Рабочая тетрадь библия и евангелие. Можайское благочиние. II. Проверка домашнего задания

4 класс Урок 5. Библия и Евангелие

Вы узнаете:
- кто такие христиане
- что такое Библия
- что такое Евангелие

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
1. Ты слышал раньше слова Библия, Евангелие? Если да, то где?
2. Подбери слова, родственные слову откровение: откровенный, открыть, открытка, открутить, окоротить, отрок, открытие, отречение, покров, открыться, короткий.

Андерсен не случайно вложил в уста Герды именно молитву «Отче наш». Дело в том, что это - самая известная молитва для более чем двух миллиардов христиан, живущих на Земле.
Русская православная культура – это часть культуры христианской. Большинство религиозных людей на Земле являются христианами.
Христианин – тот, кто принял учение Иисуса Христа.
Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад… Точнее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Дата любого события в современном календаре говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло.
Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.

БИБЛИЯ
Слово Библия в переводе с греческого означает «книги» (вспомни слово библиотека).
Это 77 книг, собранных под одной обложкой. Они были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.
Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».
Слово завет означает «союз, договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог – его союзник, и не сходил с пути добра.
Книги Ветхого Завета написали пророки. Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.
Завет Бога с пророками называется Ветхим, то есть «древним» или «старым». Через несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, появился Новый Завет.
Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа (слово Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием»). Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет.

ЕВАНГЕЛИЕ
Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в книгах, которые называются Евангелие. В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».
Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).
Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.
Все библейские книги у христиан считаются священными; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе, создали библейский текст. От человека – вопросы к Богу, особенности речи и построения той или иной книги Библии. От Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Порою – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.
Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Христиане же говорят об откровении Бога людям через Библию.
Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце. Самые важные и самые сложные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.
Христиане считают Христа не просто пророком, но тем Господом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название – «Молитва Господня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии.

ВРЕЗКА
БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ Суд царя Соломона
К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!». Вторая же с болью закричала – «отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!».
Первая женщина согласилась с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать ребёнка у неё и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребёнком, лишь бы сохранить ему жизнь. Полагаю, вы сами можете догадаться, почему мудрый царь Соломон поступил так.

Вопросы и задания
1. Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?
2. Как переводится слово Евангелие?
3. Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета?
4. Выбери правильный ответ:
А) Евангелие - это часть Библии.
Б) Евангелие не входит в Библию.
5. Что означает слово «завет»?
6. Как ты понимаешь, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения?
7. Кто такие христиане?

Поговорим по душам. Знакомы ли вам следующие имена, названия и выражения: Адам и Ева, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, Иерусалим, глас вопиющего в пустыне; да минует меня чаша сия; камень преткновения; не мечите бисера перед свиньями; не от мира сего; не хлебом единым; хлеб насущный; кому много дано, с того много и взыщется (спросится); кто не со Мною, тот против Меня; левая рука не знает, что делает правая; соль земли; что есть истина? бревно в глазу; кто с мечом к нам придет, от меча погибнет; внести свою лепту; волк в овечьей шкуре; зарыть свой талант в землю; идти на Голгофу (на крест); избиение младенцев; нет пророка в своём отечестве; строить на песке; слуга двух господ. Сможет ли кто-то рассказать какую-то библейскую притчу или библейскую историю?

Илл.:
Доре. Суд Соломона
Фото: древний библейский папирус
Фото: Богослужебное Евангелие в окладе
М. Врубель. Сошествие святого духа (фрагмент: 4 апостола справа) .

Основы православной культуры

Тема урока: «Библия и Евангелие».

Цели урока:

    познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

    развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

    воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

    актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

    рассмотреть роль Библии в жизни христианина.

Универсальные учебные действия:

    регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

    познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Форма и виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, комментированное чтение, участие в учебном диалоге, групповая работа, самостоятельная работа с источниками информации.

Оборудование: компьютер, монитор, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, учебник для общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры». В 2 ч. Ч.1 /Сост. Е.В. Чорная, Е.В. Мальцева, Л.Н. Бурдачева, В.В.Нестерова; Под общ. ред. Е.В. Чорной. – Луганск: ООО «Пресс –экспресс». 2017. – 62с.: ил.

Ход урока

I Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята.

В начале нашего урока прозвучит отрывок из стихотворения Николая Гумилёва «Слово».

(Музыкальное сопровождение Л.В. Бетховен «Лунная соната»)

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Пускай эти красивые и торжественные строчки настроят вас на серьёзный и возвышенный лад, на встречу с необыкновенно важным, интересным, для кого – то новым…

II Проверка домашнего задания.

Какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества?

Какую землю называют Святой Землей и почему?

Помнят ли ваши родители об обряде вашего Крещения? Поделитесь тем, что вам удалось узнать о том, как проходил этот обряд.

- Посмотрите на соответствия. Восстановите правильные соответствия.

Кто составил самую обширную русскую летопись? (Святой Нестор Летописец)

В какой земле, по словам Нестора Летописца, русские люди почувствовали и осознали, что такое Церковь? (В Греческой земле, куда были посланы князем Владимиром искать веру истинную)

За что народ называл князя Владимира «Красно Солнышко»?

III Мотивация к учебной деятельности.

Не случайно наш урок мы начинали с чтения стихотворения Н. Гумилева «Слово». Слово имеет огромную силу. Силу добра и злую силу, оно может созидать и разрушать, поддерживать и низвергать во тьму горя и отчаяния. Слово открывает горизонты мудрости и познания Мира. М Ломоносов писал: «Создатель(Бог) дал роду человеческому две книги. В одной он показал Свое величие, в другой – свою волю. Первая – видимый мир. Вторая книга – Священное писание (Библия)». Ф.М. Достоевский восклицал: « Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данная с нею человеку!».

(Демонстрация иллюстраций Приложение 1)

IV Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о Библии – Священной книге христиан, о Священном Писании.

Введение в тему, создание проблемной ситуации.

Учитель: В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но книга, о которой мы говорим сегодня, стала важной частью человеческой культуры, ее изучение очень важно как для христиан всего мира, так и для православных христиан. Православная вера традиционна для нашего Отечества. Вместе с вами попробуем ответить на вопросы:

О чем рассказывает Библия людям?

Из каких частей она состоит?

Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

V Объяснение нового материала

Знаете ли вы значение слов, определяющих тему сегодняшнего урока?

Кто может называться «христианином»? (Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа).

Игра «Жизненный марафон» - кто такой истинный христианин (мнение учащихся): его мысли, поступки. Выполнение золотого правила нравственности, которое неоднократно повторялось Спасителем. В Евангелии от Матфея написано: « И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Кто знает, о чем говорится в Библии? (Как люди ждали Христа, как он родился, как жил, чему учил людей).

2. Работа в группах

Рассмотрите Библию.

Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть? (2части: Ветхий Завет (50кн.), Новый Завет(27кн.).

Как вы думаете, что обозначает слово Завет? (Это союз человека с Богом.)

Физминутка для глаз

3. Работа с учебником

Прочитаем текст учебника на с. 14 – 17.

- Первичное осмысление прочитанного.

Игра « Шапка вопросов» (реквизит: вопросы написаны на карточках, ученики выбирают вопрос, читают, отвечают)

Что значит «Ветхий Завет»? Из скольких книг он состоит? (Из 50книг)

Что же такое время Ветхого Завета? (Это время ожидания прихода Христа).

Кто написал Ветхий Завет? (Пророки. Они имели особый дар – умение слышать то, что говорит им Бог).

Кто такие пророки? (Пророки – люди, через которых говорил Господь Бог, избранники Божьи для возвещения людям воли Господа).

С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет (союз) всех людей с Богом.

Сколько книг включает в себя Новый Завет?(27книг)

О чем повествует Новый Завет? (О том, как родился Иисус Христос, как он жил, чему учил людей)

Где читают Библию? (В храме и дома).

Всегда ли все понятно для нас в библейских текстах?

Нравственный закон, содержащийся в Новом завете более строгий, чем в Ветхом Завете, так как он призывает христиан не только отказаться от греховных поступков, но и от мыслей греховных. Обратите внимание, ведь Иисус Христос обращается к каждому: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Мудрость религии заключается в том, что она помогает человеку совершенствоваться, стать лучше. Это требует большой внутренней духовной работы над собой. Ведь цель каждого христианина – победить зло в себе, исправлять себя, а не других, тем самым победить саму смерть.

Игра «Добрый экран» (проецируем на словесный воображаемый экран цепочку: мысли – слова – дела)

Тема игры: «Победа добра над злом».

Рассмотрите иллюстрации на с. 15,16. Что здесь изображено? (Евангелие в драгоценном окладе, Евангелие в Храме).

4. Закрепление изученного материала (класс объединяется в 3группы)

Две - «Знатоки» и одна группа -«Эксперты» («Знатоки» рассказывают о Библии, эксперты дополняют, корректируют ответы)

Знаете ли вы?

В переводе «Евангелие» - это «добрая весть». Радостью проникнуты новозаветные тексты. Христос Воскрес, победил смерть и открыл путь к спасению и вечной жизни для всех людей.

Евангелие написано учениками Иисуса Христа – апостолами, т.е. посланниками. Апостолами-евангелистами являются: Лука, Иоанн, Марк, Матфей. У каждого из них есть свой знак: у евангелиста Луки – телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец – это образ жертвы); Иоанна – орел (символ высоты мысли); Матфея – человек (в книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа); Марка – лев (много говорится о чудесах Христа, о его высшей царской власти над миром).

Евангелие - четыре главные книги, согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну –мы знаем о событиях, связанных с воплощением Сына Божьего –Господа Иисуса Христа.

Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке.

Новый Завет – на древнегреческом.

Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. Все библейские книги у христиан считаются священными.

5. Что такое откровение? (Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным.)

Бог может открываться людям через:

1.Совесть (незримая нить, связывающая нас с Господом) .

2.Других людей (которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли).

3.Красоту мира (если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец).

4.Обстоятельства жизни (жизненный опыт).

Динамическая пауза . Учитель читает стихотворение, показывая движения, дети стоя выполняют описанные движения:

«Солнечная зарядка», стихотворение Галины Дядиной

Солнце делает зарядку: (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Село-встало, село-встало. (Полуприсед – руки на поясе)

Приседает по порядку

И нисколько не устало!

Подаёт пример атлетам, (сгибание – разгибание рук в локтях)

Упражняясь то и дело.

Каждый день – зимой и летом –

Встало-село, встало-село! (Полуприсед – руки на поясе)

Поднимает всех с постели, (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Не даёт валяться вяло. (Наклоны вправо-влево)

Село-встало, село-встало! (Полуприсед – руки на поясе)

Я надеюсь, физкультура

Зарядит и вас весельем!

Это кто там смотрит хмуро?

Встали-сели, встали-сели!

6. Духовное чтение

Словарь. Притча - поучительный рассказ. По сюжету- это бытовые, житейские истории, но в каждой из них можно найти нравственный урок. Для того, чтобы легче было понять и запомнить его учение, Иисус говорил притчами. В притчах говорится о том, что хорошо, а что плохо.

На с.16 учебника есть коротенький рассказ из Библии, который и называется притча.

Послушайте. (Чтение притчи «Суд Царя Соломона» учителем)

Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине?

Которая же из них была матерью?

Какой вывод сделаем из всего сказанного? (Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.)

В чём ценность Библии?

Библия – источник мудрости. Неслучайно многие выражения из Библии вошли в нашу русскую речь. Часто мы даже не догадываемся, что произносим библейские сказания.

Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.

1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)

– О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же:

- Что посеешь, то и пожнёшь.

В Библии более глубокий смысл:

Тот, кто живёт, только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.

2. « И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как Вынуть сучок из глаза брата твоего»

В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.

В Библии говорится:

Видеть прежде всего свои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.

3. «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»

Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

Смысл Библии:

Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.

Вывод. Интересно получается: иностранные слова в наш родной язык приходят и уходят, а Библейские простые истины веками живут в нём, делая его богатым и могучим, становясь неотъемлемой частью нашей культуры и истории.

Многие великие люди восхищаясь высотой учения, содержащегося в Библии, перечитывали, стараясь глубоко вникнуть в смысл написанного.

VI Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

1.Закончите предложения:

Сегодня для меня было самым интересным…

Я понял на уроке, что…

2.Самостоятельная работа .

Карточка 1

Найдите в учебнике ответы и закончите предложения.

    Завет Бога с пророками называется __________________.

    С приходом в мир Иисуса Христа появился __________________.

    Главное в христианском вероучении – это ___________________.

    В Библии много _________.

    Молитву «Отче наш» называют - _____________________.

Карточка 2

Закончи предложения:

1.Ветхий Завет включает в себя ________книг.

2.Книги Ветхого Завета писали _____________________.

3__________________Завет по- другому называют_______________________,

4. Время ___________________Завета

это________________________________________.

5.Новый Завет включает в себя _______книг.

6.Книги Нового Завета писали __________________.

3.Игра «Машина времени»

В какую эпоху Ветхозаветную или Новозаветную вы бы хотели перенестись во времени и почему?

Кого и о чем вы бы спросили?

Вывод: Завет - союз, договор Бога и человека. Ветхий Завет писали пророки, они слышали, что им говорил Бог. Ветхий Завет - завет Бога с пророками на древнееврейском языке. Священное Писание Нового Завета написано учениками Христа - апостолами. На древнегреческом языке. Откровение Божие – Библия для христиан. Христиане благоговейно относятся к Библии как к святыне православия. Библия – это исторически сложившийся сборник текстов, который состоит из 77книг и охватывает временной период около пяти с половиной тысячи лет.

4. Обратим внимание на доску:

Родителям, я хотел бы рассказать…

4­А 24.09.2019 Урок 4. Библия и Евангелие Цели: ознакомить учащихся с Библией как самой важной, главной книгой всего человечества, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность; развивать познавательную активность, способность удивляться грандиозности замысла Божьего, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками; воспитывать уважение к духовным ценностям православной культуры, показать значимость Библии для собственного развития и духовного роста. Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Священное писание, пророк. Средства наглядности: Библия, Евангелие, «лента времени». ХОД УРОКА 1. Организация деятельности учащихся. 2. Актуализация знаний. Введение в тему, создание проблемной ситуации. – На нашей «ленте времени» нет промежутка до Рождества Христова. Это время называется временем до нашей эры. (Обратиться к «ленте времени».) – Как вы думаете, где на этой «ленте времени» точка появления первого человека? Когда и как появился на Земле первый человек? – Обычный человек даже о бабушке и о дедушке не все знает, не говоря уж о прабабушке и прадедушке. Например, что вы знаете о своих предках? (Обсудить.) – Может, и сведения о происхождении человека потерялись во времени, и невозможно знать, как появился человек и что было дальше? Но люди о себе хотят знать, думают, размышляют, ищут ответ. Всё человечество во все времена его искало! А ответ есть! – Где он может храниться, ответ на самый главный вопрос – откуда мы все родом? Конечно, ответ на этот вопрос можно найти в книге. Какой должна быть эта книга? (Дети высказывают свои предположения.) – Да, это совершенно особенная книга. Люди считают ее самой главной книгой из всех книг. Это Библия – слово Божие. Почему это самая главная книга? Что она рассказывает людям? О чем она? (Обсудить.) (cid:252) Библия объясняет происхождение человека. Вывод.

(cid:252) Описывает законы, по которым нужно жить людям. (cid:252) Что бывает, если люди нарушают эти законы. (cid:252) Это книга пророчеств (предсказаний). (cid:252) Учит, как воспитывать детей. (cid:252) Рассказывает историю человечества. 3. Работа по теме урока. Рассказ о Библии (Работа с учебником с. 14­15.) Информация о Библии. – Библия писалась 1600 лет 40 авторами в течение 60 поколений на трех континентах. Ее больше всего издают. Она состоит из 77 книг разных авторов, которые удивительным образом соединяются в одну большую книгу об истории человечества. Среди авторов: цари (Соломон, Давид), пастух Амос, врач Лука, рыбаки Петр и Иоанн, пророки Моисей, Исаия, Даниил, полководец Иисус Навин и другие. Их писания не только не противоречат, а чудесным образом дополняют друг друга. Как такое возможно? (Обсудить.) – Дело в том, что все авторы были необычными людьми. Они обладали даром – слышать слово Бога, а услышанное записывали. Это не сочинения людей, это откровения Бога, когда Господь через одного человека обращается ко всем людям и открывает какую­то истину. Вывод. Библия – это целостный сборник, библиотека. – Кто­то из вас видел эту книгу? Читал ее? (Обсудить.) Работа в тетради – Удивительно, что не только вы, маленькие, но очень много взрослых людей не читали эту книгу. Но живут по тем правилам честного человека, которые записаны в Библии. Вся наша жизнь пронизана Библией. Есть в этой священной книге некая тайна. Открывается она не всем, а только тому, кто очень хочет постичь эту тайну. Вот уже много столетий подряд десятки, сотни тысяч людей обращаются к Библии, вчитываются в каждую строчку, задумываются над ее смыслом. И тогда книга дает вам то, в чем вы нуждаетесь. Возможно, вы не прочь дознаться до глубокой древности? А может быть, вам по душе описание богатырских подвигов и ошеломляющих чудес? Или вы хотите побольше узнать о заповедях пророков, заветах Христа. Поверьте, ваше желание исполнится, каким бы оно ни было. Библия продиктована Самим Богом для человека, значит, для нас с вами! Однако не будем спешить. Мы с вами делаем лишь первый шаг навстречу великой тайне. Придет время, и вы прочтете саму Библию. Только тогда вы окончательно поймете, что это священная книга, помогающая поверить в Бога и научить нас добру. А пока у меня в руках детская Библия, пересказ Книги Книг специально для детей. Давайте ее откроем и начнем чтение.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию, чтобы владычествовал он над рыбами морскими и птицами небесными, над животными и над всей землей. И создал Бог человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым. И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному, найдем ему верного помощника. Всех животных полевых, птиц небесных, все создания Бог привел к человеку, чтобы дал им человек имена. Нарек человек имена всем животным, и птицам небесным, и всем зверям полевым, но помощника не нашлось человеку. Навел Бог на человека крепкий сон и взял у спящего одно из ребер. Из этого ребра сделал Бог жену человеку. Так сотворил Бог человека по образу Своему, мужчину и женщину сотворил». 4. Итог урока. ­ Что больше всего вас удивило на этом уроке. 5. Личностная рефлексия. Расскажи членам семьи и друзьям о Священном писании. Подумай над вопросом: «Для чего Бог создал человека?»

Библия объясняет происхождение человека Описывает законы, по которым нужно жить людям Что бывает, если люди нарушают эти законы  Это книга пророчеств (предсказаний) Учит, как воспитывать детей  Рассказывает историю человечества

Ключевые слова: Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, христианство, откровение, притча

Сначала размышляем сами:

1. Слышали ли вы раньше слова, вынесенные в названии урока? Есть ли у вас дома Библия и Евангелие?

2. Подбери родственные слова слову откровение: откровенный, открыть, открытка, открутить, окоротить, отрок, открытие, отречение, покров, открыться, короткий.

Андерсен не случайно вложил в уста Герды именно молитву «Отче наш». Дело в том, что эта самая известная молитва для более чем двух миллиардов христиан.

Христианин – это ученик Иисуса Христа.

Учение Христа называется «христианство». А жил Иисус около двух тысяч лет назад… Точнее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Достаточно посмотреть на любую календарную дату – и станет понятно, какой год от Рождества Христова на дворе.

Есть книга о Христе и его словах. Она называется Библия. Слово Библия в переводе с греческого означает «книги» (ср. «библиотека»).

Это почти сто книг, написанные в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

Первая и бо льшая часть Библии состоит из 51 книги и называется «Священное Писание Ветхого Завета». Её написали «пророки». Пророк-прорицатель передает людям то, что сказал ему Бог («пророчество»). Оно передает взгляд Творца на прошлое, настоящее и будущее.

Слово «завет» означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз был нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминал о том, что Бог – его «союзник», и не сходил с пути добра.

Завет Бога и пророков называется «ветхим», то есть «древним» или «старым». В нем Господь предостерегал, ограничивал людей: Он говорил, чего они не должны делать.

Через несколько столетий после жизни пророков появился Новый Завет. Теперь слышнее всего звучит призыв к любви. Если в Ветхом Завете Бог разрешал людям жить по принципу «око за око», то в Новом Завете вместо мести Бог призывает людей к прощению.

Новый Завет заключен через Иисуса Христа. Его жизнь, слова и дела описаны в книгах, называющихся «Евангелие», что в переводе означает — «добрая, благая весть».

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны учениками Иисуса Христа — «апостолами» (буквально – «посланниками»).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.

Все библейские книги у христиан считаются «священными»; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе, то есть в соавторстве создают Библейский текст. От человека – вопросы, особенности речи и характера автора. От Бога – вдохновение, мысли, содержание. Иногда – даже его прямое обращение к людям, т.е. откровение.

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное находит нас и становится очевидным. Иногда красота природы открывается людям. Иногда люди открываются друг другу. Христиане же говорят об откровении Бога через Библию.

Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце. Только из Библии можно узнать о жизни и учении Иисуса Христа. Христиане считают Христа Господом. Поэтому у молитвы «Отче наш» есть второе название – «Молитва Господня».

В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них заключен нравственный урок.

ВРЕЗКА

БИБЛЕЙСКИЕ ПРИТЧИ: Суд Соломона

К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… Одна женщина сказала: «пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите!». Вторая же вскричала – «отдайте ей этого ребенка живого, но не убивайте!».

Первая женщина согласилась с предложением царя. Как ни странно, именно ее Соломон и осудил. Он приказал отобрать ребенка у нее и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребенком, лишь бы сохранить ему жизнь. Полагаю, вы сами можете догадаться, почему мудрый царь Соломон поступил так.

ПРОРОК

С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья.

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет Предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

(Михаил Лермонтов)

Вопросы

1. Как ты думаешь, почему Библию называют «Книга книг»?

2. Выбери правильный ответ:

А) Евангелие — это часть Библии;

Б) Евангелие не входит в Библию

3. Кто является главным Лицом книг Нового Завета? Какие различия есть между учениями Ветхого и Нового Завета?

Сядем в кружок . Знакомы ли вам следующие имена, названия и выражения: Адам и Ева, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, явление трёх странников Аврааму, Содом и Гоморра, прекрасный Иосиф, земля обетованная, гора Синай? Может быть, кто-то вспомнит какую-то известную ему Библейскую притчу или Библейскую историю? Расскажи её одноклассникам.

Кузьменко Н.М.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 37 Советского района

г. Ростова-на-Дону.

Урок учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

в 4 классе

Тема урока: «Библия и Евангелие»

Базовый учебник:

Цели урока:

  • познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность
  • развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;
  • воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры

Задачи:

  • актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»
  • рассмотреть роль Библии в жизни христианина

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;
  • познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками

Оборудование : компьютер, монитор, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, тетради или альбомы для рисования, учебное пособие «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока прозвучит отрывок из стихотворения Николая Гумилёва:

Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Пускай эти красивые и торжественные строчки настроят вас на серьёзный и возвышенный лад, на встречу с необыкновенным.

2. Проверка усвоения материала прошлого урока

О чем шла речь на прошлом уроке? (О православной молитве)

Что такое молитва (Обращение людей к Богу)

Объясните, что такое «молитва-просьба», «молитва-благодарение». «молитва-славословие»

Что даёт молитва православному человеку? (Молящийся человек прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется)

Учитель: Верно, молитва – это обращение людей к Богу, но и Бог общается с людьми. Именно об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.

3 . Введение в тему, создание проблемной ситуации.

Учитель: В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но существует такая книга, которая стала важной частью человеческой культуры, изучение которой очень важно для христиан всего мира и, конечно, для православных христиан. Вы уже догадались, о какой книге идёт речь? (О Библии)

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к этому памятнику культуры, к этой священной «Книге книг». Вместе с вами попробуем ответить на вопросы: О чем рассказывает Библия людям? Из каких частей она состоит? Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

4. Объяснение нового материала: работа с учебником, беседа

Разобраться в этих важных и непростых вопросах нам поможет учебник. (Выразительное чтение несколькими учащимися 1-4 абзацев учебного пособия, с. 16)

Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:

Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Иисуса Христа)

Почему Библия важна для христиан, о чём она рассказывает людям? (В ней рассказывается, как люди ждали рождения Христа, как он родился, жил и чему учил людей)

Что означает слово «Библия» в переводе с древнегреческого языка и почему? (Слово «Библия» означает «книги», потому что эта священная для христиан книга состоит из 77 книг)

Учитель: Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета. Попробуем разобраться в значении этого названия. Слово ЗАВЕТ означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Нужен ли людям такой союз? Да, чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи.

Кто же написал книги Ветхого Завета? Это были ПРОРОКИ – люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Почему Завет Бога с пророками называется Ветхим? Первоначальное значение слова «ветхий» - «древний», «старый». Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. С его приходом появляется Новый Завет.

Давайте изобразим эти сведения в виде таблицы (дети рисуют и заполняют диаграмму):

Священное Писание Нового Завета написано АПОСТОЛАМИ – первыми учениками Иисуса Христа. Они свидетельствовали о жизни, словах и делах Христа, поэтому части Нового Завета, посвящённые Иисусу Христу, называются Евангелие. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «добрая весть».

5. Динамическая пауза. Учитель читает стихотворение, показывая движения, дети стоя выполняют описанные движения:

«Солнечная зарядка», стихотворение Галины Дядиной (журнал «Мурзилка» №6, 2013, с. 9)

Солнце делает зарядку: (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Село-встало, село-встало. (полуприсед – руки на поясе)

Приседает по порядку

И нисколько не устало!

Подаёт пример атлетам, (сгибание – разгибание рук в локтях)

Упражняясь то и дело.

Каждый день – зимой и летом –

Встало-село, встало-село! (полуприсед – руки на поясе)

Подымает всех с постели, (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Не даёт валяться вяло.(наклоны вправо-влево)

Бодрый дух в здоровом теле!

Село-встало, село-встало! (полуприсед – руки на поясе)

Я надеюсь, физкультура

Зарядит и вас весельем!

Это кто там смотрит хмуро?

Встали-сели, встали-сели!

5. Продолжение работы над темой урока: работа с иллюстрациями учебника, беседа, чтение

Учитель: Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина - особая книга. Её читают и в храме, и дома. Её внимательно изучают, переводят на разные языки. Священные тексты звучат во время службы в храме. Особая роль отводится Евангелию. На фотографиях в учебнике изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе (рис. с. 16). Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги. Но мы должны помнить, что богатое убранство книги – это всего лишь знак почтения к её главному достоинству - содержанию.

Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия. Обратите внимание на иллюстрацию «Христос Вседержитель» В. Васнецова (рис. с. 17). В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении, а в левой – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения. Для чего они здесь? О чём говорят зрителю? Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его, обратимся к статье учебника. (Чтение статьи «Это интересно» с. 17). Итак, кого символизируют фигуры тельца, орла, человека и льва? (Они напоминают о четырёх апостолах – учениках Иисуса Христа и авторах Евангелия: Луке, Иоанне, Матфее и Марке).

Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей. Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок. Прочитайте притчу «Суд царя Соломона». (Чтение статьи «Это интересно» с. 18). Попробуйте разобраться, чему учит эта история. (Чтение, обсуждение, в результате которого ученики должны прийти к выводу: эта притча осуждает жестокость и себялюбие, она учит жертвенной, сострадательной любви – истинная мать готова отказаться от своего ребёнка, ради спасения его жизни).

Учитель: Вы убедились, что в Библии заключены очень важные для человека нравственные уроки. В её текстах есть даже прямое обращение Бога к людям, то есть ОТКРОВЕНИЕ. Откровение – это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Именно таким откровением Божиим у христиан считается Библия. Повествование в ней разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (то есть предсказания) конца мира. Самые важные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.

6. Закрепление материала урока

Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?

Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

О чем рассказывает Библия людям?

Выставление оценок, комментирование.

7. Подведение итогов, домашнее задание

1. Подумайте и ответьте на вопрос: «Как вы понимаете, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения, то есть откровения Бога?

2. Нарисуйте иллюстрацию к одной из библейских притч, объясните её нравственный смысл.


Понравилось? Лайкни нас на Facebook