Что такое дхарма. Дхарма — это что? Дхарма в буддизме Санатана-дхарма Методом обеспечения дхармы является

Простое определение – долг, обязанности, наклонности, религия, принципы.Буквально означает «то, что поддерживает наше существование». От слова дхри -поддерживать.Н-р, дхарма воды быть жидкой, камень должен быть твердым, соль должна быть соленой, а тигр должен есть мясо. Какой это тигр, если он не может добыть добычу, если не может убить и съест кого-то?Если вам приносят соль, а она не соленая, то это уже что-то другое.Итак, у всего есть свое предназначение и своя существенная функция.

Хорошо с солью понятно, а какой должен быть человек, какова Сложная задача. Он может быть как скотина, а может быть сыном Бога. Такое разнообразие. Как определить человека?Веды помогают нам. Обязанности человека быть любящим, мудрым и добрым. Ни одно живое существо не сможет дать этого, кроме человека, наполнить мир влиянием этих качеств. Если тигр не ест мясо и не убивает никого, то это тигр? Нет, это какая-то кошка домашняя. Если камень не твердый, то кому он нужен? А если человек не любящий, не добрый, не мудрый, это еще не человек. Он еще не достиг уровня человеческого сознания. Дхармаотличает нас от других. Выполняя дхарму, мы очеловечиваемся. Мы возвращаем себе природу величия. Как великие святые это делали. Они совершали такие поступки, что их будут помнить тысячи лет. По их поступкам, которые возвышали их сознание и сознание других людей.

Дхарма вещь, более или менее, постоянная в нашей жизни.Наше материальное положение может меняться в течение жизни, семейное положение тожеможет поменяться, место жительства может поменяться и т.д., то дхарма (наклонности) это та вещь, которая останется с нами до конца жизни. Поэтому на дхарму можно опереться. Это постоянная вещь в нашем быстро меняющемся мире.

При чем различают две дхармы: 1. вечная дхарма -этослужение, она никогда не меняется. Служим ли себе, семье, родине и т.д, мы продолжаем служить. И 2) временная дхарма , которая соответствует нашей обусловленности в этом мире. Каким образом я буду служить, зависит от этой нашей временной природы.

Как правило, к астрологу, к психологу люди обращаются за тем, чтобы решить проблемы.В основном задают три вопроса, которые в основе своей коренятся в глубинной природе душе.Качества души - сат чит и ананда.Люди задают вопросыо здоровье. Это качество сат - вечности, существования.Другой популярный вопрос -это профессия и финансы.Это качество чит – знания.Третий вопрос относится к области отношений, любви, счастья. Это качество ананда - блаженства.И часто люди задают вопрос: Чем же мне заниматься? Какое мое предназначение в жизни? Какова моя дхарма?

Мы должны знать, что сущестует 4 цели человеческой жизни. Дхарма -принципы, религиозность, обязанности.Потом артха -экономическое процветание. Далееидет кама -желания, отношения.Потом мокша – человек ищет избавление от страданий.

Астрологическиэто выглядит так:

1 дом гороскопа -дхарма

2 дом- артха

3 дом-кама

4 дом-мокша.Потом они повторяются.

Как достигать целей?

Здесь нужно обратить внимание надостаточно точную последовательность достижения целей. Дхарма – артха – кама -мокша . К нам не придет процветания(артха) , если мы не будем действовать по определенным принципам (дхарма). Такжене используя принципы камы, мыне сможем наслаждатьсяхорошими отношениями.

В астрологии эти 4 цели связаны с определенными укладами жизни.

1 дом – Дхарма - религиозность . Этот дом относиться к ученикам. Они изучают правила, развивают качества характера. Важная цель дхармы состоит в том, что мы развиваем хороший характер.

2 дом – Артха - процветание . Связан с семейными людьми.Семейные люди должны достаточно хорошо понять принципы процветания.Процветание не приходит в тот дом, где поклоняются глупцам, не умеют хранить зерно (богатство раньше определялось количеством зерна), там где муж и жена ссоряться.2 дом связан с образованием, речью и финансами. Артха позволяет нам определиться с деятельность, чем я буду заниматься в жизни, как помогать другим.

3 дом - Кама – наслаждение . Это уже для ванапрастх, людей, которых отходят от семейных обязанностей для духовного совершенствования. Когда мы 25 лет помогали другим, то у нас появлются хорошие отношенияс другими. Это приносит радость и счастье.

4 дом – Мокша - освобождение от страданий . Это для отреченных людей.

В этих 4 сферах у нас может быть накоплена хорошая или плохая карма. Как правило, если карма хорошая, то человек испытывает мало проблем, много помощи, желания исполняются, человек счастлив и удовлетворен. Если у нас накоплена плохая карма, то возникают сложности, проблемы, препятствия, напряжения, ссоры,разрывы и т.д.И как правило, мы идем к астрологу, хироманту, лекарю не когда у нас все хорошо, а когда у нас возникают препятствия.

Дхарма (долг, обязанности)

Начнем с некоторых принципов формирования личности, воспитания характера, с определения некоторых ценностных установок. Говорится, что как только мы родились, мы сразу же оказываемся в долгуперед разными личностями: родителями, учителями, правителями и т.д.Часто мы упоминаем слово «должен». Государство мне должно то, род ители должны это, муж должен пятое, жена должна десятое,природа должна еще что-то.Интересно, что в ведической культурепрактически нигде не упоминается слово «права». Используется слово «обязанности». Потому что чьи-то обязанности являются правами другого человека.Если каждый человек в обществе исполняет свои обязанности, тогда это автоматически обеспечивает права других граждан.

Прежде всего, ответьте себе на вопрос: «Что такое жизнь?»

Есть одна история.В сущности, это даже не история, это вопрос. Однажды в Петербурге, на выпуск духовной семинарии пригласили одного простого монаха. Неграмотного, жившего где-то в пустыне, в лесу. Так или иначе, он пользовался уважением, и его попросили обратиться к выпускникам духовной семинарии с речью, чтобы он напутствовал их, объяснил, что им нужно делать и как им нужно жить. Он начал свою речь с очень простого вопроса, который поставил всех в тупик. Он спросил их, что такое жизнь?
-Страдание.
-Страдание...Есть еще какие-то ответы

Наслаждение.
Было много ответов на этот вопрос. Большинство людей недоуменно смотрело на этого монаха, не понимая, что же он от них хочет. Кто-то сказал, что жизнь - это борьба, что нужно сражаться, иметь какие-то идеалы. Другой сказал, что жизнь - это просто игра, драма, в которой мы все участвуем, трагедия или комедия... Кто-то сказал, что жизнь - это страдание сплошное. Но монах обвел всех сострадательным взглядом и сказал, что жизнь - это блаженство и человек, который смог соприкоснуться с Богом в этой жизни, почувствует покой, тишину, благоговение, почувствовать внутренний пульс жизни. На самом деле он сможет блаженствовать в этой жизни. Это даже не наслаждение. Потому что под наслаждением на самом деле понимается что-то очень грубое, плотское. Блаженство - это нечто другое, по крайней мере, в его устах. Это радость, тишина, благодать, несуетность. То, в сущности, что человек должен почувствовать, когда он живет этой жизнью. То, чего мы с вами практически лишены. У нас есть все: есть игра, драма, борьба, страсти, страдания, наслаждение, аскезы...

Давайте примем этот момент как за отправную точку: «Жизнь – это блаженство» . Человек отличается от животного наличием разума.В зависимости от уровня развития разума, человек отличается стремлениемк тем или иным вещам. Если мы осознаем себя на уровне тела,тогда будут одни интересы, если на уровне ума, то другие.

Дхарма (функция) тела - еда, сон, оборона, совокупление

Дхарма ума - принимать приятное, отвергать неприятное

Дхарма разума - знание, долг, обязанности

Дхарма души – любовь, блаженство

Есть5 уровней развития разума (или сознания) человека:

Анна майа . Человека интересует пища и все, что с этим связано. Что означает?Это то, от чего мы чувствуем зависимость, то, к чему мы прикованы.Это определенный уровень сознания. И здесь речь идет об анне – пище. Я чувствую свою зависимость от пищи.Мне нужна экономика, мне нужно зарабатывать, покупать, готовить, есть. Эти люди удовлетворены тем, что у них есть деньги и запасы, пропитание. Когда я поел, я счастлив. Чувствуют себя спокойно.

2.Прана-майа -человека интересует здоровье,пранаяма, он придерживается морали, поскольку понимает, что в других тоже есть какая-то жизнь. Майа – энергия, прана – жизненная сила.Есть слово пранаяма – правильное дыхание. Вы едите на этом уровне не просто пищу, а едите энергию. Можете солнечный луч покушать. Йоги могут принять растение сандживани и могутне есть полгода. При этом в медитации вы даже не худеете. Просто дышите и все получаете. Также прана означает здоровье. Есть 5 важных потоков, пран.Люди на этом уровне сознают, что здоровье важнее пищи. Если вы здоровы и сильны, значит можете заработать себе на пищу.Это включает в себя пищу, значит зависим мы от здоровья.

Когда человек уже прожил всю жизнь, то он делает такой вывод: Главное, быть здоровым. Если будет здоровье, то можешь заработать, помочь другим, кушать хорошо. Здоровье очень важно.

Если кто-то находиться на уровне пранамайа, то он сильно не заботиться о пище. Он знает, что это включено. Есть пища или нет, главное, чтобы была сила и здоровье.

3.Мано-майа – это уровень философоф, мыслителей, думающих людей.

Энергия ума.Если человек правильно мыслить, то у него прана будет сильная и пища придет. Если правильно думаете, то сильно не заботтесь о здоровье. Есть 3 причины болезней: неправильное питание, нечистота,и главное – беспокойство ума. Сейчас ум наш очень беспокоен. Крайне беспокоен. Если вы успокоете ум, то сразу почувствуете счастье. Счастье от самого себя. Вы есть счастливое существо.Есть мускусный олень. Он выделяет ароматичное вещество из пупка весной. Этот запах мускуса попадает в нос оленю самому, он начинает искать этот запах. Бегает по лесу,ломает ветки, кричит. Потом видит олениху и думает: Вот она. Его стимулирует собственный запах. Идея счастья исходит от нас. И мы пытаемся приложить куда-то, но они исходит из нас. Беспокойный ум не понимает, где источник счастья. Оказывается, я сам частичка этого счастья. Я думаю, что если возьму эту вещь, то стану счастливым. Если этот человек не будет мне мешать, то я буду более счастлив. Я не знаю, что «я» уже есть это счастье. Препятствий к этому нет, просто беспокойства ума.Мано майа. Она организует прану и пищу. В масштабах общества это выражаетсяв форме экономики – анна майа, прана майа – в формемедицины и обороны, мана майа – идея в обществе, которая объединила бы людей в обществе. Идея коммунизма сделала чудеса в плане энтузиазма, веры.

Пр-р мано майи. Журналист ходил по красноярской ГЭС. Это была стройка энтузиастов. Был труд потрясающий. Весь мир удивлялся, как в России бескорыстно трудятся. Субботники, выходные, без зарплаты увеличивают планы. Пришел журналист взять интервью. Он спрашивал сотню людей: «Что делаешь?»Кто-то мешает бетон, кто-то камни возит и т.д. Один из многих сотен сказал удивительную вещь: «Я строю красноярскую ГЭС».Портрет этого человека в газету, интервью также. Вот как нужно думать. Нужна общая идея, тогда мы сильны становимся. Это три уровня.

4.Вигьяна майа – осознание себя, как души, понимание вечности души и разницы между душой и телом. Это энергия действия. Это выше, чем мысль. Н-р, сейчас все больше людей становится религиозными, хотя мы были недавно все атеистами. Мы были убежденными атеистами. А сейчас все люди верующие почти.Хорошо. На уровне мысли мы скажем, что Бог есть. Тогда следующий вопрос: Почему вы живете так, как –будто Бога нет? Вигьяны нет. Нет подтверждения своим словам. Это называется двойственность, или лицемерие. Думаю одно, говорю другое, а думаю – третье. Не цельность. Вигьяна делает человека цельным. Поступки необходимы, которые соответствуют мыслям и речам. Если у человека все это соответствует, то называется цельная личность. Какую бы идею ум не предлагал, это никого не обеспокоит, пока не примените на практике.

Есть пример из истории. Мухаммед однажды сказал... В Кабе было около 300 Богов, Боги товаров, торговли и т.д. И там также былодин Бог единный среди них.Мухаммед заявил, что Бог один.Вот такая истина. Ему сказали: «Есть такой Бог среди 300 других Богов».На уровне мысли это никого не обеспокоило, но когда Мухаммед сделал практический вывод, товозникла большая проблема. Что это означало? Если унас Бог один и мы все дети Единого Бога, то рабов не должно быть, и женщины должны быть равны с мужчинами. В то время девочек, если они рождались, закапывали в землю живой. Девочки не нужны, ее просто эксплуатировали в той культуре. А Мухаммед заявил, что женщины и мужчины равны. Никто это не принял из знати, начались войны.

Практическое применение мысли – вот проблема. Знаете какая сейчас самая знаменитая философия?Я есть Бог. Так человек думает. Это развивает вседозволенность. Никакой этики и морали не будет. Все едино. Хорошая философия. Я становлюсь Богом. Эту концепцию я начинаю применять в жизни. Один молодой человек сказал мне: «Я вот Бог. Вы знаете об этом?» -«Еще не знаком. И все согласны с этим?» -«Нет, меня никто не принимает».

Философия Раскольникова примерно та же самая. Еще Пушкин писал: Мы все глядим в Наполеоны. Двуногих тварей миллионы для нас орудие одно.Это была философия Раскольникова. Это была популярная философия у молодежи. Потом она привела к нацизму, фашизму. Ужасные вещи стали происходить.Откуда? Человек не правильно думает.Значит нужно сразу установить правильные поступки, чтобы человек правильно думал. Это вигьяна. Если вы находите человека, который действует, думает и говорит одинаково, то это великая личность.

Сначала нужно обмануть себя, потом можно обмануть других. Как есть детектор лжи. Его же можно обмануть. Как это сделать? Вы должны поверить в свою ложь и детектор не заметит. Вы обманете его, но сначала нужно обмануть самого себя.

Поступки выдают ум человека. Рано или поздно, о чем человекдумает, он сделает это. Один офицер рассказывал мне, как живут солдаты в казарме. Трудно их контролировать. Интересно их психология. Когда есть контроль, то он ведут себя хорошо, подчиняются. Но когда они остаются одни, то не знаю, что они могут сделать. Бесконтрольные. Наука самодисциплины утрачена. Поведение и мысль разные. Поэтому мы не доверяем часто друг другу.

В чем ошибка Раскольникова?Он думал то правильно, логично. Он думал, что я молодой, талантливый человек, я мог бы много пользы принести обществу. Я получил бы образование. Но вот эта старуха не важнее вши. Она жадная и богатая. Он решил ее прикончить топором и забрать деньги, чтобы принести пользу другим. У него были благие намерения. Ошибка в том, что высокие мысли должны сопровождаться высокими поступками. Это доказывает, что мы высоко мыслим. Мы не можем достичь высокой цели низкими поступками. Идти к святой цели греховными поступками невозможно. Это не работает. Это не сработало ни психологически, ни реально. Он даже не был счастлив с этими деньгами, страдал, ив конце понял, что нужно наказание, очищение.

Эти поступки могут казаться сложными, трудными,это может быть большой аскезой, но они приводят к последнему уровню.

5. Ананда майа – осознание себя вечным слугой Бога, это уровень блаженства. Это не просто счастье, это океан счастья. Нам легко это представить, но иногданад горизонтом этого океана восходит Луна, это объект вашей любви. В присутствии полной Луны океан еще больше волнуется. В мире безграничное количество счастья, энергий. Но люди не могут пользоваться ими (энергиями)как источниками счастья.

Это именно то, о чем говорилэтот простой монах. Он говорил о самой высокой дхарме человека – дхарме любить.

Дхарма – вечный путь живого существа. Что это такое?

Дхарма – вечный путь живого существа. Что это такое?

Дхарма и её значение

Дхарма является ключевым понятием в . На это понятие опирается построение не только образа действия самого человека, но и всего общества в целом, так как из понятия дхармы проистекают различные варны, каждая из которых исполняет свой долг. Образ действия правильного пути и построения общества соотносится с дхармой, которая является столпом гармонии внутри человека и общества.

Дхарма означает:

  • деятельность
  • долг
  • предназначение
  • религия
  • правило

Совокупность этих значений, отображает дхарму как , который присущ каждому человеку, и как обозначение , который проявляется в индивидуальном предназначении. Объединяя эти два понятия, становится понятно, что дхарма – это обозначение правильного образа жизни и жизненного пути для человека, следуя которому человек может достичь и счастья, и совершенства и всех своих самых главных целей.

Дхарма подобна правильной дороге для человека и для того, чтобы следовать ей – важно понимать все её аспекты, а не только общее обозначение. Одна сторона дхармы заключается в естественном следовании своей природа, другая заключается в следовании общих морально-нравственных правил.

Дхарма – правило и закон

В первую очередь, дхарма – это морально-нравственный закон , из которого и проистекает понятие “правильно ” и “неправильно “. Согласно дхарме человек должен жить в соответствии со своей природой, не совершать грехов и быть праведным. Следуя пути дхармы человек становится праведным и получает возможность обрести духовное благо тем самым духовно эволюционируя.

Следование дхармы дает человеку счастливую и удачную судьбу, хорошую карму, а также избавление от последствий прошлых порочных поступков. Очищая сознание человека, дхарма дарует благо не только в материальном мире, но и давая человеку возможность изучать духовные знания.

Помощь дхармы в духовных знаниях дает путем:

  • понимания этих знаний
  • встречи с духовным учителем
  • стремлению постичь духовные знания
  • способности отказаться от чувственных удовольствий

Таким образом, человек естественным образом может постичь духовные знания, если честно придерживается правилам дхармы. Общими правилами дхармы являются:

  • Ахимса – отказ от причинения страданий другим живым существам.
  • Сатья – честность, отказ от лжи.
  • Астея – неприсвоение чужого: как имущества, так и занятия.
  • Апариграха – нестяжательство, отказ от привязанностей.
  • Брахмачарья – воздержанность, отказ от потакания желаниям.
  • Шауча – чистота тела, ума и разума.
  • Сантоша – удовлетворенность: судьбой, имуществом, положением.
  • Тапасья – аскетизм, дисциплина, способность жертвовать собой.
  • Свадхьяя – изучение духовных писаний, самопознание
  • Ишвара Пранидхана – доверие Богу, судьбе, провиденью

В общем смысле, морально-нравственные правила дхармы означают следование праведности и духовному пути, отказе от порочного и эгоистичного образа действий, а также познания себя и следованию своей природе.

Дхарма и Адхарма

Если человек отказывается от дхармы, наступает адхарма – неправедность или порочность. Адхарма возникает как следствие отказа от следованию правил, принципов и моральных норм. Для человека предписан определенный жизненный цикл, а также определенное место в обществе. Если человек нарушает цикл или занимает чужое место – наступает адхарма. В этом случае, человек духовно деградирует и приближается по уровню сознанию к существу, грех которого он воплощает.


Например, склонность к агрессивности и гневу, а также употреблению мяса сделает из человека хищника, склонность к сну – медведя, склонность к активным половым связям – обезьяну, а к перееданию – свинью. Эта деградация является следствие отказа от дхармы и стремление к пороку – адхарме. Порок порождается и неконтролируемого стремления наслаждаться, по этой причине, разумному человеку стоит особенно внимательно относиться к свои желаниям и способам их удовлетворения.

Дхарма – долг

В данном понимании, дхарма – это человека , который предопределен ещё до его рождения. Выполнение такого долга – первостепенная задача человека. Исполнение такого долга приводит человека к счастью во всех аспектах его жизни. Те, кто следует своей дхарме – достигают совершенства во всех сферах жизни, и в материальной, и в духовной.

Совершенства человек достигает от исполнения своих обязанностей. Совершенство дарует человеку возможность обрести все необходимые ему блага: изобилие, счастье, любовь, богатство и все остальное. Совершенство у всех разное: одному необходимо быть невероятно сильным и смелым, другому необходимо стать самым мудрым и так далее.

У каждого своё совершенство. И обязанности, от которых идет совершенство, тоже у всех разные. Есть определенные виды человека, которые дают ему набор обязанностей. Эти обязанности у каждого человека разные и выполняются в соответствии с временем, местом и обстоятельством.

Правители разных стран правят по разному, исполняя свои обязательства в соответствии с необходимостью. Также и любой человек должен знать что ему делать, как это делать и когда ему это делать. – это образ жизни, который должен вести человек. Понимая свои обязанности и выполняя их своевременно, человек способен выполнять их в полной мере.

Это также ряд вещей, который ему необходимо совершать: мать должна заботиться о ребенке, ухаживать за мужем, а торговец должен следить за ценами, покупать и продавать, рекламировать товар. У каждого человека существует немало дел, которые он должен выполнять. От этого происходит все разнообразие труда в человеческом обществе.

В Чайтанья-чаритамрите также говорится что обязанность любого – заботиться о благе всех живых существ богатством, разумом, речью и действием (Ади-лила. 9.42 ).

Ненасилие, правдивость, честность, желание счастья и благополучия другим и свобода от похоти, гнева и жадности входят в обязанности всех членов общества.

Шримад-Бхагаватам 11.17.21

Однако, конечная цель всех священных текстов сводится к высшей обязанности всех живых существ – преданному служению Верховному Господу. Говорится что Верховный Господь – обладатель всех богатств, наслаждений, счастья, знания, достоинств и прочих благ, а потому стремящиеся к получению этих материальных и духовных благ – должны стремится к служению Ему. В Индии богатые бизнесмены посвящают выходные служению в храмах: моют полы, посуду, еду разносят, чтобы получить возможность преданно послужить Господу. Дхарма – это обязанность.

Дхарма – .

Теперь конкретно о индивидуальной деятельности. Всего существует и соответствующие им виды деятельности. Об этом говорится в Бхагавад-Гите и Шримад-Бхагаватам:

Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.

Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.

Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой – все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.

Земледелие, защита коров и торговля – таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а предназначение шудр – заниматься физическим трудом и служить другим.

Бхагавад-гита 18.41-44

Дхарма брахмана. Брахман – знающий.

: совершать религиозные обряды, учить людей проповедью, советами, историями и собственным примером правильной жизни. Обучать людей непосредственно – брать в ученики. Заниматься исследованиями, как научными, так и философскими. Брахманы выполняют роль преподавателей, министров, жрецов, священников, ученых, исследователей. Интеллектуальный труд. Развивать знания и смирение.

Дхарма кшатрия. Кшатрий – воин.

Дхарма кшатрия – защищать, обеспечивать всем необходимым, заботиться и править над своим народом, поддерживать брахманов и с почтением относится к их советам. Сражаться, руководить, вести за собой, возглавлять и организовывать людей, участвовать в соревнованиях и выигрывать их, совершенствовать физические способности, совершать аскезы, государственная служба. Управленческий, административный и организационный труд. Сражение и борьба.
Развивать храбрость и спокойствие.

Дхарма вайшьи. Вайшья – торговец

Дхарма вайшьи – торговать, выращивать животных, заниматься земледелием и ремеслами, заниматься благотворительностью, зарабатывать деньги и увеличивать материальным блага. Труд направленный на получение прибыли, коммерческое направление. Развивать щедрость и бескорыстие.

Дхарма шудры. Шудр – служащий

Дхарма шудры – служить другим, заниматься физическим трудом. В современном мире также заниматься творчеством и ремеслами. Развивать преданность и трудолюбие.

В большинстве, . Психофизическая природа является фиксированной с рождения. Можно, конечно, привить человеку какую-то любовь к знаниям, интерес. Но он не сравниться с врожденным талантом проводить часы, с самого детства, за книгами и исследовать все. Да и привитая любовь, не может быть такой сильной как естественные склонности.

Если их подавлять или пытаться “переучить” ребенка, тогда можно очень сильно испортить судьбу человеку. Есть мастера которые занимаясь любимым ремеслом получают большие деньги, самоучки. Просто на энтузиазме развили в себе такие способности и стали экспертами именно от врожденного таланта.

Дхарма – уклад жизни.

Согласно ведическим знания, которые мы сейчас рассматриваем, затрагивая тему Дхармы, существует 4 уклада жизни.

Брахмачарья – ученик

Брахмачарьи – молодые ученики. Они учатся в специальных образовательных учреждениях – гуркулах, где в них вкладывают не только знание, но и делают большой упор на развитии нравственности, талантов, способностей и достоинств. Брахмачарьи воздерживаются от половых связей, служат учителю и получают знания.

Обучение было бесплатным и длилось по разному – от 10 до 20 лет. Однако по окончанию обучения следовало отдать гуру крупное пожертвование – какое семья ученика могла себе позволить. Самый младший возраст для принятия в гуркулу 5-7 лет, в 25 лет, максимум, обучение заканчивается и ученик должен решить – остаться на правах ученика-монаха или начать грихастху – семейную жизнь.

Грихастха – глава семейства

Грихастха – семейная жизнь. После обучения ученик решивший начать семейную жизнь возвращается домой, где ему подбирают подходящую невесту. После пышных церемоний свадьбы, молодой семьянин начинает семейную жизнь и заработок денег, в соответствии с прирожденной природой – торговцы начинали торговать, заниматься ремеслами, воины поступали в армию или на государственную службу, священники начинали исполнять обязанности жрецов или учителей.

Воспитывать детей, заниматься благотворительностью и экономической деятельностью, посещать святые места, культивировать в себе чистое сознание – вот обязанности грихастхи. Грихастха продолжается около 30-40 лет. По достижению 45-60 лет глава семейства уходил в отреченный образ жизни. Мать передавалась под опеку старшего сына, который становился владельцем всего имущества и главой семейства.

Ванапрасха – отшельник

Ванапрасха – отреченный образ жизни. Отреченный образ жизни означает поселение в ашраме, скитания или проживание в лесу или горах. В горах или в лесу человек предавался аскезам, очищая свой разум от материальных желаний и обуздывая свой ум.

В случае проживания в лесу, человек питается кореньями и плодами, которые сами ему попадаются. Если человек скитается, он живет жизнью садху, святого, и живёт на подаяние, которое ему дают грихастхи. В случае проживания в монастыре, человек занимается преданным служением и готовится стать санньяси.

Санньяси – проповедник

Санньяси – странствующий . Санньяси становятся молодые брахмачарьи, которые пожелали остаться в гуркуле, грихастхи, разочаровавшиеся в семейной жизни и ванапрастхи. Санньяса означает что человек остаток жизни посвящает проповеди или иному служению Верховному Господу. Такой человек отказывается от имущества и с минимальным набором необходимых предметов, отправляет проповедовать и разносить знания, посвящая остаток жизни преданному служению.

Дхарма – религия.

Понятие дхарма-религия может обозначать два типа религии: карма-йогу и санатана-дхарму.

Карма-йога

Карма-йога – это религиозность направленная на достижение 4 целей жизни: кама(наслаждение), артха(благополучие), дхарма(выполнение долга) и мокшу(освобождение). С такой точки зрения религия является лишь регулирующим принципом в наслаждении и средством для достижения материальных наслаждений и изобилия.

Выполнение обрядов таких как свадьбы, погребения, вознесение молитв, жертвоприношения, похороны и так далее. Следование широкому кругу предписаний и правил, а также поклонение божествам. Все это направленно в большей степени на материальную сторону жизни – для получения чего-либо: достойных сыновей, богатства, здоровья, успеха в заработке и так далее.

Это материалистическая религия, которую мы можем наблюдать повсюду. Самая главная мысль этой религии: “Бог – всемогущ, а значит он может меня наказать или наградить, так что лучше я буду ему служить”. Это корыстное служение, хотя оно и превосходит отсутствие служения, ему далеко до чистого преданного служения.

Главным двигателем такой религии являются страх и желания. Страх наказания и желания награды. В этом случае, Бог это всего лишь очередной господин, который может очень болезненно наказать за непослушание. Такой взгляд встречается повсюду и является следствием общечеловеческого невежества, которое всё подминает под избавление от страданий и обретение наслаждений.

Санатана-дхарма

Санатана-дхармой является вечной религией, которая заключается в преданном служении Богу. Вечной религией она является потому, что субъектом служения является не человек, а душа, которая несет эту службу из жизни в жизнь. Душа является также вечной и неизменной. Тело же человека является подверженным изменению и имеет свой срок. По этой причине, все что связанно с телом человека и материальными объектами не может быть вечной религией, санатана-дхармой. Служение Богу – это взаимодействие самого Бога и души человека, духовной энергии. Обе стороны такого взаимодействия имеют вечную природу, исходя из этого и природа их взаимодействия обретает вечный, непреходящий характер.

Иначе говоря, такой вид религии не имеет отношения к временному телу человеку, но взаимодействует непосредственно с душой. Так как душа является вечной и бессмертной, то плоды такого служения также вечны и бессмертны, так как относятся непосредственно к душе.

Санатана-дхарма – это метод бхакти-йоги, преданного служения. Санатана-дхарма исключительно духовный вид деятельности, хотя и не отрицающий экономической, политической и социальной активности, но все это следует подчинить высшей цели – Кришне.

Подчинение всей деятельности Верховному Господу, полное предание и подчинение Ему, а также отказ от материи, как цели существования, является Саната-дхармой – вечной религией, религией живой души, которая служит её Создателю – Бхагавану.

Дхарма – предназначение

У каждого человека есть ряд событий, которые в его жизни должны произойти. Причинной этому могут послужить как предыдущие поступки человека, которые обозначаются как карма, которая создает определенную линию жизни человека с неотвратимыми событиями, так и необходимость совершить определенную роль, получая миссию. Причины последнему отыскать достаточно трудно в прошлом, но по ходу исполнения своего предназначения человек обретает целостное понимание всего что связано с ним.

Предназначение или миссия человека может быть очень масштабной, а может быть и совсем маленькой, хотя иногда без маленьких событий, практически не заметных в причинно-следственной связи, не произошло бы и больших. Примером предназначения может служить определенная задача в жизни человека, не выполняя которую человек чувствует острую неудовлетворенность и недовольство жизнью. С другой стороны, исполняя своё предназначение человек ощущает всю полноту жизни и теряет вкус к различным аспектам жизни, который традиционно, с точки зрения ведической философии, считаются низкими видами деятельности, которые приводят к деградации. Так у человека пропадает вкус к низшему и появляется вкус к исполнению своей дхармы, в которой он находит для себя всё необходимое для жизни.

В этом свете дхарма выступает как судьба – человек должен выполнить что-то – это его предназначение и долг. В случае отказа от долга – он ошибется, что приведет его к худшему исходу. Об этом говорит Кришна великому воину Арджуне, которому было необходимо принять сражение, но который был охвачен состраданием к своим родственникам, друзьям и наставникам, против которых придётся сражаться:

Не странно ли, что и мы сейчас замышляем тягчайший грех? Движимые желанием насладиться радостями царствования, мы готовы убить своих близких. Пусть лучше сыновья Дхритараштры с оружием в руках убьют меня на поле боя, безоружного и не сопротивляющегося.

Санджая сказал: Промолвив это на поле боя, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице, охваченный скорбью.

Тогда Кришна напомнил ему о его долге воина:

Санджая сказал: Увидев, что Aрджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова:

Верховный Господь сказал: О Aрджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Такое поведение недостойно того, кто знает истинную цель жизни. Оно приведет человека не в рай, а к бесславию. О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту постыдную слабость и воспрянь, о герой, карающий врагов.

Судьба и выбор

Фраза: “Такое приведет человека не , а к бесславию ” очень много значит в контексте духовной жизни и понимания настоящего отречения и предания себя Господу. Дхарма Арджуны была в сражении, Господь наставлял его:

Воспрянь же, Aрджуна! Приготовься к сражению и стяжай себе славу. Покори врага и насладись властью над цветущим царством. Все они уже приговорены Мною к смерти, и ты, о Савьясачи, можешь быть лишь орудием в этой битве.

Судьба означает быть инструментом в руках Господа. Если инструмент отказывается работать – его считают сломанным и либо пытаются починить или выбрасывают. Если человека пытаются “починить” его ждут тяжелые жернова испытаний, до тех пор, пока он не признает свою судьбу и не примет её.

Эти жернова у каждого свои, Иисус ведь сказал “У каждого свой крест ” – это значит что у каждого своя судьба и своя тяжесть испытаний. Второй вариант, когда инструмент признают настолько нерабочим, что выкидывают. В таком случае, человек приходит к неутешительному исходу жизни в виде добровольного отречения от неё – самоубийства.

Что случается с воином, которые работает носильщиком? Помимо жизни, которая не соответствует его природе, он получает острейшее чувство неудовлетворенности, депрессии и полное разочарование в жизни, которое стремится чем-то забить. Чаще всего алкоголем. Таким путём, достойные люди, отказавшиеся от исполнения долга приходят не в рай, а к бесславию .

Дхарма-путь

Если мы все это объединим, то получим что Дхарма – это индивидуальный путь человека, который он должен пройти, чтобы понять себя, чтобы выполнить свое предназначение и для того чтобы принести пользу всему обществу. Если человек искренне хочет развиваться, он должен понимать что очищается золото только через пламя. А алмазы возникают только под давлением. Закаленная сталь ломает обычную. Трудности закаляют.

Есть много метафор, но смысл один – будет тяжело и чем сильнее стремление исполнять свою дхарму, тем больше будет успехов, но тем больше придется страдать для того чтобы достигнуть нужной консистенции, которая будет являться образом идеального себя.

Ради счастья стоит потрудиться, ведь это самый честный обмен – счастье на труд. Честнее сделки просто не существует.

В культуре Индии выделяют несколько важнейших понятий. Для начала стоит определиться с трактовкой одного из них. Буквальный перевод индийского буддистского философского термина позволяет понять, что дхарма — это «поддержка».

Его можно расшифровать как комплекс укрепившихся годами соответствующих норм и определенных правил, которые необходимо соблюдать для сохранения космического баланса. В индийской культуре дхарма, так сказать, не имеет себе равных. В определенном контексте можно увидеть другую трактовку рассматриваемого понятия. В частности, дхарма — это нравственные устои, праведный путь, общезначимый закон бытия.

Священным символом данного индийского термина выступает «колесо дхармы», а «вечным слогом» является ОМ, который еще интерпретируется как АУМ и СОХАМ. Он широко применяется в индуистских и буддистских религиозных церемониях, в частности, в начале каждой молитвы.

Дхарма в буддизме

Слово это трактуется в древнейшей мировой религии как моральная добродетель, а именно духовная и нравственная сторона ее основателя, на которую верующие должны равняться. Это понятие является важнейшим для буддистов, так как воплощает учение Будды, точнее, высшую истину, открытую им всем существам. Кроме этого, присутствует в данной религии учение о том, что дхарма — это совокупность конечных элементов, на которые распадается священный поток мироздания.

Бытует поверье, что Будда воспринимал каждого отдельного человека как уникальное в своем роде существо, обладающее индивидуальностью с самого рождения. В рассматриваемой религии распространено мнение об отсутствии единой формулы Дхармы, которая бы подходила ко всем жизненным ситуациям. Существует лишь учение для каждой категории верующих в отдельности, с учетом их особенностей.

Таким образом, подытожив вышеизложенное, можно говорить о сопряженности двух понятий, а именно о том, что основателем древнейшей мировой религии является Будда, дхарма — его учение.

Отражение рассматриваемого понятия в зарубежной художественной литературе ХХ века

Данное буддистское учение вошло в основу сюжетной линии нашумевшего романа Джека Керуака «Бродяги Дхармы». На сегодняшний день он является одним из шедевров мировой литературы. В нем содержатся автографические детали, а повествование осуществляется от первого лица. Главный герой является «битником», что уже объясняет то, какой образ жизни он ведет: путешествует на попутках по Америке, ночует где попало и выживает за счет случайных заработков. Именно так он довольствуется тем, что дарит ему судьба, точнее Закон Дхармы.

Как и многие другие «битники», главный герой чрезвычайно интересуется философско-религиозными учениями древнего Китая и Индии. В данном случае он — последователь Будды. Его жизнь сопряжена с таким понятием, как Недеяние, то есть духовное просветление, способное привести к нирване.

О чем заставляет задуматься данный мировой шедевр?

Современное понимание романа представлено мыслями о том, что «Бродяги Дхармы» бросили вызов целому обществу, которое привыкло жить согласно принципу накопления. Они выступают в роли сторонних наблюдателей того момента, когда люди стали заложниками своих бытовых вещей. По их мнению, ощутить вкус настоящей свободы можно лишь посредством отречения от материальных зависимостей современного общества.

Проект «Department of Heuristics And Research on Material Applications Initiative»

Сокращенное название вышеуказанного проекта — «DHARMA Initiative», на русском языке это звучит как «Дхарма Инишитив». Это фиктивная научная организация сериала «Остаться в живых», научно-исследовательский проект, который занимается изучением таких областей, как:

  • психология;
  • метеорология;
  • парапсихология;
  • электромагнетизм;
  • исследование современного социального аспекта общества.

Он был основан и профинансирован Алваром Хансо. Непосредственно разработками занимались Карен и Джеральд ДеГруты, которые были доцентами университета Мичиган.

Факты относительно истории создания проекта

Исходя из обучающего фильма, можно прийти к заключению о том, что уже с начала 1962 года присутствовали условия для воплощения проекта в жизнь ввиду того, что существовал конфликт между США и СССР, который чуть не вылился в ядерную войну. Хоть и отношения были налажены, но все же ООН задумалась над проблемой, носящей техногенный характер, и поставила задачу по нахождению такого уравнения, которое бы определило дату «конца Света», выраженного либо масштабной войной, либо эпидемией, либо перенаселением. В конечном итоге получилась числовая последовательность, а именно 4 8 15 16 23 42.

Данный результат был воспринят ООН скептически, а Алвар Хансо, наоборот, всерьез задумался о нем. Он решил продолжить исследование в целях нахождения правильной комбинации, позволяющей предотвратить наступление необратимой катастрофы. Это дало начало проекту «Дхарма Инишитив».

Исследовательские работы развернулись на острове в Тихом океане, местность которого расположилась в геоактивной зоне. Там были построены полностью укомплектованные, включая провизию для ученых, научно-технические станции.

Все работы в указанном направлении не давали желаемых результатов. 1980 год был ознаменован глобальным инцидентом, причину возникновения которого невозможно установить и по настоящее время. Предположительно, возникла электромагнитная утечка.

Впоследствии объект был захвачен и уничтожен, включая почти всех сотрудников, уроженцами острова. А в 1987 году, по официальным данным, проект закрыли.

Как называется индуизм на санскрите?

Данная религия возникла на индийском субконтиненте. Ее историческим названием на санскрите является санатана — дхарма. Перевод трактуется как «вечная религия», «вечный путь» либо «вечный закон».

Индуизм сопряжен с ведической цивилизацией, вследствие чего его относят к древнейшим мировым религиям. Приблизительный возраст — пять тысяч лет. Данная религия не имеет конкретного основателя. Она базируется на древнем священном писании — Ведах. Впоследствии они стали по-разному истолковываться, что повлекло за собой появление различных школ и ветвей. В этих священных писаниях заключена вся сущность ведической религии. Согласно преданиям, тому, кто изучит Веды, откроется безграничная мудрость, потому что там содержатся все знания о мире. Из всех имеющихся в индуизме священных писаний лишь Веды и Упанишады имеют первостепенное значение.

Рассматриваемая религия занимает третье место в мире по количеству последователей. Индуизм исповедуют свыше миллиарда человек.

Какие направления выделяются в индуизме?

В рассматриваемой религии не присутствует центральная доктрина относительно всех индуистских ответвлений, но все же ученые разделяют религию на четыре крупных направления:

  1. Шактизм.
  2. Вайшнавизм.
  3. Смартизм.
  4. Шиваизм.

Различие между вышеуказанными направлениями выражается лишь в форме Бога.

Шакта как тантрическая традиция

Рассматриваемое направление индуизма занимает весомое положение относительно Тантры.

Последователи данного ответвления поклоняются Шакти, которая представлена женским божеством, либо Богине-матери Деви. А уже у самой Шакты есть множество своих школ, к примеру, существует три главных направления Шакта-тантры: Мишра, Самайя и Каула.

Наибольшее количество последователей у третьего направления. Каула воспринимается в качестве непосредственного воплощения Деваты, тем самым являясь самостоятельным объектом поклонения. Каула-дхарма выступает в роли священных учений. Тантры переполнены описанием величия каулы, его духовной силы. Согласно священным писаниям, он может появляться как в виде человека, так и в качестве астрального духа либо иных сверхъестественных существ.

Каула-дхарма не ограничена никакой традицией, следовательно, истинного каулу можно найти среди последователей совершенно любой религии.

Дхарма-марга как одна из благородных истин в буддизме

В рассматриваемой древнейшей индийской религии присутствует такое понятие, как «марга». Трактовка перевода на санскрите — «путь праведности, освобождающий от страдания».

Он включает три буддийских практических аспекта:

  • шила — нравственное поведение;
  • самадхи — медитация;
  • праджня — мудрость.

Благородный путь представлен восьмью ступенями:

  1. Истинное понимание, то есть осмысление всех четырех истин.
  2. Истинное намерение, а именно осознанное желание стать Буддой и освободить всех от страданий.
  3. Истинная речь, в частности, отсутствие лжи, грубости, клеветы и пустой болтовни.
  4. Истинное действие, то есть воздержание от присвоения чужого, от всех проявлений сексуального характера, от употребления одурманиваемых веществ, посягательств на жизнь живых существ.
  5. Истинный образ жизни, а именно тот, который не связан с насилием и нечестным зарабатыванием на жизнь.
  6. Истинное усилие, в частности принцип «золотой середины », по которой не стоит как истязать себя, так и потакать слабостям.
  7. Истинное размышление, представленное четырьмя основами внимательности:
  • к телу;
  • к чувствам;
  • к умственному состоянию;
  • к дхармам — умственным способностям.

8. Медитация как истинное сосредоточение.

Как привнести важнейшие духовные ценности буддизма в современное общество?

По официальным данным, в России стартует проект, именуемый как Международный Дхарма Центр «Samma Ditthi». Это совместная работа с людьми из Шри-Ланки, практикующими буддизм. Цель данного проекта — сохранность, исследования и распространение учений основателя древнейшей мировой религии Индии.

Первым этапом выступает строительство многофункционального центра на территории Республики Шри-Ланка. Здесь будут проводиться практические семинары, чтение лекций достопочтенными Теро из храмов и монастырей, разнообразные встречи по данной тематике.

В самом здании будет разграничение пространства на соответствующие залы. Здесь будет Алтарный зал, площадь которого свыше 100 кв. м, комната боевых искусств, йоги, цигуна, обеденный зал, несколько гостевых комнат, библиотека и офисная часть преимущественно для руководства. Везде планируется установить кондиционеры.

На территории внутреннего двора будет посажено Дерево Маха Бодхи, привезенное из Анурадхапуры. Также здесь планируется проводить практические занятия по изучению Дхармы, а именно «практики ходьбы» и медитации.

На окружающей территории располагается буддийский храм под названием Прийадаршанарамайа. Планируется также создать искусственный водный канал между вышеуказанным храмом, лотосовым прудом и рассматриваемым центром.

Вторым аспектом деятельности данного объекта является осуществление Дхарма Туров. Они посвящены изучению и практическому воплощению Дхармы. Данные Туры проводятся в сакральных местах Силы и Дхармы, оказывающих благотворное воздействие и на тело, и на сознание человека, помогая при этом войти в состояние медитации и приобрести духовный опыт.

Посредством этого центра каждый желающий сможет узнать о том, что, к примеру, Дхарма — это учение о духовной жизни всего сущего.

ДХАРМА (санскр. dharma, пали dhamma) – одно из важнейших понятий всей индийской мысли, однозначно непереводимое на европейские языки ввиду своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающее «порядок», «парадигму», «норму» существования и развития как космоса, так и общества; регулятивный духовный, социальный и нравственный «закон». Объем понятия «дхарма» включает, т.о., значения и «религии», и «права», и «морали». В системе целей человеческого существования (пурушартха ) следование дхарме – одна из четырех основных задач-ориентиров, три остальные «координируются» в перспективе дхармы. Среди понятий, наиболее близких дхарме, можно выделить «истину» (сатья), «заслугу» (пунья), «благо» (шреяс); ее антоним – адхарма . Истоки понятия дхармы восходят еще к «Ригведе» (ср. дхарман), а именно к понятию «рита» (букв. – приведенное в движение), означающему порядок и регуляцию мироздания, «опекаемые», в свою очередь, божествами Митрой и Варуной. В «Брихадараньяка-упанишаде» дхарма – сущность царской власти, высшее начало, тождественное правде или познавательной и моральной истине (I.4.14; II.5.11). В «Чхандогья-упанишаде» различаются три «ветви» дхармы, имеющей значение «долга»: жертвоприношение, изучение Вед, подаяние; подвижничество; ученичество и аскеза (II.23.1). В «Тайттирия-упанишаде» дхарма сополагается с истиной и благом, и это тем более важно, что соответствующий пассаж моделирует «корневые» понятия брахманизма (I.11).

Дхарма становится центральным понятием буддизма . В палийских текстах дхарма – одно из «трех сокровищ» (триратна) буддизма наряду с Буддой и общиной и соответствует буддийскому учению как таковому. Одновременно дхарма – сокровенная часть этого учения, напр. формула стадиального происхождения состояний индивида (пратитья-самутпада ). Дхарма идентична и четырем благородным истинам Будды о страдании. Поэтому дхарма – это и весь практический аспект буддизма, включающий три основных компонента мудрости (панна), нравственного поведения (сила) и медитации (джхана). В буддийских текстах различаются дхамма (в единственном числе) – праведность в целом и дхаммы (во множественном числе) – нравственные опыты и ситуации (Тхерагатха, ст. 30, ср. 304 и т.д.). Дхарма в эдиктах Ашоки близка понятию естественной морали. Буддхагхоса в комментариях к «Дигханикае» (I.99) и «Дхаммападе» (I.22) включает в значение дхармы также собрание буддийских текстов, космический закон и всю проповедь учения.

Основы интерпретации дхармы как базовой категории индуизма были заложены уже в эпоху Будды – в сер. 1-го тыс. до н.э. в текстах, так и называвшихся дхармасутрами, содержавших правила поведения индивида в зависимости от его нахождения на той или иной стадии жизни (ашрамы ученика, домохозяина, лесного отшельника, аскета). Наряду с этой «вертикальной» схемой составители дхармасутр разрабатывали и «горизонтальную» – обязанности в соответствии с варной (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Потому в этих памятниках и следующих за ними дхармаша-страх дхарма соответствует варнаашрама-дхарме. «Вертикальный» и «горизонтальный» срезы дхармы соединяются в свадхарму (букв. – своя дхарма). В «Бхагавадгите» апелляция к свадхарме становится решающей: «лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (III.35, ср. XVIII.45 и т.д.). Уже в эпоху «Законов Ману» (1–2 вв.) встает вопрос об источниках знания о дхарме. «Корнями дхармы» объявляются Веда, предание (смрити), образ жизни знатоков Веды, поведение добродетельных и внутреннее согласие души с предписаниями (II.6).

Среди брахманистских философских школ, исследовавших проблематику дхармы, выделяется миманса . По «Миманса-сутрам», «дхарма – это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием» (I.1.2). Источником познания дхармы не может быть восприятие, но только авторитетное наставление (I.1.3–5). Комментаторы уточняют это положение в том смысле, что восприятие, логический вывод и все опирающиеся на них источники знания (праманы ) имеют дело с сущим, а не с должным, обеспечивают дескриптивное, а не прескриптивное знание. Дхарма познается из Веды, которая авторитетна вследствие своей «несозданности».

В «Вайшешика-сутрах» дхарма – то, благодаря чему осуществляются преуспеяние (абхъюдайя) и высшее благо (I.1.2). В «Падартхадхармасанграхе» Прашастапады дхарма является началом сверхчувственным и реализуемым в зависимости от принадлежности к варне и ашраме. В «Ньяя-бхашье» Ватсьяяны утверждается, что с разрушением одного тела дхарма и адхарма каким-то образом воздействуют на материю, составляющую новое тело. Джаянта Бхатта в «Ньяя-манджари» полемизирует с тезисом мимансы относительно непознаваемости дхармы через восприятие: йогическое восприятие может быть источником этого познания, и если коты видят в темноте, то почему мудрецы-риши не могут видеть дхарму?

Концепция дхармы в адвайта-веданте разрабатывается в полемике с мимансой. Осмысляя различие самих предметов мимансы и веданты – дхармы и Брахмана, Шанкара в «Брахма-сутра-бхашье» намечает целый ряд противопоставлений: постижение дхармы имеет результатом преуспеяние, зависимое от совершенных действий, но не конечное благо, от действий не зависящее; дхарма есть нечто, отодвигаемое на будущее, тогда как Брахман есть вечно-присутствующее; предписания в связи с дхармой «привязывают» ум к определенным желаемым объектам, тогда как инструкции по познанию Брахмана пробуждают разумение (I.1.1). Т.о., миманса и веданта противостоят друг другу как «философия действия» и «философия узнавания». В комментарии же к «Бхагавадгите» Шанкара подчеркивает, что императив исполнения «своей дхармы» актуален только для тех, кто не достиг еще познания Брахмана: предписания дхармы релятивизируются в связи с различиями в уровнях познания.

В джайнской онтологии дхарма и адхарма означают субстанции, обеспечивающие возможности для движения и покоя в мире.

Литература:

1. Creel А.B. Dharma in Hindu Ethics. Calcutta, 1977;

2. Kalupahana D.J . Dhamma(l). – Encyclopedia of Buddhism (Colombo), 1988, v. 4, fasc. 3.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова дхарма

дхарма в словаре кроссвордиста

дхарма

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дхарма

ДХАРМА (санскр.)

    одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственносоциальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.

    В буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания прекращается в состоянии нирваны.

Мифологический словарь

дхарма

(др. - инд.) - «должное» - сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, сын Брахмы (или Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы), олицетворяющий понятие дхармы - закона, морального правопорядка, добродетели. Женами Д. считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо достоинство, входящее в круг понятий о дхарме (славу, счастье, веру и т. п.).

Большой юридический словарь

дхарма

термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании этот термин обозначает одну из четырех ступеней нравственного развития личности на пути к духовной свободе: артха (польза), кама (удовольствие), Д. (справедливость), мокша (духовная свобода).

Дхарма

(санскр.), слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий: закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает счастливое переселение души или даже высвобождение души из-под действия кармы. В буддийской литературе словом «Д.» обозначали в первую очередь учение Будды.

Википедия

Дхарма

Дха́рма , дха́мма - одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар - «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в согласии с устоями дхармы, способны достичь мокши или нирваны . В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом. Антонимом дхармы является адхарма . Символ дхармы - дхармачакра - центральный мотив в национальном флаге Индии.

Дхарма (значения)

Дха́рма :

  • Дхарма - понятие в индийских религиях.
  • Варнашрама-дхарма в индуизме - система деления общества на четыре сословия.
  • Дхармачакра-правартана-сутра - первая проповедь Будды.
  • DHARMA Initiative - вымышленная научная организация сериала «Остаться в живых».

Примеры употребления слова дхарма в литературе.

Мемориальная арка украшена статуей короля Трибхувана Бир Бикрам Шаха и бюстами четырех мучеников: Шукра Радж Шастри, Дхарма Бхакта, Ганга Лал и Дашарат Чанд.

В индуизме так называются четыре цели человеческой жизни: дхарма - обязанность, артха - приобретение, кама - удовольствие и мокша - освобождение.

Все три шастры -- дхарма , артха и кама -- легитим-ны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их.

Индусская философия признает за дхармой известный приоритет, но отсюда не следует, что артха и кама в обязательном порядке должны подчиняться ее требованиям.

Тем не менее брахманизм выгодно отличался от доктрины Будды в одном пункте: он не считал мир отвратительным мельканием дхарм , но видел в нем проявление Божества.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Я не стану углубляться в его долгую историю, начавшуюся две с половиной тысячи лет назад в Бенаресе, когда непальский царевич Сиддхартха, или Гаутама, ставший Буддой, привел в движение колесо дхармы , провозгласив четыре благородные истины и восьмеричный путь.

Гуру Падмасамбхавы - главные тибетские ученики великого Мастера Падмасамбхавы, когда он учил Дхарме в Тибете.

Почтим учителей, почтим Три Тела Будды: Амитабху -- Беспредельный Свет, Тело Дхармы , Богов Лотоса, мирных и гневных, Тело Блаженства, Падмасамбхаву, защитника сущих, Призрачное Тело1 О сын благородной семьи, пришло твое время искать путь.

Так как природа у живых существ разная, у них разные желания, деяния и мысли, и, желая взрастить в них корни добра, Татхагата с помощью различных рассуждений, сравнений и слов по-разному проповедует Дхарму .

И что бы Татхагата ни говорил, чтобы воспитать людей, и что бы он ни произносил - является ли он в своем облике или в чужом, говорит ли от своего лица или от чужого, - все эти речи о дхарме преподаются Татхагатой как фактически истинные, и нет в них лжи, вложенной Татхагатой.

Знание дхармы нельзя почерпнуть из какого-либо отдельного труда, как бы авторитетен он ни был: шастры освещают и дополняют одна другую.

Тогда бодисаттва Викратамати сказал: Просветленный Победитель, то, что обозначается как дхарма , есть дхарма , которая не пребывает ни в чувственных объектах, ни в пространственных измерениях.

Тогда-то можно познать, Что дхарма не рождается, А появляется посредством мысли, Она такова, что невозможно взять, Дхарма всегда истинна.

С другой стороны, напомним, что слово дхарма означает также учение Будды, долг и истину.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook