Урок детский в воскресной школе о жатве. Урок: первый день в воскресной школе. Поймай меня если сможешь
Урок в воскресной школе
Занимаясь с детьми в воскресной школе – мы нередко моделируем ситуацию, или разбираем конкретный случай, делая выводы как надо или как не надо поступать.
«Предупрежден, значит, вооружен!» - гласит народная мудрость.
А Писание говорит: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится ». Пр. 22:6.
Итак, тема урока: «Чистота и святость в хождении перед Богом и людьми».
Мы вспомнили как ветхозаветных библейских мужей веры: Еноха, Моисея, Самуила, Авраама, Иосифа, Давида, так и новозаветных: Апостолов, Стефана, Павла, Тимофея… И хотя у некоторых из них были ошибки и падения – Господь, видя их покаяние и твердость веры, благословлял их в жизни и дальше.
Кратко остановились на тех, кто, имея познание истины – плохо закончил свою жизнь: Гиезия, Анания и Сапфира, Иуда…
Размышляя на тему святости, я предложил разобрать ситуацию, которая реально произошла у нас в Церкви несколько лет назад:
Итак, дружили два юноши. Один неверующий, второй – из верующей семьи. Второй юноша был христианином, молился, читал Слово Божье, свидетельствовал о Христе своим друзьям.
И вот он однажды, они шли по улице. У неверующего друга в руках банка с пивом. Идут не спеша, беседуют.
И тут у неверующего друга развязался шнурок на ботинке. Он, не долго думая, протягивает банку с пивом своему верующему другу со словами: «Подержи».
Верующий юноша автоматически взял ее в руки, а неверующий присел на корточки завязать шнурок.
В это время рядом прошел автобус, в котором была одна пожилая христианская пара. Верующие в автобусе – увидели, о ужас! – молодого христианина … с банкой пива в руке. На того, который нагнулся завязать шнурок – они просто не обратили внимания…
В воскресенье они подошли к родителям юноши и рассказали то, что виделию. Через некоторое время об этой истории узнали и другие...
Юноша всячески уверял, что он не пил, а просто подержал… Но некоторые открыто осуждали: «Да знаем мы)). Все так говорят…»
Этот юноша и его родителям претерпели много переживаний за этот проступок…
Итак, что юноша сделал не так, когда поступил не верно? – задал я вопрос детям.
Надо было идти по улице, где никого нет…, - поднял руку и сказал Андрей.
Это не выход, в Слове Божьем читаем: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу ». Мр. 4:22. Нужно другое решение.
Не надо дружить с неверующими, - сказала Ольга.
Но Иисус сказал: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» . Иоан. 17:15. «Вы - свет мира...» Мтф. 5:14. Т.е. наша задача не бежать «в монастырь», не уходить от мира сего, а быть в этом мире светом и солью.
После недолгих размышлений мы пришли к выводу, что к нечистому надо просто не прикасаться .
«И потому … не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас ». – 2 Кор. 6:17.
Любая грязь, нечистота, греховность – это мерзость перед Богом. Без покаяния и оставления греха не будет победы.
Ты желаешь победить грех: вспомни Первый Псалом о «Блаженном муже» - этот человек был безмерно счастлив, потому что он «не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! » Пс. 1:1,2. Блаженство, это счастье, которое может быть даже в горе и переживаниях, потому что Господь заботится о человеке. «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет ». Пс. 1:3.
Итак, в чем была ошибка юноши: в том, что он не пободрствовал и протянул руку к нечистому.
Вывод: «Бодрствуйте
и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна
».
Мтф. 26:41
1. Где в Библии в первый раз упоминается о жатве
?
Ответ
: В книге Бытие (8:22), после потопа - "...впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся."
2. В какой из Своих притч Иисус упоминает жатву
?
Ответ
: В притче о плевелах - "Жатва есть кончина века"(Матф. 13:24-30, 37-39). "Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы--сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы."
3. О ком сказано в книге Иова "жатву его съест голодный"?
Ответ
: О глупце." Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. Жатву его съест голодный... (Иова 5:3-5)
4. Где в Библии есть повеление праздновать жатву
? Когда было дано это повеление?
Ответ:
Об этом написано в книге Исход (23:16), повеление было дано вместе с 10-ю заповедями - "Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою."
5. Какая женщина познакомилась со своим будущим мужем на поле во время жатвы? Как звали ее мужа?
Ответ
: Руфь, Вооз. (книга Руфь, глава 2)
6. Продолжите стих: "Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы -..........."
Ответ
: Сын беспутный (Пр. 10:5).
7. Где это написано: "Тогда говорит ученикам Своим: жатвы
много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою"?
Ответ
: Матфея 9:37-38.
8. Назовите плоды духа из послания Галатам.
Ответ:
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5:22-23)
9. С кем будет радоваться жнущий согласно словам Иисуса (Иоан. 4:36)?
Ответ
: С сеющим. - "Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут".
10. О ком в Библии сказано так: "Ты жнешь, где не сеял..."
Ответ
: О господине, раздавшем таланты своим слугам в притче о талантах." (Мф. 25:24)
11. О ком сказал Иисус так: "Они не сеют, не жнут, не собирают в житницы..."?
Ответ
: О птицах. (Мф. 6:26)
12. Продолжите историю: "У одного богатого человека был хороший урожай в поле..."
Ответ
: "...и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. (Лук. 12:16:21)
Осень, Урожай, Благодарение
ВСТУПЛЕНИЕ
У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат. Песня об одном, молитва о другом, история сама по себе, а поделка вообще не на библейскую тему. В итоге дети просто проводят время, причем не всегда интересно и радостно. Воскресная школа - это не место отдыха для детей от проповеди, не возможность развлечь их или развить их творческие способности. Цель детского служения - помочь детям ЗНАТЬ, ЛЮБИТЬ И СЛУШАТЬСЯ БОГА.
Итак, для начала определитесь с программой. Вы можете использовать готовые программы, а можете прописать необходимые темы сами. Даже если я пользуюсь готовой программой, то урок прописываю для себя заново. Ставлю свою цель, определяю одну главную мысль и далее уже строю урок так, как мне кажется правильным. Часто он совсем не похож на исходный, данный в пособии.
1. ЦЕЛЬ И ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ УРОКА
У вас есть тема, к примеру, "Заблудшая овечка" (Луки 15:3-7) Во-первых, определите для себя ОДНУ главную мысль. В этой библейской истории, можно найти множество истин - главных мыслей, которые вы хотели бы донести детям. Но есть золотое правило: "ОДИН УРОК - ОДНА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ".
Поэтому определите для себя ее сразу и запишите. Как же ее выбрать? Взять ту, которая в пособии прописана? Ту, которая на ваш взгляд наиболее важна? По каким критериям выбирать главную мысль урока:
1. Ваша главная мысль должна отвечать на потребности ваших детей. Вы знаете свою группу учеников. Если это дети неверующие, значит их основная потребность в отношениях со Христом. Если дети ваши уже покаялись, то для них в той же истории главная мысль может быть другая.
2. Доверьтесь Святому Духу. Вы не можете знать все, а Бог может. Исходя из главной мысли, определите для себя цель урока:
1. Что дети должны узнать (1 факт, 1 истина, касающаяся лично каждого ребенка)
2. Как они должны ответить на эту истину?
2. СТРУКТУРА УРОКА
ПОДГОТОВКА КЛАССА И ПРИВЕТСТВИЕ
Библейский урок у вас начинается задолго до того, как вы встанете перед детьми и призовете их к молитве. Конечно, учитель должен прийти заранее в класс и приготовить место. Посмотреть, достаточно ли стульев, света, протерта ли пыль в классе. Приготовить, расставить, разложить, повесить, все необходимые пособия. И вы встречаете каждого ребенка, уделяете внимание каждому. Это очень важный момент. Дети приходят и видят, что их ждут, им рады.
МОЛИТВА В НАЧАЛЕ УРОКА
Как правило, молится учитель. В начале урока можно узнать о нуждах и благодарностях. Не забывайте записывать молитвенные нужды, а потом уточнять, как ответил Бог, что произошло, что изменилось. Будьте внимательны к проблемам и нуждам детей. Цените их желание молиться с вами и просить у Бога помощи.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Поете ли вы с детьми? Для меня, немузыкального человека, это самая трудная часть. Поэтому я привлекаю себе в помощь поющих подростков, они готовят песни по темам уроков, и они проводят музыкальную часть. Песни должны соответствовать возрасту детей, теме урока, обстановке в классе. Если вы поете перед Библейской историей, не стоит петь те песни, которые очень шумные, заводят детей, отвлекают от урока. Песни могут быть прекрасным повторением. Больше всего я люблю те песни, которые повторяют Библейскую историю, или Золотые стихи, положенные на музыку.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОШЛОГО УРОКА
"Повторение - мать учения". И это действительно так. КАЖДЫЙ урок у вас должно быть повторение прошлых истин. Через 4-5 уроков мы проводим повторение пройденного, т.е. повторяем весь блок, прежде чем перейти к новому блоку историй. Конечно, повторение должно быть в игровой форме, особенно у малышей. Познавательно и интересно - так должен проходить у вас весь урок, и повторение в том числе.
Методов множество - командные игры, задания, ребусы, головоломки. Используйте и современные технологии, благо ноутбуки и планшеты есть у многих.
ВСТУПЛЕНИЕ К БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
Вступление - это крючок, на который вы цепляете внимание детей. Поэтому оно очень важно. Вступление должно соответствовать вашей главной мысли, возрасту детей, быть понятным, коротким и ярким. Ни в коем случае не говорите: "А сейчас я вам расскажу, как Бог за шесть дней сотворил мир". В общем-то, после этой фразы урок можно и заканчивать. Дети потеряют интерес. Ваша задача - зародить в них ожидание и нетерпение.
Что может служить вступлением:
- короткая жизненная история
- фокус
- игра
- мозговой штурм
- предметный урок
- ролик
- опрос
- исторические факты
- факты из СМИ
- примеры из жизни
- опыты
Иногда библейская история может начинаться не со вступления, а сразу. Но начало должно быть неожиданным и ярким: восклицание, или прямая речь героя, звуки.
Важное правило: вступление - всего лишь мостик к библейской истории. Поэтому если вы хотите провести какую-то игру, рассказать историю, показать ролик и т.д., которые по вашему мнению подходят к главной мысли, помогут достичь цели, но они занимают более 3-х минут, лучше отложите их для закрепления или повторения.
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
Даже если вы рассказываете знакомую историю, которую неоднократно читали, слышали, и, может быть, даже рассказывали, заново прочтите текст в Библии. Рассуждайте над ним. Ответьте на вопросы: Кто? (действующие герои) Что происходит? (факты, события) Где? (место, географическое положение) Когда? (время дня, хронологическая последовательность). Прочтите комментарии.
Далее я рекомендую вам прописать историю. В зависимости от определенной главной истины и цели урока одна и та же библейская история будет звучать по-разному. Ваша главная мысль должна красной нитью проходить через весь урок, и через библейскую историю. Поэтому она должна быть очень короткой и понятной. Ее можно повторять неоднократно: "Иисус хочет, чтобы дети общались с Ним, поэтому Он сказал ученикам... Но так как Иисус хочет общаться с тобой, ты можешь молиться Ему всегда. Он не бывает занят." и т.д. (Главная мысль "Иисус хочет иметь общение с детьми").
Библейская история должны иметь четкую структуру:
- Вступление
- Основное изложение истины, ведущее к кульминации
- Кульминация (она только одна, и после нее повествование плавно нисходит на нет и следует вывод. Иногда педагогу трудно остановиться, и после кульминации он снова и снова нагнетает события, возвращается к истории. Это ошибка. Вы потеряете внимание детей, угаснет их интерес и не сможете достичь цели).
- Завершение
- Вывод и применение
В Библейской истории должна быть прямая речь героя. в общем-то лучше большую часть ее рассказывать от первого лица (героя), вставляя пояснения - речь автора. Пропустите историю через сердце, представьте, что чувствовал главный герой, что должны почувствовать дети? И тогда она оживет. Но не увлекайтесь, чтобы не сказать лишнее.
ПРИМЕНЕНИЕ
К каждому уроку вам нужно продумывать практическое применение. Когда вы определяете цель, то продумываете, как дети должны ответить на ту Библейскую истину, которую узнают. Библейская история должна произвести какие-то изменения в жизни ребенка, изменения в отношениях с Богом, с ближними, научить ребенка новому, помочь справиться с жизненными ситуациями. Практическое применение - это метод, который помогает ребенку любить и слушаться Бога. В зависимости от возраста детей, вашей цели вы выбираете метод, который поможет указать ребенку правильный путь.
Что может быть практическим применением:
1. МОЛИТВА:
После того как вы открыли детям новую истину о Боге и отношениях с Ним, можно попросить детей помолиться вместе на уроке, просить их молиться о чем-то конкретном в течение недели.
а. Молитва - благодарность.
б. Молитва - ходатайство за других.
в. Молитва - прославление.
г. Молитва покаяния (если ребенок готов к такой молитве).
д. Молитва - просьба о личной помощи.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
а. Рассказать о Христе одному человеку в течение недели.
б. Позвать друга в церковь.
в. Конкретная помощь ближним (родителям, друзьям и т.д.)
г. Записать свои мысли.
д. Чтение Библии и размышления.
е. Регулярная молитва и т.д.
3. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ:
а. Участие в служении в церкви.
б. Участие в уборке, субботнике и т.д.
в. Поход, экскурсия (с целью научиться чему-то, практиковать какие-то моменты в жизни)
г. Посещение больных, интернатов и т.д.
4. УЧИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ С БОГОМ.
Практическое применение должно быть конкретным, т.е. чтобы чему-то научиться, ребенок должен или сразу после урока что-то сделать, или в течение недели.
Если мы учим детей отношениям со Христом - доверять Ему, слушаться, надеяться на Него, то встает вопрос - как быть, как учить детей тому, на что требуется вся жизнь.
Попросите рассказать в какой ситуации Бог помог, ответил на молитву, защитил и т.д. Наверняка у кого то из детей похожая ситуация была в жизни.
- Проиграйте возможные ситуации с детьми, или обсудите их.
а. Если ты остался дома один, и тебе страшно, как ты думаешь, как ты можешь поступить? (помолиться)
б. Если ты поступил плохо, и не можешь быть радостным, общаться с родителями, что нужно делать?
в. Если твой друг обидел тебя, но он попросил прощения, как ты можешь поступить?
и т.д.
На самом деле возможностей практического применения истины в жизни множество. Поставьте перед собой задачу - не просто рассказывать библейскую историю, а учить детей применять Слово в жизни. Призовите на помощь Дух Святой, Он будет руководить вами во время подготовки.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Для закрепления можно использовать разные методы, очень часто нельзя разделить закрепление и практическое применение. Все части урока направлены на достижение вашей цели. Поэтому и закрепление, и применение могут взаимодополнять друг друга или быть одним целым.
Игра
- просмотр клипов, видео, роликов
- прослушивание аудио файлов
- беседа по малым группам, со всей группой детей
- практические действия
- чтение Библии
- жизненные истории, факты, статьи СМИ и т.д.
- вкусняшка по теме
- поделка
- совместная поделка
- вопрос- ответ
ЗОЛОТОЙ СТИХ
Это обязательная часть урока. В каждом уроке у вас должен быть один стих из Библии, соответствующий главной мысли и цели. Слово Божие - это и закрепление вашей истины, и применение, потому что оно меняет жизни, реально действует в сердцах людей.
ЗАВЕРШАЮЩАЯ МОЛИТВА
Во время молитвы важно проговорить еще раз ту главную мысль, которая была у вас на уроке. Попросить Бога помочь ее применять в жизни.
Молитва должна быть конкретной, четкой, целенаправленной. Используйте простые слова, не вдавайтесь в многословие.
Источник - группа