Типы верующих людей. Основные виды религий. Мировые религии Типология религиозных личностей

Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?

Понятие религии и предпосылки ее появления

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Древнейшие виды, формы религии

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

  • Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
  • Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
  • Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
  • Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
  • Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

Список религий

В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.

Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:

1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):

  • православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
  • католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
  • протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).

2. Ислам (около 1,3 млрд человек):

  • суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
  • шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).

3.Буддизм (300 млн человек):

  • хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
  • махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).

Национальные религии

Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:

  • индуизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • иудаизм (Израиль);
  • сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
  • синтоизм (Япония);
  • язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Христианство

Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.

Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.

Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.

Ислам

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии - суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Буддизм

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Новые религиозные течения

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

  • саентология;
  • неошаманизм;
  • неоязычество;
  • бурханизм;
  • неоиндуизм;
  • раэлиты;
  • оомото;
  • и другие течения.

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ВЕРУЮЩИХ

Несмотря на многие общие черты и особенности сознания и поведения религиозных людей, между ними существуют и определенные различия, которые отнюдь не исчерпываются принадлежностью к разным конфессиям, т.е. особенностями религиозных верований и культовых действий с точки зрения их содержания. Даже в рамках одной и той же конфессии обнаруживаются существенные различия между верующими, касающиеся, например, степени религиозности личности. Как советские, так и зарубежные социологи и социальные психологи выделяют различные типы религиозных личностей в зависимости от глубины и интенсивности их веры, степени культовой активности (частота посещения церкви, соблюдение норм религиозного поведения в домашней обстановке, молитвы, посты и т.п.).

Психологию религии, в отличие от социологии, интересуют не только эти различия между верующими. Ведь даже при наличии приблизительно одинаковой степени религиозности среди последователей одной и той же конфессии можно обнаружить существенные различия в религиозности, определяемые, если употребить термин А.Н.Леонтьева, личностным смыслом религии для каждого из них 393 .

Зарубежная психология религии уже давно пыталась создать социально-психологическую типологию религиозных личностей. Особенно активно занимался этим американский психолог Оллпорт. В ряде своих работ 60-х годов Оллпорт выдвинул концепцию, согласно которой существует два основных типа религиозных личностей. К первому типу он относит людей, для которых религия лишь способ для достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Посещение церкви, участие в деятельности религиозных общин, внешнее благочестие являются для них средствами доказать свою социальную респектабельность, лояльность по отношению к общепринятому образу жизни. Для некоторых верующих этого типа религия является ценностью, поскольку дает утешение, обеспечивает душевный комфорт, способствует преодолению отрицательных переживаний. Оллпорт назвал этот тип религиозных людей extrinsic, что можно приблизительно перевести как «внешний», «органически не присущий».

Для религиозных личностей второго типа религия представляет самостоятельную и конечную ценность. Они мотивируют свою деятельность в разных социальных сферах религиозной верой. Нерелигиозные потребности и интересы имеют для них второстепенное значение, все свое поведение они стараются подчинить религиозным нормам и предписаниям. Такой тип религиозных личностей Оллпорт назвал intrinsic («внутренний», «имманентно присущий») 394 .

Концепция Оллпорта вызвала активную дискуссию в американской религиоведческой литературе. В то же время ее методологическая ценность никем из исследователей не отрицалась.

Попытку продолжить и развить типологическую схему Оллпорта предприняли американские психологи Д.Бэтсон и Л.Вентис в книге «Религиозный опыт». Авторы весьма критически оценивают социальную роль религиозных верований как у представителей extrinsic-ориентации (что совпадает с мнением Оллпорта), так и у intrinsic ориентированных (что противоречит мнению Оллпорта). Некоторые их соображения по этому поводу заслуживают внимания. Так, Бэтсон и Вентис считают, что хотя для intrinsic ориентированных религия субъективно выступает как источник свободы и радости, объективно она связывает этих людей жесткими рамками вероучения, что догматизирует их мышление, делает его неспособным к каким-либо принципиальным изменениям 395 . На основе обобщения многих эмпирических исследований они пришли к выводу, что extrinsic-ориентация оказывает негативное влияние на «душевное здоровье» личности, способствуя возникновению неврозов. Что же касается intrinsic-ориентации, то она, по мнению американских психологов, способствует освобождению личности от беспокойства и чувства вины, однако препятствует изменениям в мировоззрении и дальнейшему совершенствованию человеческого интеллекта 396 . Особенно интересно мнение Бэтсона и Вентиса относительно соотношения двух названных выше типов религиозной ориентации с нравственными установками и социальным поведением. Как и предшествовавшие им американские исследователи этой проблемы, Бэтсон и Вентис констатировали наличие позитивной корреляции между extrinsic-ориентацией и различными предрассудками, в частности расовыми. Высказывания же представителей intrinsic-ориентации создавали видимость негативной корреляции между религиозной верой и расовыми предрассудками, однако реальное их поведение не подтверждало этого. Верующие данного типа считают, что они полны братской любви и сострадания ко всем людям, независимо от их положения и расовой принадлежности. Такими они слывут и во мнении многих окружающих. Однако их реальное поведение отнюдь не основано на этих принципах 397 .

Очевидно, что Бэтсон и Вентис довольно трезво оценивают влияние религиозных ориентации на сознание и поведение человека. Но их типология не ограничивается двумя указанными Оллпортом ориентациями. Они выделили еще одну, третью религиозную ориентацию, которую назвали quest orientation - «ориентация поиска». В духе многих западных интеллигентов, которые наряду с осуждением институциональной, т.е. реально существующей, религии пытаются сконструировать некую «гуманистическую» религию, якобы способствующую развитию личности, Бэтсон и Вентис обосновывают наличие религиозной ориентации, которая «лишена всякого догматизма», способствует духовному развитию личности, «творческой эволюции человеческого интеллекта» и т.п. 398 По их уверению, «ориентация поиска» включает открытую готовность к разрешению высших, экзистенциальных вопросов, соединенную со скептицизмом по отношению к определенным ответам на эти вопросы» 399 . Нам представляется, что американские психологи выдают в данном случае желаемое за действительность. Не случайно именно этот вывод в их книге имеет весьма слабое эмпирическое обоснование. Нельзя же считать серьезным обоснованием указание на религиозные ориентации Будды Гаутамы или Махатмы Ганди! Предположим, что их религиозные ориентации действительно носили поисковый характер. Значит ли это, что среди всей массы рядовых верующих существует особый тип религиозной ориентации - поисковый? Позволим себе усомниться в этом.

В советской литературе проблеме психологических типов религиозных личностей пока уделено мало внимания. В работах советских религиоведов преобладают по этому вопросу общие теоретические положения, недостаточно подкрепленные эмпирическими исследованиями.

Нами еще в 1971 г. была высказана мысль о двух типах верующих: интровертированных (т.е. обращенных в себя) и экстравертированных (обращенных вовне). При этом мы опирались на выделение указанных психологических типов людей К.-Г.Юнгом 400 .

Для религиозных людей первого типа религия - это средство ухода от окружающего мира, бегства в мир иллюзорный, фантастический. История религий дает множество примеров, подтверждающих наличие религиозных людей этого типа. К их числу можно отнести (как крайнее проявление этого типа) многих представителей религиозного аскетизма, монашества, затворничества, религиозных созерцателей и мистиков.

Другой психологический тип религиозных людей представляют верующие и религиозные деятели, для которых религия является специфическим способом самоутверждения личности, способом проявления своего Я в религиозной группе и в системе религиозных отношений. К представителям этого типа относились и относятся многие религиозные иерархи, проповедники и активисты, которые возглавляют религиозные общины или играют важную роль в религиозных организациях. Нередко у людей такого типа религиозность носит в значительной мере внешний характер, ибо религия важна для них лишь как средство обеспечения благосостояния, власти, карьеры, социального влияния, авторитета 401 . По многим параметрам этот тип близок к типу, выделенному Оллпортом как тип extrinsic-ориентации.

Конечно, в реальной жизни оба эти типа далеко не всегда проявляются в «чистом виде», нередко формируется смешанный тип религиозного человека, соединяющий черты и мистика-созерцателя и социального деятеля.

Возможно вычленение психологических типов верующих на основе иных признаков. Э.В.Протасовым в 1974–1975 гг. было проведено исследование в Воронеже с целью, с одной стороны, выявления различных типов верующих с точки зрения их социальных ориентации, а с другой - изучения специфики различных типов верующих в зависимости от условий формирования их религиозности 402 .

Исследование социальных ориентации верующих является по ряду причин сложной задачей. В ходе опроса (а в силу необходимости именно этот метод применялся в данном исследовании) нелегко бывает добиться искренних ответов, выявляющих подлинную социальную ориентацию опрашиваемых. Чтобы избежать возможных ошибок, задавалось несколько однопорядковых или близких по содержанию вопросов, касавшихся не только общих мировоззренческих и социальных позиций опрашиваемых, но и их реального поведения. Характер ответов на семь или шесть заданных вопросов служил основанием для определения социальной ориентации данного верующего.

Тенденция к позитивным социальным ориентациям, например, определялась на основании следующих вариантов ответов: «Участвую в общественной работе», «Участвовал в прошлом в общественной работе», «Имею друзей среди неверующих», «Не осуждаю поведение, противоречащее религиозным заповедям», «В принятии решений по важным житейским делам помогает мнение товарищей по работе», «Судьба человека зависит от него самого и от условий его жизни», «Вера в бога не может помочь в преодолении аморальных явлений». Отчетливая тенденция к позитивным социальным ориентациям была выявлена у большинства как православных верующих, так и баптистов.

Тенденция к негативной социальной ориентации определялась на основании следующих вариантов ответов: «В общественной работе не участвую, ибо это противоречит моим религиозным убеждениям», «Среди неверующих друзей не имею», «Главной ценностью в жизни считаю идеал христианина», «От жизни без религии ожидаю только плохое», «Считаю, что судьба человека зависит только от бога», «Только вера в бога может помочь в преодолении аморальных явлений». Более или менее отчетливая тенденция к негативным социальным ориентациям была обнаружена у сравнительно небольшой группы православных (около 2%). Несколько больше их у баптистов (6,7%).

Различия в социальных ориентациях верующих играют важную роль при определении оптимальных путей и способов атеистической работы с ними. Позитивная социальная ориентация облегчает контакты с верующими, способствует их вовлечению в общественную деятельность, быстрее ведет к ослаблению и преодолению религиозности. Что же касается верующих с негативной социальной ориентацией, то тенденция к отчуждению от социалистических коллективов, от представителей советской общественности делает задачу их перевоспитания необычайно сложной и трудновыполнимой. Об этом подробнее будет сказано в следующей главе.

Существенные различия были выявлены также между верующими, религиозными с детства, и пришедшими к религии в результате «обращения». Представители первого типа относятся к религии как к чему-то привычному, устоявшемуся. Многие из них не задумываются над содержанием и социальной ролью религиозной веры, а значительная часть - не имеет твердых убеждений по поводу истинности религиозных догматов. Религиозные с детства преобладают в православии (76,7%), немало их и среди баптистов (26%).

«Обращенные», т.е. верующие, выросшие в безрелигиозной среде, пришли к религии в юности или в зрелом возрасте, как правило, в результате жизненного кризиса, в поисках выхода из него. Среди «обращенных» преобладают люди одинокие, с неудавшейся личной жизнью. Около двух третей этой группы составляют вдовые, разведенные и не состоявшие в браке. Особенно много «обращенных» среди баптистов, гораздо меньше - среди православных.

Не следует, естественно, переоценивать научного значения данного исследования. Это был первый опыт изучения социально-психологических типов верующих, живущих в социалистическом обществе. Многие вопросы в нем скорее поставлены, чем решены. Ясно одно - эта проблема требует дальнейшей научной разработки.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Изучение религии с точки зрения марксизма - не самоцель. Оно необходимо для того, чтобы наметить реальные пути преодоления религии в обществе, разработать научно обоснованную программу атеистического воспитания. Следовательно, важной задачей научной психологии религии является анализ соответствующих проблем атеистического воспитания.

В изучении психологии верующих советскими учеными достигнуты немалые результаты и накоплен известный эмпирический материал, но публикации, специально посвященные психологическим проблемам атеистического воспитания, весьма немногочисленны. Хотя в последние годы вышло несколько монографий по атеистическому воспитанию, однако психологические его аспекты в них либо вовсе не рассматриваются, либо рассматриваются бегло, без подробного анализа.

Все это обусловило некоторые особенности данной главы. Автор сосредоточил основное внимание на методологических вопросах атеистического воспитания, опираясь, в частности, на решение ряда принципиальных проблем советскими социальными психологами.

ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ

Разговор о психологических аспектах атеистического воспитания нельзя вести, не определив сущности воспитания вообще и атеистического в частности. Это тем более важно, что в понимании многих ключевых для теории атеистического воспитания вопросов среди советских авторов нет полного единства.

В этой связи нам представляется весьма плодотворной мысль Е.Ф.Сулимова, различающего, с одной стороны, формирование личности как более широкое понятие и воспитание ее - как более узкое. «Когда говорят о формировании человека и личности, - пишет он, - то имеют в виду все факторы, оказывающие существенное влияние на их становление: природные и социальные, целенаправленно используемые и спонтанно действующие» 403 . Воспитание - всегда целенаправленный процесс, включающий систему воздействий на личность (или группу) с целью выработки определенных духовных или физических качеств 404 . Таким образом, воспитание - не стихийный, а сознательно регулируемый и планируемый процесс воздействия на людей или отдельного человека.

Эта мысль особенно важна для понимания процесса воспитания научного мировоззрения и атеистических убеждений. Для достижения этой цели недостаточно стихийного воздействия окружающей социальной среды, даже если она, как это имеет место в социалистическом обществе, является в основном безрелигиозной. Атеистические убеждения формируются на основе и в процессе сознательного воспитательного воздействия.

Рассматривая воспитание как сознательно регулируемый и целенаправленный процесс, мы не сводим его только к духовному, идейному воздействию на людей. Не следует забывать, что важнейшим средством воспитательного воздействия является изменение реальных условий жизни человека (или группы), т.е. изменение их образа жизни. В досоциалистических общественных системах подобные изменения происходили в громадном большинстве случаев стихийно. Более того, такие изменения нередко противоречили целям воспитания, провозглашаемым отдельными прогрессивно мыслящими педагогами и воспитателями. И потому, как правило, их идеи объективно представали недостижимой утопией.

В социалистическом обществе впервые в истории возникает возможность сознательного и целенаправленного изменения образа жизни людей, способствующего формированию у них необходимых для общества и для развития каждой личности качеств. Только при социализме, следовательно, общество приобретает могучие средства воспитательного воздействия, связанные с практическим преобразованием условий жизни людей. Это - новый и важнейший фактор во всех сферах коммунистического воспитания, включая и воспитание атеистической убежденности. Следует согласиться с Е.Ф.Сулимовым, который считает единство духовного и практического воздействия на личность законом коммунистического воспитания 405 .

«…Сами по себе идеи, - подчеркнул М.С.Горбачев в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, - как бы притягательны они ни были, еще не формируют автоматически целостного и активного мировоззрения, если не сопряжены с социально-политическим опытом масс. Во взаимосвязи передовых идей и практики строительства нового общества черпает энергию и действенность социалистическая идеология» 406 .

Между тем в теории атеистического воспитания в нашей стране еще не преодолены полностью рецидивы просветительского подхода. Например, Д.М.Аптекман определяет атеистическое воспитание как «совокупность взаимодействующих между собой средств, несущих как прямую, так и опосредованную информацию мировоззренческого характера, а также организационных форм, обеспечивающих оптимальные результаты в процессе окончательного преодоления религиозности и формирования атеистической убежденности» 407 . Упор, таким образом, делается на сообщении личности или группе атеистической информации. Но дело не только в определении. Если, к примеру, проанализировать содержание интересной в целом монографии М.Я.Ленсу «Основы атеистического воспитания» (Минск, 1976), то бросается в глаза, что автор не выделяет проблемы практического преобразования образа жизни людей как особого метода атеистического воспитания. В этой монографии атеистическое воспитание, по сути, сведено к различным формам и методам пропагандистского воздействия.

У читателя может возникнуть вопрос: какова же связь между образом жизни людей, т.е. способами и формами их жизнедеятельности, и их мировоззрением? Почему изменение образа жизни влияет на мировоззренческие ориентации?

Дело в том, что от образа жизни людей зависят их потребности, интересы и мотивы поведения, которые в значительной мере определяют общую направленность личности, в том числе и ее мировоззрение, ее ценностные ориентации. К примеру, если тот или иной гражданин советского общества не просто добросовестно трудится, но и проявляет общественную активность и заинтересованность в успехах своего коллектива и общества в целом, если его свободное время в значительной мере расходуется на общественные, социально полезные дела и на развитие его способностей, умений и знаний, то можно с уверенностью предположить, что он будет равнодушен к религии, что его образ жизни создает благоприятные условия для усвоения им научного мировоззрения. И напротив, образ жизни, изолирующий человека от интересов социалистических коллективов, от социальных проблем, замыкающий его в узком мирке личных проблем, образ жизни, при котором человек не стремится расширить свои знания, приобщиться к культурным достижениям, развить свои способности, - такой образ жизни создает благоприятные возможности и предпосылки для обращения данного человека к религиозной вере как иллюзорному восполнению его одиночества, слабости его социальных связей.

Социальная активность личности, ее вовлеченность в дела общества и отдельного коллектива является важным объективным фактором атеистического воспитания, а развитие социальной активности трудящихся следует считать важным методом коммунистического (и атеистического в том числе) воспитания.

В предыдущих главах уже говорилось, что религия в нашем обществе по-своему удовлетворяет некоторые социальные потребности людей, в том числе и психологические (в утешении, эмоциональной разрядке и т.п.).

Если эти потребности найдут полное и всестороннее удовлетворение в социально здоровой форме, то это в значительной мере ослабит влияние религии. Удовлетворение социальных и психологических потребностей людей - это дело и государственных и партийных органов и общественных организаций, это дело каждого коллектива, каждого гражданина. И чем выше будет социальная активность трудящихся, чем заинтересованнее каждый гражданин нашей страны будет участвовать в обсуждении и решении всех назревших социальных проблем, тем больше будет оснований для полного преодоления влияния религии и религиозных организаций.

При относительно высоком материальном уровне жизни большинства верующих в нашей стране, духовные интересы значительной их части бедны, а цели и потребности - ограниченны. Так, по данным В.А.Сапрыкина, в г. Караганде 78,4% опрошенных верующих имели собственные дома, 25% - автомобили, 22% - мотоциклы. В то же время только 29% верующих имели личные библиотеки, причем у 26% библиотеки насчитывали не более 50 книг. На вопрос, какие бытовые условия им больше нравятся, 82,4% верующих Караганды заявили: «Когда имеется свой дом, подсобное хозяйство, а большая часть свободного времени уделяется делам в нем» 408 . Конечно, эти данные не следует абсолютизировать, но не подлежит сомнению, что они отражают существующую социальную тенденцию.

Все сказанное не означает недооценки идейного влияния на людей пропаганды. Реализуемое как через непосредственное воздействие лектора, пропагандиста, так и через систему средств массовой информации, это влияние играет в системе атеистического воспитания первостепенную роль. Однако эффективность его многократно усиливается, если оно опирается на сознательное и планомерное изменение образа жизни верующих, их потребностей и интересов. Именно в сочетании практического и духовного воздействия на личность - ключ к формированию у нее глубоких атеистических убеждений.

«Бесспорен факт, - указывает М.С.Горбачев, - умное и правдивое слово имеет огромную силу влияния. Но его значение во сто крат умножается, если соединяется с политическими, экономическими и социальными шагами. Только так можно изжить надоедливую назидательность, наполнить дыханием живой жизни призывы и лозунги» 409 .

Директор алтайского совхоза в беседе с журналистом В.В.Шевелевым рассказал о своих спорах со стариками-старообрядцами по поводу религии, которые не имели реального результата: обе стороны остались при своем мнении. И этот руководитель на основе своего жизненного опыта пришел к правильному выводу: «Главный наш спор не мог на словах решиться - вот в чем суть. Можно ли убедить человека, верящего в бога, в том, что наша безрелигиозная жизнь устроена справедливее и добрее, чем жизнь в религиозной общине? Можно, но, по-моему, только одним способом: сделать, чтобы она такой и была. Самое лучшее и верное доказательство» 410 .

Подробный анализ обозначенных выше вопросов выходит за рамки настоящей книги. Наша задача в данном случае - вычленение психологических проблем атеистического воспитания 411 , а также попытка наметить пути и направления их дальнейшего исследования. Какие же психологические проблемы предстоит рассмотреть в ходе дальнейшего изложения?

Прежде всего это проблемы личностных, т.е. социально-психологических отношений в социалистических коллективах. Социалистический коллектив - это важнейшая социальная ячейка нашего общества. Именно он является одним из главных компонентов микросреды большинства граждан социалистического общества. В рамках коллектива удовлетворяются важные социальные и психологические потребности личности, в частности ее потребности в общении, в утешении, сопереживании, в развитии ее способностей, в творческой созидательной деятельности и т.п. В учебном или производственном коллективе, наряду с семьей, происходит формирование нравственных качеств личности, ее мировоззрения, ценностных ориентации. Многие люди, особенно молодые, переносят свои представления и оценки, касающиеся обстановки в том или ином конкретном коллективе, на общество в целом, зачастую неправомерно экстраполируя на него эти недостатки. А это в ряде случаев приводит к деформациям в мировоззрении и способствует усвоению ненаучных идей и взглядов, в том числе и религиозных. Поэтому общая обстановка в коллективе, и в частности его морально-психологический «климат», характер и содержание социально-психологических (личностных) отношений, играет важную роль в системе факторов, формирующих мировоззрение.

Отношение человека к тем или иным социальным явлениям, его поведение в нашем обществе в значительной мере зависят от общественного мнения коллектива. Социологические исследования фиксируют зависимость участия членов того или иного коллектива в отправлении религиозных обрядов от содержания общественного мнения в коллективе. Там, где общественное мнение резко осуждает всякое участие в религиозных обрядах, их отправляют, как правило, только верующие. Там же, где общественное мнение относится к участию в религиозных обрядах терпимо и снисходительно, в них принимают участие и многие неверующие, мотивируя это либо тем, что эти обряды представляют собой национальную традицию, либо их красочностью и торжественностью.

Социально-психологические отношения в коллективе, влияющие на мировоззрение его членов, многообразны. К ним относятся и личностные отношения между рядовыми членами данного коллектива, и отношения между руководителями и подчиненными. Проявления бюрократизма, формализма, равнодушия к человеческим нуждам, не говоря уже о злоупотреблениях служебным положением со стороны руководителей, крайне отрицательно воздействуют на сознание и поведение людей, нередко толкают их к религии.

Особая социально-психологическая проблема - это положение верующих в социалистическом коллективе. От того, как сложатся отношения верующих с их коллегами по работе или учебе, во многом зависит дальнейшая эволюция их мировоззрения.

Второй комплекс социально-психологических проблем возникает в ходе изучения эффективности различных направлений и форм атеистической пропаганды. Идет ли речь о массовых формах атеистической пропаганды (лекции, вечера вопросов и ответов, групповые беседы и т.п.) или об индивидуальной работе с верующими и индифферентными, - во всех этих случаях идейное воздействие лектора, пропагандиста во многом зависит от учета многих психологических факторов и моментов: настроения и внимания аудитории, ее социально-психологических установок, доверия к лектору и пропагандисту, его нравственного и социального авторитета и многого другого. Иными словами, эффективность атеистической пропаганды в значительной степени зависит от психологической грамотности пропагандиста, от его умения воздействовать на слушателей, а также от его личных качеств.

Методологические ...

  • Психология искусства

    Документ

    Социологии. История религии и права, ... . В основу первого издания «Психологии искусства» ... методологическую необходимость психологического исследования для марксистской ... предмет прежней индивидуальной психологии совпадает с дифференциальной психологией ...

  • Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде Тема Труд как социально-психологическая реальность

    Документ

    Роль религии в... методологические основы инженерной психологии Традиционно предмет инженерной психологии ... психологии первой половины XX в. Предметом психологии ... методологической , марксистско -ленинской основе , развиваемой в теоретической психологии ...

  • Предмет философии науки 4 Раздел I научное познание как социокультурный феномен 10

    Документ

    ... марксистская ... т.п.). Первой и необходимой... искусство, религия , нравственность... психология , обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом ... , методологической основой которой...

  • Александр Хакимов

    "О Трех Типах Верующих"

    «Находящиеся на этом пути, тверды в своих намерениях и преследуют только одну цель. О возлюбленный сын Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен»

    «Бхагават-Гита» 2.41

    Вера является наиболее важным фактором в развитии духовного знания. Наша практика и опыт основаны на вере. Есть вера трех типов, она описана в шастрах. Есть уровни каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Это люди разного уровня веры. Их практика и священные писания могут быть одинаковы, но их вера может быть разной. Поэтому можно видеть великих святых, пророков в разных традициях, и также можно в каждой традиции найти преступников и грешников. Это разные уровни веры.

    Каништха-адхикари - наиболее распространенная категория людей, обладающих верой, но у них отсутствует знание. Вера их не тверда. Их вера зависит от того, что они видят в этом мире и слышат. Они не могут терпеть критику в свой адрес, они не умеют прощать, они склонны к зависти и злобе, они также имеют личные материальные мотивы. Их сердце еще не чисто. Сердце начинающего преданного подобно камню или железу, еще его сравнивают с углем. Можно ли очистить уголь? Существует процесс трансформации угля в алмаз. Его можно только трансформировать, очистить его практически невозможно. Как человек, пропитанный насквозь материальным сознанием, приходит к Богу?

    Есть психология - человек пытается властвовать и управлять этим миром, но он терпит неудачу за неудачей. В конце концов, когда все его мечты сокрушены, он разочаровывается и приходит в религию. Такие люди терроризируют Сверхдушу в своем сердце, потому что их желания противоречивы и непостоянны. Иногда они становятся атеистами, иногда - верующими. Атеисты - это разочаровавшиеся верующие. Они просили что-то у Бога, но Он им ничего не дал, поэтому они решили, что Бога нет. Верующие - это разочарованные атеисты. Они пытались всего добиться без Бога, но теперь решили попытаться добиться с Богом. Каништха-адхикари имеют неустойчивое сознание, это сравнивается с зимой и летом. У них нет верности и преданности, они могут менять богов и религии, как перчатки. Нет принципиальности, твердости, нет решимости. На этом уровне все религии враждуют между собой, потому что они считают, что только в их храме находится Бог.

    Вера - это просто желание человека. Это не значит, что если мы не хотим, то Бога не будет. Заметьте, когда человек начинает духовную жизнь, то все его материальные желания исполняются. У меня так именно и происходило. Все работало, но потом перестало работать. Что случилось? Может быть Бог умер? Ницше так и заявил: «Бог мертв». Это написано на одном мосту - «Бог мертв», и стоит подпись - Ницше. Но на другом конце моста есть другая надпись - «Ницше мертв», и подпись - Бог.

    Итак, каништха-адхикари еще не знает, что такое взаимоотношения с Богом. Он может только что-то требовать. И пока он что-то получает, он поддерживает веру. Однажды мы приземлились в Арабских Эмиратах. Когда мы летели, я смотрел и видел, что там практически нет зелени, одни камни. Но мусульмане молились Богу, чтобы он дал им оазис в этой пустыне, и в этой пустыне забили фонтаны нефти, их даже не бурили. Сейчас эту нефть меняют на воду и это одно из самых богатых государств.

    Как они это получили? Просто прося Бога. Сейчас у них твердые законы шариата. Такие люди могут не понимать истинных взаимоотношений с Богом. Некоторые люди служат Богу, но вместо богатств они становятся бедными. Тогда они спрашивают Бога - за что Он их так наказал, и при этом плачут. Мы должны понять, что не все наши молитвы нравятся Богу. Все материальные просьбы против природы Бога. Они противоестественны для Него. Это то же самое, как прийти к богачу и попросить у него горстку риса для плова. Такого человека сочтут сумасшедшим.

    Человек на уровне каништха-адхикари не имеет знаний, он не знает, кто такой Бог, он не знает Его достояний, Его положения, не знает Его безграничных энергий. Он считает, что Бог очень далеко, а мы - здесь, в этом мире.

    Но говорится, что этот мир также принадлежит Богу. Существует только Бог и Его энергии, и мы также - Его энергии. На уровне каништхи человек думает, что Бог находится только в одной религии, и это порождает неприятие других конфессий, религиозные войны, террористические акты. Как мы видим, это опасный уровень веры. Поэтому говорится, что каништха должен находиться под контролем мадхьяма-адхикари, тогда он будет безопасен. Он должен слушать того, кто выше. Когда они получают свободу и независимость, они устраивают диктатуру, мировое господство. Это опасное проявление, поэтому смотреть нужно не на последователей, а на духовных лидеров, на пророков.

    Мадхьяма всегда следует наставлениям свыше, не искажая их. Он верит в истину. В любой религии есть недостатки. Означает ли, что религия должна быть уничтожена? Прабхупада сказал, что это можно сравнить с катарактой. Катаракта не означает, что глаз нужно выколоть. Катаракту можно вылечить. Религия всегда чиста по своей природе. Ее оскверняют люди, каништха-адхикари. Всегда нужен мадхьяма, который имеет твердую веру.

    Его характеризуют четыре признака: одна его нога в духовном мире, одна - в материальном. Каништха обеими ногами стоит в материальном мире. Мадхьяма любит Бога. Как это проявляется? Он повторяет Его Имена, он интересуется о Нем, читает о Нем, разговаривает о Нем. Любовь к Богу проявляется таким образом. Если вы видите человека, который говорит, что он любит Бога, но не повторяет Его имена, не думает о Нем, не посвящает времени беседам о Боге, не интересуется Его личностью, значит этот человек лжец, он не обладает такой любовью. Эта любовь абстрактна, вымышлена или сентиментальна. «Я люблю того, кого не знаю, кто меня не интересует, и о ком я не рассуждаю». Это сентиментализм или фанатизм. Но любовь очень конкретна. Мы можем описать человека, которого любим.

    Следующее качество мадхьямы - он дружит с преданными и настроен ко всем очень дружелюбно. Любой человек, который предан Богу - его друг, независимо от религиозной конфессии. Он дружит со всеми религиями. Следующее качество - он проповедует невинным. Невинные - это те, кто живут, как материалисты, потому что они не имеют духовного знания, и никогда с ним не сталкивались. Они живут по традиции, как принято. Но в сердце своем они не удовлетворены жизнью и не знают, где причина их неудовлетворения. Они спрашивают, почему они должны жить как все и страдать как все, какой смысл бытия? Этим людям мадхьяма будет проповедовать из сострадания.

    Эти люди ищут знание, но не находят его, и для таких людей мадхьяма становится проповедником, учителем. И последнее качество - он избегает демонов, людей агрессивно настроенных против Бога, против религии и духовного развития в частности. Мадхьяма может жить в мире, потому что он видит преданных, невинных и демонов. С преданными он дружит, невинным проповедует и демонов избегает. Есть много примеров в ведической литературе. Например, фрукт - с одной стороны он спелый, с другой чуть-чуть подпортился, с какой стороны мы будет кусать? Конечно же, с той, где фрукт спелый. Также есть пример мухи и пчелы. Обе летают, но ищут разное. Муха ищет, где грязь, где нечистоты, разложение, гной и др. Пчела ищет нектар, мед, цветы. Мадхьяма видит хорошие качества и общается с человеком, опираясь на эти качества, если он не видит таких качеств, он не будет общаться с таким человеком. Не рекомендуется общаться с материалистами, потому что они завистливы и злонравны. Мы можем заразиться такими же качествами, если будем общаться с ними.

    Почему белых не пускают в некоторые храмы в Индии? Потому что они склонны все критиковать, и таким образом уничтожать молитвенное настроение других преданных. Избегать материалистов - это не значит убегать от них, это значит не общаться на их сокровенные материальные темы. Материалистов интересует две темы - деньги и женщины. Мы эти темы не поддерживаем в беседах. Но в каждом человеке, даже материалисте можно пробудить интерес к Богу. В этом смысле мы можем общаться, проповедуя. Слушать об общении мужчин и женщин, значит сильно оскверняться, тогда нужно прямо в одежде залезать в ванну или в Гангу, если она рядом.

    Мадхьяма будет строго следовать правилам и предписаниям священных писаний, стандартам и принципам. Дружба между преданными и любовь к Богу очень взаимосвязаны. Считается, что чем больше любовь развивается в человеке, тем больше дружеского расположения человек чувствует к преданным. Любовь, прежде всего, распространяется на преданных Богу людей. Чем больше у нас дружбы и сотрудничества с преданными, тем больше у нас развивается любовь к Богу. Эти вещи взаимосвязаны. Поэтому в Бхагавата Пуране говорится, что если человек искренне поклоняется Божеству в храме, со всем рвением, но не поддерживает хороших отношений с преданными, при этом критикует преданных и ссорится с ними, то он напрасно теряет время. Это качество каништхи. Его прогресс мизерный, шаг вперед, два шага назад. Он может служить Богу и ненавидеть преданных Бога других конфессий, или даже своей конфессии. Такие люди склонны ссорится.

    Мадхьяма имеет твердую веру и некоторые знания, но не полные. Он не полностью осведомлен в Ведах. Он рассуждает так: «Я чего-то не знаю и что-то даже не могу объяснить, но мой гуру знает ответы на все мои вопросы и это укрепляет мою веру». Таким же образом мы можем проповедовать людям, если мы что-то не знаем, то мы так и можем говорить. Но также мы должны сказать, что мой духовный учитель знает ответ на этот вопрос, мы можем спросить его и получить ответ. Таким личностям люди доверяют. Это называется честность.

    Высшая категория преданных - уттама - значит выше тьмы материального мира. Для них все духовно. Каждое живое существо для них - частичка Бога. Для них не существует понятия конфессия или национальность. Прабхупада никогда не делил людей на религии. Он делил их на три категории - каништха, мадхьяма и уттама. Любая религия хороша, если там есть уттама и мадхьяма. Если же там одни каништхи, то религия находится в полном упадке. Спасти ее может только уттама. Уттама получают полномочия свыше. Уттама не принадлежат себе, они полностью уполномочены Богом. Пророк означает, что ему даже не надо контролировать собственные чувства. Святой будет бороться с искушениями, а пророк - нет. Пророка используют как обычную ездовую лошадь. Что Бог приказывает, то он и делает. Это вопрос двух вещей - веры и знания. Уттама обладает полной верой и полным знанием шастр. Победить его в споре невозможно никаким академическим ученым.

    Бхактисиддханта Сарасвати говорил не такие уж сложные вещи. Один вид его чего только стоил. Никто не мог с ним спорить. Великие ученые, философы приходили и выдавали свои аргументы, и что говорил Бхактисиддханта Сарасвати? Он смотрел на них и говорил: «Дорогой, уважаемый доктор! Это знание запредельно». И все ученые просто ничего не могли сказать в ответ. Это знание постигается только через ученическую преемственность. Пока мы не примем духовного учителя, мы не сможем понять, о чем мы здесь говорим.

    Другой пример - Рамануджачарья. Однажды один майавади вызвал его на спор. Майавади невозможно логически победить в споре, у них нет никаких принципиальностей и точки опоры. Платформа ума, они могут все переворачивать, комбинировать, нет никаких принципов, морали и совести, никакой последовательности и логики. Они говорят все, что взбредет в голову. Спорить бессмысленно.

    Рамануджачарья - великий преданный, он основывается на принципах бхакти. У майавади нет никаких авторитетов. Они спорили много дней и Рамануджачарья почувствовал, что он проигрывает спор, теряет силу, энтузиазм, энергию. По закону спора тот, кто проигрывает, должен стать пожизненно учеником выигравшего, и Рамануджачарье грозила такая участь.

    И тогда Рамануджачарья пошел к Ранганатхе, которому поклонялся всю свою жизнь. Это Божество Вишну. Он разговаривал с Ним и ругал Его: «До каких пор Ты будешь скрывать Себя за этой завесой майавады? Почему Ты ведешь Себя так, как будто Тебя нет? Почему Ты не оказываешь мне свою помощь? Я не могу допустить, что люди примут майаваду, искаженную Истину. Я хочу установить Твою власть в этом мире!», и он стал плакать.

    И что произошло? На следующий день он пришел, весь излучающий сияние. Даже майавади увидел это, и он не смог ничего сказать больше, поняв, откуда черпает силу Рамануджачарья. Он упал ему в ноги и попросил простить все его оскорбления. Это чудо, это полная вера и полное знание. Уттама-адхикари всегда живет с Богом, и он обладает этим знанием в форме качеств. В уттама-адхикари говорит смирение, в нем говорит любовь к Богу, в нем говорит почтение к духовному учителю, к его словам. В нем говорят духовные качества: честность, правдивость, чистота, искренность, сострадание. А на эти качества приходит философия. Если человек не имеет таких качеств и пытается разбирать философию, у него ничего не получится.

    Вера очень важна, чтобы достичь поставленной цели. И здесь говорится, что цель достигается только решимостью. Находящиеся на этом пути тверды в своих намерениях и преследуют только одну цель. Четверо Кумаров остались пятилетними детьми. Как они этого достигли? Они остановили развитие ума в теле, сосредоточившись только на Абсолютной Истине. Ни одна женщина никогда не привлечется ими, очень удобная форма. Это достигается при помощи решимости.

    Друва Махарадж достиг Бога за полгода. Это место находится здесь в Мадхуване. Он совершал омовение раз в день, ел сухие листья, потом и их перестал есть, потом даже перестал дышать, и медитировал только на Бога, потому что без медитации на Бога мы не сможем выжить на одном сухом листочке в день. И, в конце концов, он получил даршан Бога. Бог Сам пришел и спросил: «Друва, что ты хочешь? Я считаю Своим долгом выполнить твое желание, потому что ты всю свою жизнь посвятил Мне».

    Но Друва, когда увидел Господа, сказал: «Извини меня, я не знал, что хотел. Я искал осколки битого стекла, а нашел драгоценный камень. Мне ничего не нужно». Он хотел получить царство больше, чем у его прадеда Брахмы. Он решил затмить всех своих родственников. Но когда явился Господь, Друва сказал, что ему ничего не нужно. Но Господь знал его желание, и Он дал ему духовную планету в материальном мире - Друвалоку - Полярную звезду.

    Есть другой пример решимости в Пуранах - воробьиха. Океан смыл ее яйца. Воробьиха попросила океан вернуть ее детей, но океан не обратил ни малейшего внимания на ее просьбу. Тогда она пригрозила ему, что вычерпает его своим клювом до дна. Океан даже не смутился. И тогда воробьиха стала носить своим клювом день за днем по капле воды, и все птицы наблюдали за этим процессом и смеялись. Слух разнесся по всей вселенной и об этом узнал Гаруда - царь птиц. Ему стало жаль воробьиху, и он решил ей помочь. Он прилетел в то место и обратился к океану с просьбой вернуть яйца воробьихе, или он начнет делать то же, что делает воробьиха. Океан сразу пришел в волнение, и вернул яйца воробьихе. Таким же образом преданный достигает успеха.

    Преданные говорят: «Разве это возможно в век Кали-юги вернуться домой к Богу, у нас столько грехов». Но мы день за днем повторяем свои круги и думаем о Боге. И слух о нас разносится по всей Вселенной. Нужно полностью погрузиться в то, что мы делаем. Духовная жизнь не означает, что мы забываем обо всем другом. Прабхупада говорит: «Служа Богу, мы должны служить обществу и семье». Наша решимость должна быть разумной, направленной на верный источник. Итак, нужна решимость в гуне добродетели, направленная на верный источник - Господа.

    Вопрос : У многих есть комплекс неполноценности, расскажите, как от него избавится и нужен ли он.

    Ответ : Комплекс неполноценности создан искусственно общественным мнением и неправильными взаимоотношениями. В обществе, где нет любви, но есть какие-то стандарты, всегда будет присутствовать комплекс неполноценности. Если в нашем обществе, также как в обычной школе, будут противопоставляться успешные преданные и неуспешные, то обществу будет нанесен серьезный вред. Сравнивать людей нельзя, пока мы не увидим душу. Когда же вы видите душу, вы понимаете, что все одинаковы. У каждого есть свое предназначение, свой уровень, поэтому нужно уважать каждого человека с его желанием духовной жизни. Даже если человек повторяет один круг, мы должны прославлять его за это, потому что он повторяет имена Бога. Он прошел все аскезы и покаяния в прошлом, чтобы начать этот процесс, это очень удачливый человек. Как говорят христиане: «Не каждый, кто живет в монастыре спасется и не каждый, кто живет в миру погибнет». Это не так просто, как нам кажется. Поэтому сравнивать и противопоставлять нельзя.

    Помните пример проститутки и брахмана? Они жили через дорогу. Брахман постоянно видел, чем занимается проститутка, и она знала, чем занимается он. Брахман постоянно думал о том, какая эта женщина падшая, он постоянно на это медитировал. А проститутка постоянно думала, что это святой брахман, который весь свой день посвящает духовной практике. Она считала себя грешницей, и понимала, что ей место только в аду. Она медитировала на святого брахмана. И однажды в их квартале случился пожар, и сгорели все. Пришли ямадуты. Брахман сказал: «Вы ошиблись, проститутка живет через дорогу, я всю свою жизнь читал священные писания». Но ямадуты сказали: «Нет, дорогой, может быть ты и читал их, но думал ты о плохих вещах, поэтому собирайся, пойдешь с нами, в ад». А к проститутке пришли Вишнудуты, посланники Бога. И проститутка сказала также: «Вы ошиблись, я падшая женщина, святой живет через дорогу». Но Вишнудуты сказали: «Ты всегда думала о святом, поэтому достойна лучшей участи».

    Поэтому, судить людей по внешним признакам нельзя, нужно научиться любить людей, уважать их уровень, их природу, их попытки. Сознание Кришны дает возможность для каждого человека. Прабхупада построил дом, где может жить каждый, а не только тот, кто повторяет 16 кругов и соблюдает 4 принципа. Есть много преданных, которые не имеют потенциала что-то делать для сознания Кришны, но имеют огромное желание что-то делать для Прабхупады. Практически все любят Прабхупаду и это нужно уважать. Нужно уважать даже ложное эго других, но не свое.

    Вопрос : Все мы практикуем одну и ту же мантру, одни и те же принципы и, тем не менее, скорость развития у всех разная, с чем это связано?

    Ответ : Это связано с тем, как часто мы нажимаем на тормоза. Есть водители, которые давят только на газ, поэтому они продвигаются быстрее. Есть другие, которые постоянно жмут на тормоз. Существуют также материальные привязанности, которые, как якоря, будут удерживать нас на месте. Греховные материальные привязанности нужно полностью отпустить.


    Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин.

    В обобщенном виде можно выделить несколько стадий, которые проходит человек в развитии своей религиозности.

    • 1. Начальная стадия характеризуется слабо осмысленным стремлением к поиску защиты от трудностей жизни в потустороннем мире.
    • 2. На второй стадии у человека начинает проявляться интерес к существу божественного.
    • 3. На третьей стадии человек испытывает серьезную потребность в поддержке религиозного авторитета, у него формируется приоритетное предпочтение "преимуществ" загробной жизни.
    • 4. На четвертой стадии верующие уже обладают способностью управлять своими религиозными чувствами и переживаниями.
    • 5. На пятой стадии у верующего преобладают устойчивые религиозные ценностные ориентации, формируется способность к правильному восприятию представлений о других религиозных традициях.

    Изучение психологии верующих должно опираться на определенные теоретические принципы анализа их религиозности и атеистичности. К ним можно отнести:

    • – необходимость единого логического основания для вычленения всех групп типологии – глубоковерующие, верующие, колеблющиеся, индифферентные, пассивные атеисты, активные атеисты (таким основанием является отношение личности к религии и атеизму, точнее степень религиозной веры или соответственно атеистической убежденности);
    • – реализация этого основания в двух видах признаков, относящихся: а) к сфере сознания индивида и б) к сфере его поведения;
    • – набор субъективных и объективных признаков для отнесения тех или иных людей к определенной типологической группе специфичен для каждой из этих групп.

    На основании данных принципов российскими исследователями в области психологии религии разработана примерная методика для изучения представителей различных групп верующих.

    Глубоковерующие. Общая характеристика сознания : наличие глубокой религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в основные религиозные догматы и мифы; б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); в) позитивное отношение к новым религиозным ценностям и нормам; г) негативное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

    вера в основном реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) регулярное отправление религиозных обрядов праздников; б) регулярное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) участие в деятельности религиозных организаций; г) воспитание детей в религиозном духе.

    Верующие. Общая характеристика сознания : наличие религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в самые существенные религиозные догматы и мифы (вера в Бога); б) как правило, осознание себя членом определенной конфессии; в) позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям и нормам; г) негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

    Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление религиозных обрядов и праздников; б) частичное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) возможно эпизодическое участие в деятельности религиозных организаций; г) слабое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания.

    Колеблющиеся. Общая характеристика сознания: наличие колебаний между верой и недоверием. Эмпирические признаки: а) сомнения в правильности основных религиозных догматов; б) колебания в отношении к религиозным и атеистическим ценностям и нормам; в) возможна частичная религиозная идентификация (относят себя к последователям той или иной религии).

    Общая характеристика поведения: возможны отдельные элементы религиозного поведения. Эмпирические признаки: а) возможно нерегулярное отправление наиболее важных религиозных праздников и обрядов; б) возможны отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях; в) неучастие в деятельности религиозных организаций; г) отсутствие религиозного воспитания детей.

    Индифферентные к религии люди. Общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) безразлично относятся как к религиозным, так и к атеистическим нормам и ценностям; в) не считают, что религия приносит вред обществу; г) не считают атеистическое воспитание необходимым.

    Общая характеристика поведения: религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления. Эмпирические признаки: а) религиозное поведение практически полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) в атеистическом воспитании участия не принимают; г) в мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии.

    Пассивные атеисты. Общая характеристика сознания: атеистические убеждения имеются. Но не всегда являются глубокими и осознанными. Эмпирические признаки:

    а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным ценностям и нормам; г) считают, что религия приносит вред обществу.

    Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) детей стараются воспитать в духе атеизма. Но не всегда умеют это сделать.

    Активные атеисты. Общая характеристика сознания: наличие глубоких атеистических убеждений. Эмпирические признаки: не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным нормам и ценностям; в) позитивно относятся к атеистическим ценностям и нормам; г) считают, что религия приносит пред обществу; д) считают себя готовыми к проведению атеистического воспитания.

    Общая характеристика поведения: атеистические убеждения реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) не допускают элементов религиозного поведения дома; г) активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook