Семь закатов в барятино, или зачем мирянину ехать в монастырь. Барятинский монастырь Богородице рождественская девичья пустынь

Монастырь создавался c конкретной практической целью: село, подобно многим и многим российским селам, угасало, и некогда великолепная церковь, построенная в XVIII веке, нуждалась в попечении. Ее архитектура представляет собой образец ампирного стиля. Главный престол освящен в 1796 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы, другой, более поздний, посвящен святым врачам бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим.

Другим основанием для открытия монастыря было фактическое существование при храме небольшой монашеской общины, сложившейсяв 70-е годы ХХ века попечением иеромонаха Аркадия (Афонина), постриженика Троице-Сергиевой Лавры; он служил здесь, с небольшим перерывом, с 28 февраля 1972 года до епископской хиротонии 25 марта 1991 года и назначения на Южно-Сахалинскую кафедру. В Барятине собрались прошедшие лагеря, утратившие здоровье и вернувшиеся в родные места монахини: Анастасия (Кузьмина), постриженица оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Никодима, слепая монахиня Иулитта, монахиня Мария (Климкина), монахиня Ксения. Они приходили на богослужения из ближних и дальних деревень, искали возможность поселитьсярядом с единственным действующим на территории от Медыни до Калуги храмом. Община пополнялась за счет местных одиноких прихожанок,но к 1993 году обессилела: состарившиеся постриженницы дореволюционных монастырей ушли ко Господу, а те, кого постригали в Барятине, достигли преклонных лет и не могли как прежде петь и читать за богослужением, ухаживать за храмом, который ветшал вместе с ними.

Приехавшие 3 апреля 1993 года сестры пришли в опустевший дом, выстроенный двадцать лет назад для общины, и все начали с нуля. Прежде всего позаботились о ежедневном кругебогослужения, который неукоснительно соблюдается по сей день: в шесть утра начинается утреннее богослужение с канонами монашеского правила; в 17 часов совершается вечерня и утреня, в 21 час читаются молитвы на сон грядущим и помянник. Насельницы пустыни живут по уставу общежительного монастыря: посещают все церковныеслужбы, имеют общую трапезу, трудятся на послушаниях.

Отсутствие средств долго не позволяло начать ремонт храма, приходилось мириться с неоштукатуренным, темным от копоти куполом, лет двадцать назад покрашенным белой масляной краской, неопределенного цвета стенами с разводами от мытья на высоте, куда бабушки доставали со стремянки, нелепыми росписями потолка. Но букеты живых цветов возле особо чтимых икон, грамотное монашеское пение и чтение придавали службе неповторимый колорит.

Большинство сестер горожанки; поселившись в деревне, они вдохновенно занялись сельским трудом: в первую весну посадили картофель, вскопали грядки под овощи, завели козу и корову, за лето построили скотный двор. К осени обитель уже имела свое подсобное хозяйство, обеспечивающее ее натуральными деревенскими продуктами. В 1995 году заложили фруктовый сад. Спустя несколько лет отважились поставить несколько ульев. Сегодня в собственности монастыря 18 гектаров кормовых угодий, два сада, большой огород, пасека, на новом скотном дворе три коровы, коза, ослик, куры.

С первых дней существования обители начали собирать библиотеку, и с первых же дней ввели богословский семинар по системе докладов. Так сложилось, что большинство сестер имеют интеллектуальную потребность, т.е. стремление постигать Бога не только всем сердцем и душою, но и всем разумением (Мф. 22, 37). Каждый год с сентября до Пасхи еженедельно проходят занятия по одной из богословских дисциплин: изучали историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви, историю Русской Церкви, христианскую антропологию, историю монашества, историю русского монашества, кроме того, греческий язык Нового Завета, иконопись.

В октябре 1996 года началось строительство келейного корпуса с кухней, трапезной, подвалами; через шесть лет к нему была сделана пристройка с новыми кельями, большим помещением для библиотеки,зимнимсадом, медицинским кабинетом. Но сестры пожили в прекрасных условиях не долго. 4 мая 2007 года пожар за два часа уничтожил все труды, восемь тысяч томов библиотеки, имущество, нажитое за четырнадцать лет; подробности на странице

В монастырь часто обращаются люди, оказавшиеся в скорбных обстоятельствах, малоимущие, престарелые, одинокие, и никто не уходит без утешения. Нуждающиеся получают продукты, лекарства, одежду, духовные советы.

В дни школьных летних и зимних каникул обитель принимает девочек-подростков, желающих увидеть монашескую жизнь изнутри. Они живут в сестринском келейном корпусе, посещают богослужения, обучаются церковному чтению, выполняют посильные послушания в трапезной, швейной мастерской, на огороде, пользуются книгами из монастырской библиотеки.

Впервые я попала сюда в 1995 году, после Рождества. Тогда я ходила в московский храм Малое Вознесение к о. Геннадию Огрызкову, и он предложил нам с Емилией поехать вместе с ним в монастырь, навестить нашу, так сказать, духовную сестру Татьяну М., которую он благословил на жительство в этой обители. На уазике добирались довольно долго, но, как всегда с батюшкой, поездка казалась приятной. Помнится, проезжая Медынь, он заметил: «Какое красивое название!».

Матушка была в отъезде, нас встретили сестры, проводили в бревенчатую избу, и после суетной Москвы я ощутила благодатную атмосферу этого дома, удивительный, скорее домашний, чем общежительный, уют. Тепло дома дополнялось теплом встречи, добрыми, искренними улыбками сестер; Татьяна сияла от счастья. Обед мы готовили вместе, а потом с батюшкой во главе обедали за большим столом, окруженным лавками, освещенным двумя лампами под большими оранжевыми абажурами.

Батюшка послужил в храме молебен перед чудотворной иконой Божией Матери Ломовской; тогда икону было трудно разглядеть за массивным окладом и множеством украшений.

Потом вернулись в дом, и Татьяна с удовольствием пела нам рождественские колядки; сколько ее знаю, никогда больше, ни до того, ни после, не видела ее такой счастливой и по-настоящему искренней. (После смерти о. Геннадия Татьяна покинула монастырь; иногда приезжает на недельку, но так и живет в миру – ред.).

На обратном пути батюшка прервал наши благодушные переживания вопросом, для меня абсолютно новым и неожиданно приятным: «А что, кто-нибудь из вас хотел бы вот сейчас, сразу, остаться в этом монастыре навсегда?». Я не задумываясь ответила – да, осталась бы, Емилия тоже, может с меньшей горячностью. Батюшка разрешил ей уходить хоть сейчас, а мне после того, как станет на ноги младший сын Павел…

В 1997 году под праздник Благовещения дорогой наш батюшка отошел ко Господу. Многое изменилось по его кончине, на приходе нашем сбылась евангельская истина: поражу пастыря и разыдутся овцы. Вопреки ожиданиям, жизнь разбросала нас по разным местам. Моим духовником стал о. М., игумен Оптиной Пустыни, тогда же переведенный в Москву на подворье в Ясеневе. Я очень любила Оптину и до 1997 года всегда по благословению о. Геннадия проводила там Святки, остро ощущая притяжение монастырской благодати; одно останавливало: я женщина и не могу связывать свое будущее с мужским монастырем.

И вот на Святки 1998 года, когда на работе мне традиционно предоставляли отпуск, возник вопрос – куда поехать. Вспомнила я Барятино и подошла к отцу М., готовясь долго объяснять про этот монастырь. Однако батюшка только с удивлением спросил: «Откуда ты знаешь Барятино?»; я объяснила про о. Геннадия и получила благословение.

Ехать можно было на ранней электричке и потом двумя автобусами, либо прямым автобусом с отправлением во второй половине дня. Утром я чуть проспала и опасалась опоздать на электричку, лень подсказывала поспать еще, не торопиться, навестить могилку о. Геннадия, а после отправиться автобусом. Но – автобус придет поздно, места не очень знакомые, темнеет рано… короче, заставила себя собраться и лететь к электричке, успела в последнюю минуту. От Малоярославца автобусом добралась до барятинского поворота, только вышла, поставила сумки, даже не успела поправить платок на голове, как подъехал автобус. Через пять минут я уже стояла на развилке, от которой до Барятина около километра. Деревенские жительницы, ехавшие со мной в автобусе, шустро направились в сторону села, а я пыталась измерить расстояние до храма, виднеющегося впереди, и рассчитать свои силы тащить сумки; не торопясь, пошла, и вдруг одна из шедших впереди женщин катнула ко мне пустые санки: «Я потом приду за ними в монастырь». В этот момент, при виде санок на заснеженной дороге, меня охватило странное чувство: если это не благословение о. Геннадия, то что же?

Мать С., встретив меня, тут же попросила перебрать какие-то платежки, счета, и я сразу влилась в жизнь монастыря, не было ощущения, что я паломница, казалась себе такой же сестрой, постоянно здесь обитающей. Общая трапеза, общие послушания – не было духовной преграды, которую я чувствовала в других монастырях.

Приехала Матушка, и у нас состоялся первый разговор. Оказалось, что о. М. в ранней юности учился вместе с ее сыном, теперь священником, и вместе с ним начал ходить в храм. Оттого я почувствовала сердечное расположение к Матушке и к монастырю, как духовно родному месту, где душе моей уютно и тепло.

Тогда в монастыре служил о. П., он – чисто внешне –напоминал мне о. Геннадия. Помню, однажды перед ужином в трапезной все, в состоянии некоторой усталости после трудового дня, сидели в ожидании Матушки – на несколько минут воцарилась тишина и покой, только ходики громко тикали, по избе ходил кот Рудик, похожий на кота нашей семьи, погибшего при падении с балкона, тоже по имени Рудик… Мне стало так хорошо в окружении любвеобильных сестер, что я невольно подумала: «Где я нахожусь? Знаю, где я нахожусь – я в раю»…

В следующий раз я приехала вскоре после исчезновения чудотворной иконы; в киот поместили копию, написанную одной художницей до похищения. Сестры глубоко скорбели, тяжело переживали утрату, я искренне сочувствовала. Тогда в монастыре началось чтение Неусыпаемой Псалтири. Иконы Богородицы были во всех помещениях монастыря; когда мне доводилось читать псалтирь, да и в любое другое время, приходило убеждение, что Матерь Божия утешает сестер, глядя на них со Своих икон добрым живым взглядом. Тогда на Рождество и Крещение распускалась верба вблизи храма; вообще в те скорбные дни Господь особо посещал обитель Своею благодатью.

Когда икона нашлась, мне пришлось снова брать отпуск, чтоб присутствовать при ее торжественном возвращении. Снова я жила в общей семье сестер, с ними несла послушания на кухне, в огороде. Несколько раздражало карканье грачей. Однако за несколько дней до праздника 25 июня я, работая на огороде, стала свидетелем удивительного зрелища: туча грачей, оставив гнезда, взмыла в небо и устремилась за реку – воцарилась благодатная тишина, прерываемая лишь звоном колоколов и благозвучным чириканьем ласточек, стрижей и других птиц.

Икону встречали в начале дороги, ведущей к монастырю. Владыка, священники попеременно несли ее на руках, а перед ними маленькие девочки бросали на их пути цветы; будто Сама Богородица шла по усыпанной васильками дороге меж изумрудно-зеленых полей; голубое небо без единого облачка виделось Ее покровом. Множество людей съехались встречать Ее, счастье, ликование, радостные слезы сопровождали крестный ход. В храме икону прикрыли прозрачной пластмассой, чтобы можно было прикладываться, а мне доверили стоять рядом и вытирать следы поцелуев.

После обеда сестры собрались в храме; икону не сразу убрали в киот, под стекло, и удалось вдоволь налюбоваться ею; я всё пыталась разглядеть какие-нибудь штрихи, мазки кисти, и ничего не уловила; может, дерзко сравнивать, но икона казалась фотопортретом Матери Божией! Помню, как причитала м. В.: «Ой, наконец-то Ты вернулась! А я-то Тебя искала, я-то Тебя ждала…»; и Она отвечала любящим взглядом.

Все эти годы я при всякой возможности устремлялась в Барятино, но совсем остаться по семейным обстоятельствам не получалось. Только два года назад я наконец водворилась в монастыре, но это уже другая история…

АЛЬ МЫ НЕ ХРИСТИАНЕ?

С началом весны все наши мысли, волнения, надежды сосредоточены на одном событии: продолжение капитального наружного ремонта храма Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Трудно искать деньги, живя в деревне, вдали от больших дорог, от богатых людей. Выход один - вымолить у Бога попечение о храме.

Начали ремонт 31 августа 2016 года ремонт. Больше месяца освобождали стены от панциря старой штукатурки, местами вцепившейся в кладку намертво, местами отлетавшей мелкой крошкой. Затем строители обмазали стены штукатурным раствором с армирующими волокнам, что позволяло стенам дышать. Зимой лишняя влага вымерзала, а сестры ходили мимо этих серых стен и просили: "Господи, пощади создание Твое. Нас и храм пощади, чтобы бригада вернулась и продолжила работу. Россию пощади - "мирное и благоденственное житие подай, Господи!". Молились усердно за всех, кто присылал пожертвования на счет монастыря и карту Сбербанка, радовались тому, что россияне - самый щедрый народ на планете Земля.

Наш ремонт находится в абсолютной зависимости от помощи извне, потому что монастырь живет только на милостыню. Обитель не имеет никаких производств, перепродажей чужого товара не занимаемся, только молимся и трудимся. Огород и небольшое подсобное хозяйство (две коровы, две козы, куры, пчелы) дают продукты для монастырской трапезы, но есть много прочих расходов - содержание храма, оплата счетов за газ и электроэнергию, приобретение медикаментов, одежды и обуви.

Мы очень тревожимся за финансовое обеспечение продолжения работ. Помогите закончить ремонт, чтобы старинный храм снова засиял своей первозданной красотой. Аль мы не христиане?

После пожара 4 мая 2007 года монастырь получал помощь от благотворителей именно через Фонд "Русская береза", за что мы благодарны сотрудникам. Надеемся, что и сейчас наше обращение не останется без благих последствий. Вы помогаете монастырю - в монастыре молятся о вас.

На монастырском сайте "Киновия" http://feofila.ru/index.php можно познакомиться с другими способами оказания помощи нашей обители, историей монастыря, новостями повседневной жизни. Будем признательны за любую помощь.

Монахиня Серафима (Гриценко), эконом монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.


Дорогие сотрудники благотворительного фонда ""Русская береза". Благодарим за пожертвования в сумме 22 000 рублей и 100 000 рублей, перечисленные на счет монастыря.

Это очень своевременная помощь. В конце августа приступили к наружному ремонту храма Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Мы рассказывали о предыдущем крайне неудачном ремонте в 2010 году, которого хватило на одну зиму. Из-за использования неправильных материалов состояние кирпичной кладки очень ухудшилось, новый ремонт потребовал огромных затрат. Приходится буквально спасать старинный храм от разрушения. Специалисты составили смету на сумму, которой нет в наличии у строительной организации, приходится брать кредиты. Поэтому будем признательны за любые суммы, отправленные для обители в БФ "Русская береза" или непосредственно на счет монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.

О всех, кто нам жертвует, усердно молимся, читая Неусыпаемую Псалтирь.

По благословению игумении Феофилы ответила монахиня Серафима, эконом монастыря.


Дорогие Оксана Михайловна и Марина! Благодарим сердечно за заботу о нас. Деньги в сумме 102 000 рублей поступили на счёт монастыря, использованы на оплату газа и электроэнергии. Сейчас это самые насущные нужды обители. Если вовремя не сделать предоплату и не оплатить итоговые счета, тут же следуют претензии, такой опыт имеется. Желаем вам, всем вашим подопечным, всем благотворителям помощи Божией! Игумения Феофила, настоятельница монастыря Богородично-Рождественская девичья пустынь.

Сегодня Благотворительный Фонд «Русская Береза» порадовал нас сообщением о пожертвовании для монастыря 102 000 рублей и перечислении этой суммы на счёт обители. Для нас это означает, что на ближайший месяц практически решена проблема оплаты газа и частично электроэнергии. Сердечно благодарим Михаила, Георгия и Ирину за своевременную помощь! Ваши имена внесены в монастырский синодик о здравии для молитвенного поминовения при чтении Неусыпаемой Псалтири. Благодарим руководителя фонда Оксану Гарнаеву и сотрудницу Марину Филатову за публикацию материалов о нуждах сельской пустыньки, не имеющей богатого прихода и, соответственно, доходов.


4 мая 2007 года нашу обитель постигло великое испытание: дотла сгорел сестринский корпус со множеством святынь и всем имуществом, которое собирали в течение четырнадцати лет, включая библиотеку, насчитывавшую не менее восьми тысяч книг. Четыре года минуло с того страшного дня, но до полного восстановления монастыря еще далеко. Мы живем в селе Барятине (в 4-5 км от райцентра, здесь нет крупных предприятий, богатых собственников), приход у нас маленький, ждать помощи не от кого. Стало проблемой не только строить, но и платить за электричество и газ. Экономический кризис усугубил наше бедственное положение. Нижайше просим Вас ради христианского милосердия пожертвовать на восстановительные работы и уставные нужды монастыря сколько сможете.

Добрый день! Высылаем фотографии на тему ремонта храма. Придется заново штукатурить, а это уже очень дорого. Нам никогда не собрать нужную сумму без помощи добрых людей. Предыстория ремонта такова. Всего шесть лет назад храм стоял в лесах, старая штукатурка была отбита до кирпичей, для шпаклевки и покраски использовались лучшие материалы. Работами руководил А.А. Байрошевский, технический директор ОАО «Опал». Получив аванс в сумме 200 000 руб., Алексей Анатольевич в расписке от 9 мая 2009 года сообщает, что «сознает ответственность за невыполнение взятых обязательств и согласен с суммой 660 000 рублей за всю работу». Вскоре привёз интернациональную бригаду, набрал на дорожной обочине приезжих с юга бывшего Союза. Монастырь предоставил жильё, трехразовое питание. За лето оштукатурили стены, покрасили, заменили обрешетку крыши, положили новенькую медь. Осенью расплатились с Байрошевским. Но красоты хватило ненадолго. Запись от 25 февраля 2012 года в журнале заседаний Попечительского совета монастыря свидетельствует: «В течение зимы выяснилось, что наружная отделка храма Рождества Пресвятой Богородицы выполнена с очень низким качеством: краска пузырится, отваливается вместе со шпаклевкой и штукатуркой». Совет обязал призвать ОАО «Опал» исправить недостатки ремонта. Призвать не удалось. ОАО «Опал» таинственно исчезло. Фирм с таким названием в интернете полно, но рязанской нет. Поговорили с Байрошевским по телефону. Исправлять брак категорически отказался, нашёл тысячу оправданий. На том дело кончилось. Судебную тяжбу затевать не в наших правилах. По нынешним ценам новый ремонт обойдется в пределах шести миллионов рублей. У бедного сельского монастыря таких денег никогда не было, нет и без вашей помощи не будет. Поэтому ниже ставлю ссылку на информацию о том, как поучаствовать в сборе средств на будущий ремонт. http://feofila.ru/index.php?go=Content&id=13.

Ремонт очень нужен, стыдно за такое состояние храма. Издалека выглядит благополучно, а вблизи - позорище. Мы на жизнь еле-еле собираем, а ремонт вовсе не потянем, если добрые люди не помогут. При этом в монастырь чуть не ежедневно приходят нищие со всей округи, беженцы с Украины, в почте постоянно просительные письма. Подаем помаленьку, просящему - дай, это даже не обсуждается. Так и живем. Простите. Мон. Серафима, эконом монастыря.


Уважаемая Оксана Михайловна! 9 декабря на наш счет поступила сумма 150 000 рублей, переданная фондом "Русская Береза" от неизвестного благотворителя для нашей обители. Благодаря этим деньгам мы смогли оплатить в декабре счета на электроэнергию, газоснабжение, связь, взносы в Епархию, отправить инокиню Магдалину (Филонову) на обследование в ФГБУ "НЦССХ" им. А.Н. Бакулева" РАМН, приобрести лекарства. Богородично-Рождественская девичья пустынь находится в селе, удаленном от больших городов и шумных автострад. На богослужениях в старинном прекрасном храме, построенном в честь Рождества Пресвятой Богородицы (18 век), в будни можно видеть только сестер, а в воскресные и праздничные дни приезжают немногие богомольцы из окрестных селений. Доход от служб и треб (в основном это молитвенное поминовение о здравии или упокоении на литургии и при чтении Неусыпаемой Псалтири) ночтожно мал. А затраты на содержание обители постоянно умножаются соответсвенно увеличению числа насельниц, паломников и росту цен. Монастырь остро нуждается в средствах на жизнь и не может существовать без помощи добрых людей. Сердечно благодарим за присланное вспомоществование и надеемся, что Благотворительный фонд "Русская Береза" еще не раз поможет маленькой сельской области.


Дорогая о Господе Оксана Михайловна! Сердечно благодарим за заботу о нашей обители Богородично-Рождественская девичья пустынь в селе Барятине (Калужская епархия), за то, что находимся в числе подопечных возглавляемого Вами Благотворительного фонда "Русская береза".

4 мая исполнится пять лет, как мы сгорели. Благодаря помощи многих россиян, местной власти и крупной московской строительной фирмы основные восстановительные работы близятся к завершению. Но мы, как и до пожара, по-прежнему остро нуждаемся в средствах на жизнь и не можем существовать без помощи добрых людей, поэтому постоянно шлем огромное количество писем с прошениями о помощи, иначе нам просто не выжить. Наша маленькая обитель находится в селе, удаленном от больших городов и шумных автострад. На богослужениях в старинном прекрасном храме, построенном в честь Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII век), в будни можно видеть только сестер, а в воскресные и праздничные дни приезжают немногие богомольцы из окрестных селений. Доход от служб и треб (в основном это молитвенное поминовение о здравии или упокоении на литургии и при чтении Неусыпаемой Псалтири) ничтожно мал. А затраты на содержание обители растут соответственно инфляции в стране. Опять нуждается в ремонте храм, строители напортачили, уже краска осыпается. Будем признательны, если монастырь останется в списке подопечных Фонда. С надеждой и благодарностью игум. Феофила с сестрами.

Обитель была основана при храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1995 г. Сам храм был построен в 1796 г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй -- в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.

После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1938 г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.

В 50-е гг. XX в. храм был открыт. Восстанавливал его священник Андрей Павликов, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, удостоенный многих наград. Отец Андрей прослужил в храме 17 лет. Он имел особое попечение о монашествующих, поселившихся в ближайших селах из закрытых монастырей. Первоначально богослужения совершались в маленьком приделе в честь бессребреников Космы и Дамиана, а потом был восстановлен и главный придел.

28 февраля 1972 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Аркадий (Афонин), постриженик Троице-Сергиевой Лавры, который служил в нем с перерывом с 1 апреля 1974 г. по 1 сентября 1975 г. до 25 марта 1991 г., когда Священным Синодом был назначен епископом Южно-Сахалинским.

По благословению епископа Калужского и Боровского Доната (Щеголева) отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину. Он построил при храме дом, в котором разместились келии сестер. В созданную монашескую общину он пригласил опытных монахинь, принявших постриг еще в старых монастырях. В общине поселились: монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, постриженица Оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Дорофея, монахиня Никодима, монахиня Агния, монахиня Ксения, слепая монахиня Иулия, бывшая несколько лет в лагерях и другие. В общину пришли и молодые сестры, 3 из которых приняли монашеский постриг, а 4 -- иноческий.

С открытием новых монастырей и из-за преклонного возраста сестер в общине к началу 90-х гг. осталось только 4 насельницы, и 4 апреля 1993 г. по благословению архиепископа Климента для укрепления монашеской общины в Барятино были направлены несколько насельниц Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Старшей сестрой была назначена монахиня Феофила (Лепешинская). Община стала развиваться: были построены новые корпуса, увеличилось число насельниц. 26 декабря 1995 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община была преобразована в женский монастырь -- Богородицерождественскую девичью пустынь, и монахиня Феофила была назначена настоятельницей.

Богородице-Рождественская девичья пустынь в селе Барятино , женский монастырь Калужской епархии .

Обитель была основана в году при храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Сам храм был построен в г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй - в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.

После революции г. храм оставался действующим до г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.

В 1950-е годы храм был открыт. Восстанавливал его священник Андрей Павликов , полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, удостоенный многих наград. Отец Андрей прослужил в храме 17 лет. Он имел особое попечение о монашествующих из закрытых монастырей, поселившихся в ближайших селах. Первоначально богослужения совершались в маленьком приделе в честь св. бессребреников Космы и Дамиана, а потом был восстановлен и главный придел.

28 февраля г. настоятелем храма был назначен иеромонах Аркадий (Афонин) , постриженик Троице-Сергиевой лавры, который служил в нем с перерывом с 1 апреля г. по 1 сентября г. до 25 марта г., когда Священным Синодом был назначен епископом Южно-Сахалинским. По благословению епископа Калужского и Боровского Доната (Щеголева) отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину. Он построил при храме дом, в котором разместились келии сестер. В созданную монашескую общину он пригласил опытных монахинь, принявших постриг еще в старых монастырях. В общине поселились: монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, постриженица Оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Дорофея, монахиня Никодима, монахиня Агния, монахиня Ксения, слепая монахиня Иулия, бывшая несколько лет в лагерях и другие. В общину пришли и молодые сестры, 3 из которых приняли монашеский постриг, а 4 - иноческий.

С открытием новых монастырей и из-за преклонного возраста сестер в общине к началу 90-х гг. осталось только 4 насельницы, и 4 апреля г. по благословению архиепископа Калужского и Боровского Климента для укрепления монашеской общины в Барятино были направлены несколько насельниц Свято-Никольского Черноостровского монастыря . Старшей сестрой была назначена монахиня Феофила (Лепешинская). Община стала развиваться: были построены новые корпуса, увеличилось число насельниц. 26 декабря г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община была преобразована в женский монастырь - Богородице-Рождественскую девичью пустынь, и монахиня Феофила была назначена настоятельницей.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений, жизнь монастыря и послушания насельниц регулируется внутренним Уставом, утвержденным архиепископом Климентом. В осенне-зимние месяцы проходят занятия для сестер: изучаются догматическое богословие, литургика, Священная история Ветхого Завета, Священная история Нового Завета. Особое внимание уделяется аскетическим творениям. Библиотека монастыря насчитывала около 8 тыс. книг.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook