит, не пристает к своим братьям и друзьям бесплодными бесполезными спорами, не надоедает им обидными шутками и не нарушает данных их обещаний, руководствуясь в этом наставлениям посланника (мир ему и благословение Аллаха). который сказал: « Не спорь с братом своим, не вышучивай его т.е. не обижай обидной шуткой, и не нарушай данного ему обещания»

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными

3. Он отдает своим братьям предпочтение перед самим собой.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе«. Аль-Бухари и Муслим.

4. Он обращается к Аллаху с мольбами за своих братьев и в их отсутствие.

А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный».(Собрание 10)

О, Мусульмане! Не мало немного были сказано на сегодняшней хутбе по поводу братства в исламе, но мало вероятно что все сказанное запомнится, но на последок хотел бы закрепить сказанное хадисом, пророк (мир ему и благословение Аллаха). сказал:«Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны [единому) телу: когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие (части) тела отзываются (на это, испытывая) бессонницу и (страдая от) горячки» . (Аль-Бухари; Муслим.)

Дай Аллах, чтобы мы были в числе понимающих слово и подчиняющихся лучшему.

Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помяните назидание.

Поминайте Великого Аллаха и он тоже о вас будет помнить, благодарите Аллаха за его дары что бы он вам добавил вам их, и он знает то что вы совершайте.

Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.(Аль-Ахзаб- 56)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал тот, кто благословит меня один раз, Аллах его благословляет десять раз

فصلّوا وسلِّموا على سيّد الأولين والآخرين وإمام المرسلين.

اللهم صل وبارك على محمد وعلى آل محمد كما صليت وباركت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم إنك حميد مجيد وارض اللهم عن الأربعة الخلفاء الراشدين وعن آل بيت نبيك الطيبين الطاهرين وعن أزواجه أمهات المؤمنين وعن الصحابة أجمعين وعن التابعين ومن تبعهم بإحسان

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Мусульманину следует примирять враждующих, обиженных друг на друга мусульман. В хадисе сказано: «Рассказать вам о деянии, лучшем, чем совершение намаза, соблюдение поста или раздача милостыни? Это примирение враждующих. Обиды, вражда между мусульманами подобны лезвию, сбривающему религию» (Абу Давуд, Тирмизи).

Из этого хадиса следует, сколь велико вознаграждение за примирение мусульман и как велик вред от вражды между мусульманами, который лишает нас веры. Шариат разрешает даже обман ради примирения мусульман.

Долгом мусульманина перед другими мусульманами является сокрытие их недостатков. В достоверном хадисе говорится: «Тому, кто скроет недостатки мусульман, Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете» (Муслим).

Следует также остерегаться того, что может вызвать сомнения у мусульман. Кто вызовет сомнения и дурные мысли у мусульман, и тем самым подтолкнет их к греху, то тому запишется грех за это. Когда Пророк (мир ему и благословение) разговаривал со своей женой Сафият, мимо них прошел человек. Пророк (мир ему и благословение) подозвал его к себе и сказал: «Это моя жена Сафият». Тот сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разве стану я думать о тебе плохо?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Сатана ходит в теле человека там же, где и кровь». (Бухари, Муслим, Ахмад).

Также по возможности следует оказывать помощь мусульманам. В достоверном хадисе говорится: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере» (Муслим).

Одной из обязанностей мусульманина является оказание помощи и поддержки мусульманину, оказавшему в беде. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него несчастье на том свете» (Муслим).

В обязанности мусульманина перед другими людьми входит исполнение их нужд. В достоверном хадисе говорится: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении в течение двух лет» (Хаким). А за итикаф, то есть за пребывание в поклонении в мечети Пророка (мир ему и благословение) предусмотрено неописуемо большое вознаграждение.

В обязанности мусульманина также входит ходатайство и посильная помощь всем мусульманам через какого-либо начальника или чиновника, с которым у него хорошие отношения. В Коране сказано (смысл): «Кто бы ни содействовал в осуществлении доброго дела, он получит долю от этого» (сура 4, аят 85).

В достоверном хадисе говорится: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение» (Бухари).

Говорят также, что лучшая милостыня – это милостыня языка.

Обязанностью мусульманина является также приветствие всех встретившихся мусульман лучшим из приветствий «Ассаламу алейкум!». Частое приветствие – из самых высокоценных деяний. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Аллахом, не вступите вы в Рай, если не будете иметь истинную веру (иман), истинную веру вы не будете иметь, пока не полюбите друг друга. Рассказать вам о деянии, совершив которое, вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие средь вас».

Из обязанностей мусульман также является рукопожатие при встрече. В хадисе говорится: «Когда мусульманин здоровается за руку с братом своим по вере, то грехи их обоих осыпаются с них, словно листья с дерева» (Базар).

Обязанностью мусульман также является не поднимать мусульманина с места, на котором он сидит, а также освобождать место для подошедшего, уплотняя ряды сидящих. В достоверном хадисе говорится: «Пусть не поднимают одного, чтобы освободить сидячее место другому, но пусть сдвигаются плотно друг к другу для высвобождения места для него» (Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульман также является защита по мере возможности тела, имущества и чести мусульманина от притеснения его другими. В хадисе говорится: «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского» (Тирмизи).

В другом же хадисе говорится: «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на Том свете. А тому, кто помогает, – и Аллах поможет в обоих мирах» (Ибн Абиддин). Если сосед или сослуживец имеет дурной нрав, мусульманину следует стараться избегать конфликтов, и налаживать ровные отношения. В Коране говорится (смысл): «Отводи зло добром» (сура 23, аят 92).

Мусульманину также следует любить бедняков, не гневить их. В хадисе говорится: «О, Айшат, полюби бедняков и приблизь их к себе, и тебя приблизит Аллах в Судный день».

Пророк (мир ему и благословение) сказал Абу Бакру: «О, Абу Бакр, если ты разозлишь бедняков, то и Господь твой разгневается на тебя» (Муслим).

Мусульманину не следует подхалимничать перед богачом из-за его богатства, каким бы большим оно ни было. В хадисе говорится: «Если кто-то станет подхалимничать перед добрым богачом из-за его богатства, то религиозность (вера) его уменьшается на одну треть».

Мусульманин также должен заботиться о сиротах, помогать им. В достоверном хадисе говорится: «Я и тот, кто содержит сироту, будем вместе в Раю, как эти два пальца». (Муслим).

Мусульманин также должен радовать мусульманина, давать ему советы от чистого сердца. В достоверном хадисе говорится: «Религия – это доброе наставление» . (Муслим).

В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, радующих верующих». (Табрани).

Мусульманину следует отдалиться от всего того, что может разжигать вражду между мусульманами. В Коране говорится (смысл): «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое, поистине, сатана желает раздора между ними» (сура 17, аят 53).

Данный аят призывает нас, чтобы мы не давали сатане никакой возможности посеять раздор между мусульманами.

Мусульманам не подобает ссориться друг с другом. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведет ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возводит ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).

Истину следует высказывать вежливо, благожелательно, но если тот, кому это адресовано, не воспринимает ее, то следует оставить его, не ведя с ним спор, ибо спор порождает неприязнь и приводит сердца в смятение.

Мусульманин обязан хранить тайну другого мусульманина, не скрывать своих симпатий, высказывать отношение и любовь к тем, кто ему нравится, обращаться к Всевышнему с доброй молитвой за братьев и сестер по вере. В хадисе говорится: «Если мусульманин обратится к Аллаху с мольбой: «О Аллах, прости грехи всем мусульманам и мусульманкам», то Аллах прощает ему грехи по числу всех мусульман».

Мусульманину не следует завидовать другим, ибо, как говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), зависть сжигает добрые деяния, подобно тому, как огонь сжигает дрова. Поэтому, когда увидишь нечто хорошее у мусульманина, то следует просить у Аллаха увеличения ему этого блага. В таком случае его покидает зависть и Аллах дает ему еще большее благо, чем то, о котором он просил для другого.

Также долгом мусульманина является посещение больного. Следует, положив руку на его голову, спросить о его состоянии, молить у Аллаха блага для него, то есть читать за него дуа. Мусульманину также следует посещать могилу мусульманина, выразить соболезнование тому, к кому пришло несчастье, следует учить того, кто в этом нуждается, удерживать от совершения греха того, кто это делает. Не следует враждовать с мусульманами и желать для себя того, чем владеют они. Для младших следует быть отцом, для старших – сыном, для ровесников – братом.

Кроме перечисленных, есть и другие обязанности мусульманина перед другими мусульманами. Особенно следует стараться исполнять эти обязанности по отношению к соседям, друзьям, родственникам.

Следует отметить, что мусульманин должен относиться хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий, если они не вредят Исламу. Так учит нас наша религия.

Дорогие братья по вере, если мы, мусульмане, будем вести себя так, как этого требует от нас наша религия, будем соблюдать по отношению друг к другу перечисленные выше обязанности, то жизнь на земле станет счастливой, блаженной, нами будет доволен Аллах и возрадуется Пророк (мир ему и благословение), и мы получим великие райские блага в вечной жизни. А если мы последуем за сатаной и станем пренебрегать этими обязанностями, то нас будут преследовать несчастья в земной жизни, на нас разгневается Аллах, опечалится Пророк (мир ему и благословение), и мы подвергнемся адским мучениям на Том свете.

Да поможет Всевышний всем мусульманам вести себя так, как это повелевает нам наша религия, и сплотиться, словно единое тело, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение)! Амин.

‏»‏وَاللَّهُ فِي عَوْنِ العَبْدِ ما كانَ العَبْدُ في عَوْن أخيه‏»

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её брату своему». Муслим 2699.

______________________________________

Знай также, что утешать родных покойного желательно как до, так и после погребения. Наши товарищи говорили, что начинать утешать их уместно с момента смерти человека, продолжая делать это в течение примерно трёх дней после его погребения. Такого мнения придерживался шейх Абу Мухаммад аль-Джувайни.

В большинстве своём наши товарищи считали, что по истечении трёх дней продолжать утешать родных покойного нежелательно, поскольку смысл утешения состоит в том, чтобы успокоить сердце того, кого постигла беда, однако через три дня сердце обычно успокаивается, и печаль уже не охватывает его. Абу-ль-‘Аббас бин аль-Касс, также относившийся к числу наших товарищей, сказал: «Если кто-нибудь утешает людей больше трёх дней, в этом нет ничего дурного, пусть даже он станет делать это долго». Имам аль-Харамейн передал, что такого же мнения придерживался ещё один из наших товарищей, однако по истечении трёх дней предпочтительно этого не делать, за исключением двух случаев, на которые указывали все наши товарищи или некоторые из них. Речь идёт о таких случаях, когда утешающий, или тот, кого постигло горе, не присутствует при погребении и возвращается больше чем через три дня. Наши товарищи говорили, что обращаться со словами утешения после погребения лучше, чем до него, поскольку до погребения члены семьи покойного заняты подготовкой к похоронам, а также в силу того, что после погребения они в большей степени ощущают подавленность из-за разлуки с умершим. Здесь речь идёт о таких случаях, когда скорбь близких покойного не является чрезмерной, если же дело обстоит иначе, постараться утешить их предпочтительнее до погребения, а Аллах знает об этом лучше.

Желательно обращаться со словами утешения ко всем членам семьи покойного и его родственникам, старым и малым, мужчинам и женщинам, за исключением молодых женщин, которых следует утешать только ближайшим родственникам. Наши товарищи говорили, что если со словами утешения обращаются праведные, слабые и дети, то можно ожидать, что они преуспеют в этом больше, нежели остальные.

Аш-Шафи’и и наши товарищи, да помилует их Аллах, говорили, что сидеть для выслушивания утешений нежелательно. Имеются в виду такие случаи, когда члены семьи покойного собираются дома для того, чтобы к ним приходил каждый, кто пожелает их утешить. Близким покойного следует заниматься своими делами, сидеть же нежелательно ни мужчинам, ни женщинам, на что ясно указывает аль-Махамили, который передаёт слова аш-Шафи’и, да помилует его Аллах. Если это не сопровождается каким-нибудь другим нововведением, подобное следует считать только лишь нежелательным делом, от которого следует отказаться. Если же к этому, как обычно, добавится и какое-нибудь запретное нововведение, подобное сидение превратится в одну из наиболее отвратительных запретных вещей. Это относится к числу новоизобретённых дел, а в одном из хадисов сообщается что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

‏»‏إنَّ كلَّ مُحدَثٍ بِدْعة، وكلّ بدعةٍ ضَلالة‏»‏ ‏‏رواه مسلم ‏عن جابر رضي اللّه عنهما‏.‏

«…худшими из дел являются дела новоизобретённые , а всякое нововведение есть заблуждение!»

Что касается формы утешения, то здесь нет никаких ограничений, и можно использовать любые слова, лишь бы это способствовало достижению цели. Наши товарищи считали, что мусульманину, который утешает мусульманина, желательно сказать: «Да сделает Аллах великой твою награду, да пошлёт тебе прекрасное утешение и да простит Он твоему покойному! /А‘зама-Ллаху аджра-кя, ва ахсана ‘аза’а-кя, ва гафара ли-маййити-кя!/»; когда неверный утешает мусульманина, желательно сказать: «Да сделает Аллах великой твою награду и да пошлёт тебе прекрасное утешение!»; когда мусульманин утешает неверного, желательно сказать: «Да пошлёт тебе Аллах прекрасное утешение и да простит Он твоему покойному!»; когда же неверный утешает неверного, желательно сказать: «Да пошлёт тебе Аллах возмещение! /Ахляфа-Ллаху ‘аляй-кя!/»

Наилучшим утешением послужили слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводимые в следующем хадисе:

عن أُسامة بن زيد رضي اللّه عنهما قال‏:‏ أرسلتْ إحدى بنات النبيِّ صلى اللّه عليه وسلم إليه تدعوه وتخبره أنّ صبياً لها أو ابناً في الموت، فقال للرسول‏:‏ ‏»‏ارْجعْ إلَيْها فأخْبرْها أنَّ لِلَّهِ تَعالى ما أخَذَ وَلَهُ ما أعْطَى، وكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بأجَلٍ مُسَمَّى، فمُرْها فَلْتَصْبرْ وَلْتَحْتَسبْ‏»‏ وذكر تمام الحديث‏.‏

Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(В своё время) дочь пророка, , послала к нему (человека, чтобы пригласить его к себе, так как) её сын находился при смерти. Однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) отослал (этого человека обратно, велев ему) приветствовать их и сказать: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха».

Этот хадис является одной из величайших основ ислама. Он включает в себя многое из того, что относится к основам и ответвлениям религии, этике, необходимости проявлять терпение в случае любых бедствий, тревог и болезней, и имеет отношение к целому ряду других вещей. Слова “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал” означают: весь мир принадлежит Всевышнему, и Он забрал не то, что принадлежит вам, но то, что был дано вам как бы взаймы. Слова “Аллаху принадлежит то, что Он даровал” означают: то, что Он даровал вам, не перестаёт принадлежать Ему, и Он распоряжается этим по Своему усмотрению. Аллах установил определённый срок для всего, а поэтому не скорбите, ибо если Он забрал кого-либо, значит, истёк срок его жизни, который невозможно ни уменьшить, ни увеличить. И если вы узнали обо всём этом, терпите и надейтесь на награду Аллаха за проявление терпения в постигшем вас горе, а Аллах знает об этом лучше. См. «аль-Азкар» имама ан-Навави (изд. на рус. яз.), стр. 267-269. пер. А. Нирша.

Имеются в виду такие родственники, с которыми по шариату запрещается вступать в брак.

Иначе говоря, такие дела, о которых ничего не говорится ни в Коране, ни в сунне и правильность которых не подтверждается единодушным мнением улемов /иджма‘/.

Часть длинного хадиса, приводимого Муслимом 867.

Имеется в виду Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.

Часть длинного хадиса, приводимого аль-Бухари 1284 и Муслимом 923.

"Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им. Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба. Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах - Знающий, Мудрый."

Коран 4:92.

да, мусульманину запрещено убивать своего брата по вере в любом случае, без исключения, кроме как по ошибке.

что же касается неверующих, людей Писания, то их жизнь и имущество являются неприкосновенными в том случае, если они не враждуют с мусульманами и им дана гарантия безопасности. что подразумевается под гарантией безопасности? согласно мнению авторитетных исламских ученых, гарантией безопасности является любой знак, слово, штапм, которые неверный принял как гарантию: наиболее ясный пример в наши дни - виза.

"На основании вышеизложенного становится ясно, что виза, которую ставят в паспорт неверному, въезжающему в страну мусульман, дает ему гарантию безопасности. И в этом нет никаких сомнений.

То же самое относится и к мусульманам, проживающим на земле неверных или же прибывшим на нее, получив визу или разрешение на въезд. Им запрещено убивать, грабить или же воровать имущество этих неверных, поскольку все это является вероломством и нарушением гарантии безопасности (аман). "

и это не позиция "традиционных, этнических, умеренных" мусульман, как некоторые считают. это законы "ортодоксального" ислама, которые обязаны соблюдать мусульмане вот уже на протяжении 14 веков.

Несмотря на то, что люди писания и мусульмане верят в одних и тех же пророков, между ними есть существенная разница.

Если вкратце: иудеи и христиане являются неверующими потому, что они не признали и не последовали за последним божьим посланником - Мухаммадом ﷺ и его законом (как до этого иудеи не признали Иисуса ﷺ).

Мусульмане любят и почитают всех пророков, так как все пророки призывали к одной и той же религии, смысл которой заключается в покорности (ислам) Единому Богу (Аллах) и отречении от всего, чему поклоняются помимо Него.

"Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы - мусульмане (покорившиеся)»". Сура "Род Имрана" quran-online.ru

"О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!». Удержитесь и это будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!" Сура "Женщины" quran-online.ru

"Воистину, верующие (из этой общины), а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, не познают страха и не будут опечалены". Сура "Трапеза" quran-online.ru

Согласно Корану и Сунне Пророка (ﷺ) все люди, последовавшие за посланным к ним пророку, являются мусульманами, то есть покорными Богу.

Те из иудеев, которые следовали за пророком Моисеем ﷺ являются мусульманами (приверженцами единобожия, покорившимися Единому Богу), также и те, кто следовал за пророком Иисусом ﷺ являются приверженцами истины (даже во времена пророка Мухаммада ﷺ были люди, которые старались следовать чистой религии пророков, среди них был Варака, дядя Хадидижди, первой жены пророка Мухаммада ﷺ и он был уже стар к тому времени, интересный рассказ о нём приводится в сборнике Хадисов "Сахих" имама аль-Бухари, первая глава, хадис №3)

Однако, после пророческой миссии пророка Мухаммада ﷺ никому не позволено следовать за предыдущими законами, так как Писания были искажены. И тот, кто узнал о том, что был послан пророк после Моисея и Иисуса (мир им) должен уверовать в него и последовать за ним.

Если вы хотите более подробно ознакомиться с тем, почему мусульмане считают людей Писания неверными, то прочтите 3, 5 и 19 Суры quran-online.ru (с переводом смыслов Абу Адель будет понятнее)

Ответить

Ещё 1 комментарий

Если совсем просто, то кафир (мн. куффар) - в терминологии ислама все немагометане (кто не верит в Мухаммеда или Аллаха)

«Кафиров» можно классифицировать так:

  1. Кафир асли - кафир изначальный.

Примеры: индусы, сикхи, христиане, иудеи или атеисты.

Есть три типа кафир асли:

(a) Ахль аль-Китаб (т.н. люди Книги) - иудеи, сабеи, христиане;

(b) Мушрикин (не люди Книги) - индусы, сикхи, буддисты, зороастрийцы, тенгрианцы;

(c) Просто неверующие, не принадлежащие ни к какой религии.

  1. Кафир муртад (отступник).

Муртад - человек, который был магометанином однажды, но осуществил одно или несколько из действий ниже:

(a) аль-Джахоуд - отрицание какого-либо обязательства из ислама, известное как необходимость;

(b) аль-Истихлаал - разрешение того, что запрещено исламом;

(c) аль-Накиид - отрицание Дин (ислама) на словах и на деле. Например, человек, открыто называющий себя атеистом, или человек, принявший христианство, буддизм и т.п..

Исламские факихи (правоведы) единодушны в том, что договор «зимма» (закрепляющий статус людей второго сорта в исламском государстве) должен быть предложен прежде всего людям из «Ахль аль-Китаб» (то есть христианам, сабеям и иудеям), а так же «магам» (т.е. зороастрийцам). Зороастрийцы не являются Ахль аль-Китаб, но все равно были приравнены к Ахль аль-Китаб. Есть хадис, который свидетельствует о том, что Мухаммед взымал джизью (дискриминационный налог) с зороастрийцев Хаджара. По отношению к другим группам, таким как коммунисты, атеисты и т.п., у исламских авторитетов имеются разногласия. Ханбалиты и шафииты (правовые школы суннизма, всего их четыре) считают, что недопустимо заключать подобные соглашения с нерелигиозными людьми. Ханифиты и маликиты (правовые школы суннизма) считают допустимым заключение дискриминационного договора «зимма» с любыми группами кафиров, независимо от их (кафиров) убеждений. Абу Ханифа, однако, был против подобного снисхождения по отношению к арабам-язычникам, потому что они «люди пророка» и поэтому им должно быть предложено только два варианта: принять ислам или быть убитыми.

Зимми - это статус людей второго сорта для немагометан под властью ислама. В частности, одной из форм дискриминации зимми (немагометан) под властью ислама является бесправие на суде против магометанской стороны. Оно заключается в том, что зимми не может свидетельствовать против магометанина. Зимми выплачивают дискриминационный и унизительный налог (джизью), зимми запрещено жениться на магометанке. На зимми накладываются и многие другие ограничения (см. Пакт Умара).

Ответить

Прокомментировать

Хвала Аллаху, который сделал нас братьями по вере! Салават и салям Пророку Мухаммаду, завещавшему нам укрепление этого братства! Благословение его семье и всем сподвижникам!

Дорогие братья, Всевышний Аллах сделал нас братьями по вере, сделал нас из числа мусульманской уммы. В говорится (смысл): «Поистине, верующие – это братья » (сура «аль-Худжурат», аят 10).

В достоверном хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении ».

То, что мы братья по вере, что мы из мусульманской уммы, – это самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через и Его Посланника (мир ему и благословение). Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я для вас – что отец для детей » (Абу Давуд, Насаи, Ибн Маджа).

Родители всегда желают, чтобы между их детьми складывались хорошие отношения. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословение) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Имам Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) который передаёт слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: отвечать на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, отвечать на его зов и читать за него мольбы (дуа): «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнёт». А в хадисе, приведённом Муслимом, говорится: «Когда встретишь его (брата по вере), то приветствуй, если он попросит совета, то наставляй ». В хадисе, приведённом имамом Ахмадом, говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим того, чего не желаешь себе ». В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит что-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют ».

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг к другу » (сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада (мир ему и благословение): когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: “О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него”. Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: “О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его”». Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо благие хулят тех, кто похуже, и наоборот.

В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится, что (мир ему и благословение) сказал: «В любви и милосердии друг к другу верующие подобны телу: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и оно лишается сна ».

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя подобным образом, значит, вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман, тот не из них ».

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман ».

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в вечной жизни.

Один из табиинов Ибн Аббас аль-Муджид сказал: «Всевышний Аллах навлечёт на обитателей Ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?» Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни». То есть нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям, за это предусмотрено большое вознаграждение. В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что он срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Теперь сверим со сказанным деяния некоторых молодых людей, которые разговаривают друг с другом, остановив свои автомашины прямо посреди дороги, или тех, кто паркует свои машины где попало, мешая другим, строит заборы, дома, будки, закрывая дорогу, мешая свободному передвижению».

Обязанностью мусульманина по отношению к другим людям является и проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим » (Табарани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен » (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защищай соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний тоже входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – один из признаков мунафиков, то есть лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Насаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы по отношению к братьям по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт » (Аль-Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более чем на 3 дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто приветствует первым » (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим после уверования (имана) признаком (основой) ума» (Табарани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно » (Аль-Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как тебе хотелось бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от Ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог один и Мухаммад – Его Посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие » (Хараити).

Из обязанностей мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение » (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место, то есть каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу, авторитету.

Мусульманину следует примирять враждующих друг с другом, обиженных друг на друга мусульман. В хадисе сказано: «Рассказать вам о деянии, лучшем, чем совершение намаза, соблюдение поста или раздача милостыни? Это примирение враждующих. Обиды, вражда между мусульманами подобны лезвию, сбривающему религию » (Абу Давуд, Тирмизи).

Из этого хадиса видно, как велико вознаграждение за примирение мусульман и как велик вред от вражды, дурных отношений между мусульманами, которые лишают нас веры. Нам лучше находиться в земле, чем жить на этом свете, не имея истинной религии. Шариат разрешает даже обман ради примирения мусульман.

Долгом мусульманина перед другими мусульманами является сокрытие их недостатков. В достоверном хадисе говорится: «Кто скроет недостатки мусульман, и Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете » (Муслим).

Следует также остерегаться того, что может вызвать сомнения у мусульман. Кто совершит такое, что вызовет сомнения и дурные мысли, предположения у мусульман и тем самым подтолкнёт их к греху, и тому запишется грех за это. Когда Пророк (мир ему и благословение) разговаривал со своей женой Сафият, мимо них прошёл человек. Пророк (мир ему и благословение) подозвал его к себе и сказал: «Это моя жена Сафият». Тот сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разве стану я думать о тебе плохо?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Сатана ходит в теле человека там же, где и кровь» (Аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Также по возможности следует оказывать помощь мусульманам. В достоверном хадисе говорится: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере » (Муслим).

Из обязанностей мусульманина является оказание помощи и поддержки мусульманину, оказавшемуся в беде. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него (оказавшего помощь) несчастье на том свете » (Муслим).

Из обязанностей мусульманина перед другими людьми является исполнение их нужд. В достоверном хадисе говорится: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении, в течение двух лет» (Хаким). А за итикаф, то есть за пребывание в поклонении в мечети Пророка (мир ему и благословение), предусмотрено неописуемо большое вознаграждение.

В обязанности мусульманина также входит ходатайство и посильная помощь всем мусульманам через какого-либо начальника или чиновника, с которым у него хорошие отношения. В Коране сказано (смысл): «Кто бы ни содействовал в осуществлении доброго дела, он получит долю от этого » (сура «ан-Ниса», аят 85).

В достоверном хадисе говорится: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение » (Аль-Бухари).

Говорят также, что лучшая милостыня – это милостыня языка.

Из обязанностей мусульманина является также приветствие всех встретившихся мусульман, начало общения с ними с приветствия. Частое приветствие – из самых высокоценных деяний. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Аллахом, не вступите вы в Рай, если не будете иметь истинную веру (иман), истинную веру вы не будете иметь, пока не полюбите друг друга. Рассказать вам о деянии, совершив которое вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие средь вас».

Необходимой сунной является для мусульман и рукопожатие при встрече. В хадисе говорится: «Когда мусульманин здоровается за руку с братом своим по вере, то грехи их обоих осыпаются с них, словно листья с дерева » (Баззар).

Обязанностью мусульман является не поднимать мусульманина с места, на котором он сидит, а также освобождать место для подошедшего, уплотняя ряды сидящих. В достоверном хадисе говорится: «Пусть не поднимают одного, чтобы освободить сидячее место другому, но пусть сдвигаются плотно друг к другу для высвобождения места для него » (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульман также является защита по мере возможности тела, имущества и чести мусульманина от притеснения его другими. В хадисе говорится: «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского » (Тирмизи).

В другом же хадисе говорится: «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на том свете. А тому, кто помогает, – и Аллах поможет в обоих мирах» (Ибн Аби ад-Дунья). Если сосед или сослуживец имеет дурной нрав, мусульманину следует стараться избегать конфликтов, налаживать ровные отношения. В Коране говорится (смысл): «Отводи зло добром » (сура «аль-Муминун», аят 92).

Мусульманину также следует любить бедняков, не гневить их. В хадисе говорится: «О Айшат, полюби бедняков и приблизь их к себе, и тебя приблизит Аллах в Судный день».

Пророк (мир ему и благословение) сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): «О Абу Бакр, если ты разозлишь бедняков, то и Господь твой разгневается на тебя» (Муслим).

Мусульманину не следует подхалимничать перед богачом из-за его богатства, каким бы большим оно ни было. В хадисе говорится: «Если кто-то станет подхалимничать перед добрым богачом из-за его богатства, то религиозность (вера) его уменьшается на одну треть».

Мусульманин должен заботиться о сиротах, помогать им, привести в дом и вырастить их. В достоверном хадисе говорится: «Я и тот, кто содержит сироту, будем вместе в Раю, как эти два пальца » (Муслим).

Мусульманин должен радовать мусульманина, давать ему советы от чистого сердца. В достоверном хадисе говорится: «Религия – это доброе наставление » (Муслим).

В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих » (Табарани).

Мусульманину следует отдалиться от всего, что может разжигать вражду между мусульманами. В Коране говорится (смысл): «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое; поистине сатана желает раздора между ними » (сура «аль-Исра», аят 53).

Данный аят призывает нас, чтобы мы не давали сатане никакой возможности посеять раздор между мусульманами.

Мусульманам не подобает ссориться друг с другом. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведёт ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возводит ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).

Истину следует высказывать вежливо, благожелательно, но если тот, кому она адресована, не воспринимает её, то следует отдалиться от него, не ведя с ним спор, ибо спор порождает неприязнь и приводит сердца в смятение.

Мусульманин обязан хранить тайну другого мусульманина, не скрывать своих симпатий, высказывать отношение и любовь к тем, кто ему нравится, обращаться к Всевышнему с доброй молитвой за братьев и сестёр по вере. В хадисе говорится: «Если мусульманин обратится к Аллаху с мольбой: “О Аллах, прости грехи всем мусульманам и мусульманкам”, то Аллах прощает ему грехи по числу всех мусульман».

Мусульманину не следует завидовать другим, ибо, как говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), зависть сжигает добрые деяния, подобно тому, как огонь сжигает дрова. Поэтому, когда увидишь нечто хорошее у мусульманина, то следует просить у Аллаха увеличения ему этого блага. В таком случае тебя покидает зависть, и Аллах даёт тебе ещё большее благо, чем то, о котором ты просил для другого.

Ещё одним долгом мусульманина является посещение больного. Следует, положив руку на его голову, спросить о его состоянии, молить у Аллаха блага для него, то есть читать за него дуа. Мусульманину также следует посещать могилу мусульманина, выразить соболезнование тому, к кому пришло несчастье, учить того, кто в этом нуждается, удерживать от совершения греха того, кто это делает. Не следует враждовать с мусульманами и желать для себя того, чем владеют они. Для младших следует быть отцом, для старших – сыном, для ровесников – братом.

Кроме перечисленных, есть и другие обязанности мусульманина перед другими мусульманами. Особенно следует стараться исполнять эти обязанности по отношению к соседям, друзьям, родственникам.

Следует отметить, что мусульманин должен относиться к людям хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий, если они не вредят Исламу. Так учит нас наша религия.

Дорогие братья и сёстры по вере! Если мы, мусульмане, будем вести себя так, как этого требует от нас наша религия, будем соблюдать по отношению друг к другу перечисленные выше обязанности, то жизнь на земле станет счастливой, блаженной, нами будет доволен Аллах и возрадуется Пророк (мир ему и благословение), и мы получим высокие райские блага в вечной жизни. А если мы последуем за сатаной и станем пренебрегать этими обязанностями, то нас будут преследовать несчастья в земной жизни, на нас разгневается Аллах, опечалится Пророк (мир ему и благословение), и мы подвергнемся адским мучениям на том свете.

Да поможет Всевышний Аллах всем мусульманам вести себя так, как это повелевает нам наша религия, и сплотиться, словно единое тело, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение)! Аминь!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook